Дидактическая система
В современной системе педагогического знания дидактику традиционно определяют как относительно самостоятельную часть педагогики, которая изучает цели, ОГЛАВЛЕНИЕ, закономерности, принципы, формы и методы обучения, а также средства и условия организации обучения, формы контроля и результаты обучения. Поэтому современная дидактическая концепция является не только общей теорией обучения, но даст все основания для формирования конкретных частных методик обучения по различным предметным дисциплинам и областям знания.
Если рассмотреть все ключевые вопросы, на которые призвана дать ответ дидактическая концепция, то с очевидностью раскрывается их системный характер и полное соответствие их тем сущностным элементам дидактики, которые составляют целостность современной дидактической системы (табл. 3.1)[1].
Таблица 3.1
Ключевые вопросы дидактики и элементы дидактической системы (по В. И. Загвязинскому)
Дидактические вопросы |
Элементы дидактической системы |
1. Во имя чего и для чего учить? |
1. Цели образования и цели обучения |
2. Кого обучать и когда начинать систематическое обучение? |
2. Социально-личностные характеристики обучающихся и их возраст |
3. Как организовать обучение и где учить? |
3. Формы организации образования |
4. Чему учить? |
4. ОГЛАВЛЕНИЕ образования |
5. Как учить? |
5. Методы и приемы обучения |
6. Какие подходы обучения использовать? |
б. Принципы обучения |
7. С помощью чего учить? |
7. Дидактические средства обучения – учебники, подсобный материал, современные носители информации и обучающие программы |
8. Как создать условия для полноценного и эффективного образования? |
8. Дидактические условия – условия, обеспечивающие адекватность средств и методов обучения возрасту и предметному содержанию |
9. Что является результатом обучения? |
9. Критерии завершенности процесса обучения |
10. Как осуществлять контроль за процессом обучения и оценивать результаты обучения? |
10. Методы контроля и методы оценки процесса и результатов обучения |
Из приведенной таблицы видно, что каждый ответ па поставленный вопрос представляет собой элемент дидактики, который связан со всеми остальными элементами и может рассматриваться во всеобщей их взаимосвязи как система. Поэтому в современной дидактике введено такое понятие, как "дидактическая система", которое позволяет рассматривать каждый элемент с позиции его изменения, но в связи со всеми другими элементами, и оценивать общую, неизменную совокупность изменяющихся
элементов как изменяющуюся целостность. Одно из представлений дидактической системы в графическом виде дал В. И. Андреев[2] (см. рис. 3.2).
Рис. 3.2. Схема дидактической системы (по В. И. Андрееву)
Центральными элементами системы являются деятельность учителя как преподавателя и воспитателя и учебная деятельность ученика. Первый уровень, ядро дидактической системы (заданное в центре схемы) включает в себя основных субъектов образовательного процесса – учителя и ученика в процессе их взаимодействия, исторически сложившиеся и проверенные временем дидактические законы и принципы, соответствующие им дидактические условия. Системное соотнесение всех элементов дидактического ядра в результате и определяет формы организации обучения.
На втором, внешнем, уровне дидактической системы симметрично расположены напрямую зависящие друг от друга ОГЛАВЛЕНИЕ обучения и его результаты, методы обучения и формы контроля и оценки. В основании внешнего уровня дидактической системы находятся средства обучения, а завершают его цели обучения, которые, в свою очередь, определяют цели образования как главную цель всей дидактической системы.
Такое расположение элементов дидактической системы оправдано сущностным наполнением современной дидактической концепции и передает ее целостный деятельный характер, направленный на развитие личности как ученика, так и учителя в процессе взаимно организованного общения, при организации которого неизменно вырастает роль учителя. Кроме того, расположенная во главе всей схемы цель образования подчеркивает ее многогранность по сравнению с подчиняющейся ей целью обучения, которая всегда носит более конкретный и определенный характер, но зависит от общей формулировки цели образования. Расположенные в основании схемы средства обучения, в свою очередь, подчеркивают зависимость функционирования всей дидактической системы от ее материально-технического обеспечения, роль которого в современной системе образования стремительно возрастает в связи с переходом всего сообщества на качественно иные, телекоммуникационные формы хранения и передачи информации.
Закономерный характер расположения всех элементов дидактической системы на схеме позволяет выявить и два разных состояния дидактической системы: состояние устойчивого функционирования и состояние развития.
Состояние устойчивого функционирования отличает наличие отлаженной связи между элементами системы, которая способствует переходу системы в консервативный вариант.
Состояние развития, напротив, отличает наличие неустойчивости связей под влиянием инновационных изменений, происходящих как в отдельных элементах, так и во всей системе в целом.
В заключение следует отметить, что введение понятия "дидактическая система" позволяет анализировать процесс обучения и по элементам, и в системе их взаимодействия, полнее и глубже, т.е. системно, исследовать сущность образования и обучения. Кроме того, выявленный двухуровневый характер дидактической системы и два режима ее функционирования позволяют разрабатывать конкретные обучающие системы и проектировать учебный процесс в строгой зависимости от локальных характеристик времени и места его организации.