Диалогичность и полифоничность

Толстой и Достоевский глубоко различны в своем единстве, в своей общей преемственности от Пушкина, в своей приверженности ему. Критический реализм ввел и разработал свойство романического мышления - диалогичность, теоретически осмысленную Михаилом Бахтиным. Герой романа, занимая определенную ценностно-смысловую позицию, вступает в "спор" (диалогические отношения) с другими персонажами, стоящими на своих ценностных позициях.

В споре позиций принимает участие и автор произведения, и образ автора, и все персонажи произведения. Их "голоса" (позиции) перекликаются, накладываются друг на друга. Никто не вешает истину в последней инстанции. Истина (вернее, художественная концепция произведения) выступает как результат (интеграл) всех позиций, как многоголосье хора. Бахтин показал, что Достоевский завершил создание романа полифонического типа.

Другие особенности

Реализм почти не использует символику и аллегоризм, которые впоследствии станут важнейшими художественными средствами символизма. Не использует и повышенную метафоричность, без которой в XX в. не сможет обходиться сюрреализм.

Правда жизни в реализме проявляется обычно в формах самой жизни (в формах внешнего правдоподобия). Но она может выступать и в формах метафорических, гротесковых, фантастических, условных. Эти лишенные правдоподобия формы в реализме возможны, хотя они и не преобладают.

Реализм рассматривает человека в контексте окружающей его социальной среды.

Изменения в природе личности

Литература критического реализма зафиксировала глубокие изменения в природе личности. Как отмечает Фазиль Искандер:

Достоевский первый заметил, что изменился химический состав человека. Поэтому его противоестественные герои столь естественны в своей противоестественности. Главное его открытие - человек. Его романы - экологическое предупреждение человечеству: "Внимание, на тебя идет человек подполья!". В сырости подполья человека греет лихорадка болезненной мечты. Исчезает самоирония, и ничто не мешает человеку подполья считать себя Наполеоном, которого заела среда. Количество унижений переходит в чудовищное качество самолюбия. Дай ему только вырваться, и он так отомстит за все свои унижения, как еще никто не мстил. Энергия самоутверждения распадающейся души, цепная реакция скандалов, предвестье атомной энергии. На этой энергии и держатся романы Достоевского (Искандер Ф. Академические тетради. № 1. С. 7).

Открытие интеллигента

Русская литература открыла новый тип личности и ввела соответствующее понятие - "интеллигент". В нем увидели подвижника-просветителя, мученика идеи, пастыря-наставника, творца жизнестроительного учения. Ведущими мотивами этого учения становится универсализм ("всемирность"), цельное знание, всеединство, соборность, солидарность, взаимная помощь, симфоническая личность, всеобщее воскрешение, правда-истина и правда-справедливость, "этика любви к дальнему". Универсализм ратует за гуманизм и ненасилие.

Прогрессистская суета и неоруссоизм

Литературовед В.Д. Сквозников предложил трактовку романа Гончарова "Обломов", вводящую это произведение в ряд пророческих, ставящих высшие метафизические проблемы бытия. Гончаров раскрыл привлекательность патриархальности и утвердил образ героя-лентяя, противостоящего мирской суете. С развитием цивилизации стало очевидным угрожающее значение прогрессистской суеты, а прогресс стал неуправляемым и диким. Образ Обломова напоминает, что проницательные люди давно ставили под сомнение однозначную положительность прогресса. Сегодня уже хорошо известно, что излишняя и все нарастающая активность современной цивилизации ставит на грань экологической катастрофы мир и на грань деградации слишком суетное и жадное к богатству и "сладкой жизни" человечество. Так что смотреть с былой уверенностью на Обломова как на ретрограда вряд ли следует. Общественно пассивный Обломов трактовался как один из лишних людей, но не забудем, что он сохраняет человечность. Отрицая жестокую деловитость прогресса, "голубиная душа" Обломов отрицал активность, враждебную человеку и природе в то время, когда угроза только намечалась (см.: Сквозников. Академические тетради №1. С. 95). Оказалось, что образ Обломова несет в себе понимание метафизических истин и предвидение. "Обломов" - руссоизм XIX века, возникший на основе не сентименталистского, а реалистического сознания и на русской почве и потому обращенный более к обществу, нежели к природе.