Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л. Н. Бережнова)
Как известно, саморазвитие характеризуется стремлением развиваться, наличием качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности.
Тест "Рефлексия на саморазвитие" включает 18 вопросов и по три предполагаемых ответа на каждый. Испытуемому предлагается выбрать только один из предложенных вариантов ответа. Для этого после каждого вопроса нужно обвести букву "а", "б" или "в" соответственно.
Однозначно выбранные ответы позволяют определить уровень стремления к саморазвитию, самооценку своих качеств, способствующих саморазвитию, оценку возможностей реализации себя в профессиональной деятельности (в данном случае оценка проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной самореализации).
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
1. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит: а) целеустремленный;
б) трудолюбивый;
в) дисциплинированный.
2. За что вас ценят коллеги?
а) за то, что я ответственный;
б) за то, что отстаиваю свою позицию и не меняю решений;
в) за то, что я эрудированный, интересный собеседник.
3. Как вы относитесь к идее педагогической поддержки?
а) думаю, что это пустая трата времени;
б) глубоко не вникал в проблему;
в) положительно, активно включаюсь в проект.
4. Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться?
а) недостаточно времени;
б) нет подходящей литературы и условий;
в) не хватает силы воли и упорства.
5. Каковы лично ваши типичные затруднения в осуществлении педагогической поддержки?
а) не ставил перед собой задачу анализировать затруднения;
б) имея большой опыт, затруднений не испытываю;
в) точно не знаю.
6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) требовательный;
б) настойчивый;
в) снисходительный.
7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит.
а) решительный;
б) сообразительный;
в) любознательный.
8. Какова ваша позиция в проекте педагогической поддержки?
а) генератор идей;
б) критик;
в) организатор.
9. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени:
а) сила воли;
б) упорство;
в) обязательность.
10. Что вы чаще всего делаете, когда у вас появляется свободное время?
а) занимаюсь любимым делом;
б) читаю;
в) провожу время с друзьями.
11. Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет познавательный интерес?
а) методические знания;
б) теоретические знания;
а) инновационная педагогическая деятельность.
12. В чем вы могли бы себя максимально реализовать?
а) если бы работал так, как и прежде;
б) в новом проекте педагогической поддержки;
в) не знаю.
13. Каким вас чаше всего считают ваши друзья?
а) справедливым;
б) доброжелательным;
в) отзывчивым.
14. Какой из трех принципов вам ближе всего и какого вы придерживаетесь чаще всего?
а) жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы;
б) в жизни всегда есть место самосовершенствованию;
в) наслаждение жизнью в творчестве.
15. Кто ближе всего к вашему идеалу?
а) человек сильный духом и крепкой воли;
б) человек творческий, много знающий и умеющий;
в) человек независимый и уверенный в себе.
16. Удастся ли вам в профессиональном плане добиться того, о чем вы мечтаете?
а) думаю, что да;
б) скорее всего, да;
в) как повезет.
17. Что вас больше привлекает в проекте педагогической поддержки?
а) то, что большинство учителей одобряют идею педагогической поддержки;
б) еще не знаю;
в) новые возможности преподавательской деятельности и перспектива самореализации.
18. Представьте, что вы стали миллиардером. Что бы вы предпочли?
а) путешествовал бы по всему миру;
б) построил бы частную школу и занимался любимым делом;
в) улучшил бы свои бытовые условия и жил в свое удовольствие.
КЛЮЧ
Номер вопроса |
Оценочные баллы ответов |
Номер вопроса |
Оценочные баллы ответов |
||
1 |
а)3 |
б) 2; в) 1 |
10 |
а) 2 |
б) 3; в) 1 |
2 |
а) 2 |
б)1;в)3 |
11 |
а)1 |
б) 2; в) 3 |
3 |
а)1 |
б) 2; в) 3 |
12 |
а)1 |
б) 3; в)2 |
4 |
а)3 |
б) 2; в) 1 |
13 |
а)3 |
б) 2; в) 1 |
5 |
а) 2 |
6)3; в)1 |
14 |
а) 1 |
б) 3; в)2 |
6 |
а)3 |
б) 2; в) 1 |
15 |
а)1 |
б) 3; в)2 |
7 |
а) 2 |
б) 3; в) 1 |
16 |
а)3 |
б) 2; в) 1 |
8 |
а)3 |
б) 2; в) 1 |
17 |
а) 2 |
б) 1; в)3 |
9 |
а) 2 |
б) 3; в) 1 |
18 |
а) 2 |
б) 3; в) 1 |
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Таблица 1. Распределение суммарного числа баллов
Суммарное число баллов |
Уровень стремления к саморазвитию |
18-24 |
Очень низкий |
25-29 |
Низкий |
30-34 |
Ниже среднего |
35-39 |
Средний |
40-44 |
Выше среднего |
45-49 |
Высокий |
50-54 |
Очень высокий |
Таблица 2. Самооценка личностью своих качеств
Суммарное число баллов |
Самооценка личностью своих качеств |
18-17 |
Очень высокая |
16-15 |
Завышенная |
14-11 |
Нормальная |
11-9 |
Заниженная |
7 |
Низкая |
6 |
Очень низкая |
Самооценка личностью своих качеств, способствующих саморазвитию, определяется по ответам на вопросы 1, 2, 6, 7, 9, 13.
Таблица 3. Оценка проекта педагогической поддержки
Суммарное число баллов |
Оценка проекта педагогической поддержки |
15-14 |
Как возможность профессиональной самореализации |
13-11 |
Как необходимое и достаточное условие для самореализации |
10-9 |
Скорее как перспектива для самореализации |
7-6 |
Неопределенная оценка; скорее как неперспективное дело для самореализации |
5 |
Как недостойное внимания дело в плане самореализации |
Оценка проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной самореализации определяется по ответам на вопросы 3,5,8, 12, 17.