Диагностика предкризисных сигналов
Эффективно распознавать сигналы, свидетельствующие об опасности кризиса, можно лишь при условии существования в компании развитой организационной дисциплины и ориентации на перспективу, привычки менеджмента компании мыслить стратегически. В этом состоит основа, фундамент антикризисного управления. Такой взгляд предполагает обнаружение опасностей и слабых сторон, влияющих на работу организации и могущих вызвать кризис.
Если мышление менеджера не ориентировано на распознавание и предотвращение кризисов, эти сигналы могут быть перекрыты грузом повседневных проблем и пройти незамеченными. Готовность мышления к восприятию сигналов на практике означает, что если происходит нечто необычное, кажущееся неправильным, необходимо обратить внимание на этот тревожный знак и принять решение о каких-либо действиях по предотвращению разрастания проблемы. Менеджеры либо обращают внимание на сложную ситуацию или проблему с тем, чтобы избежать возможных больших трудностей, пли надеются на то, что все решится само собой, и вследствие такого отношения к сигналам сталкиваются с разрушительными последствиями своей невнимательности и нерешительности.
Разумеется, не каждая слабая сторона или тревожный сигнал превращаются в кризисную ситуацию. Но сила успешной компании заключается в том, что ее менеджеры и сотрудники знают, что за сигналами часто следуют кризисы. Необходимо очень серьезно относиться к появляющимся тревожным сигналам и изучать их возможные краткосрочные и отдаленные последствия.
Однако существует и другая опасность. Она связана с тем, что многие современные организации действуют в сложной и нестабильной среде, ежечасно порождающей проблемы, требующие нестандартных решений (так называемых незапрограммированных решений). Далеко не все проблемы такого рода свидетельствуют об угрозе кризиса.
Если руководство организации будет задействовать ресурсы для рассмотрения каждого, даже незначительного, отклонения, то организация рискует стать чрезмерно бюрократизированной, утратить гибкость, а менеджеры навыки принятия решений в условиях неопределенности. Однако маловероятно, что руководство какой-либо организации будет вести себя подобным образом: возросшие затраты ресурсов быстро потребуют поиска "золотой средины".
Не стоит опасаться, что внимание к сигналам кризиса приведет к сковыванию инициативы руководства организации. Высшие менеджеры могут осуществлять необычайно инновационное и творческое управление, когда они уверены в том, что тревожные сигналы будут замечены и предприняты соответствующие действия. Организация может с успехом идти на разного рода риски только при условии, что составной частью ее культуры является способность своевременно и быстро распознавать и реагировать на события, выходящие за рамки обычных. Высшие менеджеры, не готовые пойти на риск или опасающиеся инноваций, — это обычно те, относительно которых как раз и должно возникать опасение, что самые очевидные тревожные сигналы могут пройти незамеченными. В современных условиях успешными инноваторами выступают менеджеры, убежденные в том, что в их организациях в умах людей распространена философия антикризисного управления, сущность которой состоит в умении распознавать тревожные сигналы и воздействовать па слабые места компании, а если этого нет, то они умеют привить персоналу потребность и навыки такого мышления. Типичные примеры тревожных сигналов приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1. Типичные тревожные сигналы антикризисного управления
Тревожные сигналы |
Возможные кризисные ситуации |
Недовольные рабочие |
Беспорядки на рабочем месте, забастовки |
Финансовые результаты |
Негативное освещение в СМИ; повышение текучести кадров; проблемы с моральным состоянием сотрудников |
Жалобы клиентов |
Отзывы продукции; потеря спроса; судебные иски клиентов |
Пенсионный возраст высших менеджеров |
Внезапная серьезная болезнь, смерть |
Не принятые к сведению советы юристов, аудиторов, консультантов по налогам |
Штрафы и пени; негативное освещение в СМИ; потеря доверия стейкхолдеров |
Загрязнение окружающей среды |
Штрафы; дорогостоящие иски; потеря доверия заинтересованных лиц |
Сокращение расходов на научно-исследовательские разработки и инвестиции |
Потеря рыночной доли; слабые финансовые результаты; пошатнувшаяся репутации |
Недостаток программ по обучению персонала |
Серьезные проблемы с качеством продукции; несчастные случаи на производстве; потеря клиентов |
Отсутствие бизнес-плана |
Слабые результаты деятельности вследствие недостаточной разработки стратегии и тактики и отсутствия практики дол roc ровного планирования |
Отсутствие антикризисного планирования |
Неэффективно управляемые кризисы; отрицательное освещение в СМИ; пошатнувшаяся репутация |