Лекция 5. ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ
Человек – это ярко окрашенная энергетическая система, полная динамических стремлений.
Э. Берн[1]
После изучения главы 5 студент должен:
знать
• технологии диагностики мотивации и их характеристики;
уметь
• прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования мотивационной сферы, самосознания в норме и при психических отклонениях;
• проводить психологические исследования на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии;
владеть
• навыками выявления специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
• методами психологической диагностики уровня развития мотивационной сферы, самосознания с целью гармонизации психического функционирования человека.
Предмет диагностики
Мотивация аккумулирует в себе вопросы: "Почему человек так поступил?", "Для чего он это делает?", "Зачем ему совершать этот поступок?". Все это – слова, смысл которых сводится к причинности поведения и деятельности индивида. Эта причинность может теоретически распадаться на побуждения, целеполагания и контроль. На практике абсолютно все равно, что побуждает, а что направляет и контролирует поведение, да и разграничить эти важнейшие функции мотивов можно весьма условно.
Психодиагностика в силу своих возможностей тоже пытается ответить на ряд специфических для нее вопросов: "Что такое мотив и мотивация?", "Какова их структура?", "Каковы признаки мотивации?" "Как измерить мотивацию?".
В литературе, посвященной анализу деятельности, разработка проблем мотивации занимает особое место. Этот аспект психологической теории, по свидетельству X. Хекхаузена, признается наименее разработанным и считается самым важным и трудным[2]. И действительно: в психологии сложилась анекдотичная ситуация, когда мотивацией, или мотивом, именуется все, что стимулирует поведение человека, – от мировоззрения и мифологической символики до разряда электрического тока и физиологических отправлений организма. Поэтому, видимо, нам предстоит разобраться с дефиницией, затем определиться с ее признаками и составить собственное представление о возможных средствах их измерения.
Невзирая на многообразие теоретических схем и подходов к анализу проблем мотива и мотивации, различие оснований и методов исследования, эти понятия определяются как побуждение субъекта к определенному поведению или деятельности. Такое широкое толкование зафиксировано во многих источниках, начиная с энциклопедического словаря И. Е. Андреевского (1897) и Толкового словаря В. Даля и заканчивая трудами К. Мадсена (1973) и Т. А. Бадоева (1979). Именно конкретизация психологического определения мотивации поведения приводит к расхождению взглядов. Количество формулировок может насчитывать более двух сотен, причем крайние позиции занимают около тридцати из них. Мы проведем небольшой теоретический анализ данной проблемы только в рамках деятельностной традиции.
Если представить деятельность как систему субъект- объектного взаимодействия, то всю совокупность подходов удобнее изобразить в виде некоей гипотетической схемы, показанной в табл. 5.1. По вертикали располагаются составляющие деятельностного процесса: объект, субъект и связь
Таблица 5.1
Схема теоретических подходов к анализу мотивации
Личностный подход (акцент на субъекте деятельности) |
Процессуальный подход (акцент на процессе взаимодействия) |
Объектный подход (акцент на объекте) |
Психофизиологический уровень |
||
– потребностные отправления организма – нейронный процесс – физиологический, энергетический потенциал – физиологическая целенаправленность – отражение потребностей организма |
– совокупность внешних и внутренних стимулов – дисгармония между процессом познания и структурами центральной нервной системы – адаптационный фактор организма – ликвидация разбаланса функциональных систем организма |
|
Психологический уровень |
||
– стремление к определенному эмоциональному состоянию – условие отношения человека к предметам и явлениям – свойство личности – потребность в определенном виде деятельности – познавательный процесс, интерес – связь между познавательной и волевой сферами личности – опыт как знания, умения, навыки человека |
– потребность в гомеостатическом равновесии со средой – воздействие ситуации или среды на личность – процесс познания окружающей действительности |
– совокупность факторов внешней среды – внешний стимул – ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности – результат деятельности – ситуация – организация, способ, модель деятельности – процесс деятельности – предмет, объект деятельности |
Социально-психологический уровень |
||
– позиция личности – ответственность человека – полезность руководителя для группы – самоутверждение |
– оптимизация отношений в группе – внешняя познавательная информация и позиция человека |
как субъект-объектное взаимодействие, а по горизонтали - уровни теоретического анализа мотива (мотивации) – социально-психологический, психологический или психофизиологический. Из этой девятиклеточной матрицы видно, какой именно уровень анализа осуществляет исследователь и какой теоретической позицией он руководствуется, т.е. на чем он делает акцент: на субъекте, объекте или процессе взаимодействия.
Рассмотрим данную классификацию подробнее.
Психофизиологический уровень характерен тем, что в центре изучения находится как субъект деятельности, так и процесс субъект-объектного взаимодействия, а мотив определяется как результат отражения потребностей организма (К. Обуховский, 1972; Л. П. Гримак, 1987).
В рамках нейрофункционалъной интерпретации мотив есть не что иное, как нейронный процесс возбуждения структур мозга и погашение этого очага посредством реакции организма. Д. Хебб, один из видных представителей этого направления, писал, что поведение является результатом деятельности клеточных ансамблей в мозгу, которые постепенно складываются под воздействием определенной стимуляции. Они образуют замкнутые системы, влияют на другие клеточные ансамбли и образуют фазовые последовательности и управляют поведением как физиологический конструкт, как активация, открывающая путь информационному потоку[3].
Определение мотивации как физиологического отправления организма близко представителям так называемого потребностно-физиологического, или организмической), направления. У. Кеннон (1932), например, указывает, что за каждым жизненным отправлением стоят производящие его естественные факторы организма[4].
Мотивация как энергетический потенциал, или физиологическая переменная организма, рассматривается в рамках энергофизиологического подхода Н. Тинбергеном, К. Лоренцем, Е. Даффи и др. По У. Мак-Дауголлу, мотивация – это инстинкт, а по З. Фрейду – влечение.
На позициях векторно-физиологического подхода находятся У. Джемс, Дж. Дьюи и др. Основным тезисом этого направления является физиологическая направленность человека, проявляющаяся как выражение целенаправленно действующих инстинктивных побуждений и интересов.
С позиций субъект-объектного взаимодействия мотивация может трактоваться как стимул. Такое представление мотивации как компромиссной точки зрения можно найти в работах Б. Скиннера (1953), Дж. Брауна (1953), К. Спенса (1956), В. Эстеса (1956) и др. Здесь мотивация существует в виде определенной направляющей (вектора) деятельности человека, порожденной системой внутренних и внешних мотивов.
Взаимодействие субъекта и объекта в психологической теории учения предполагает анализ мотивационных переменных в виде процесса ликвидации дисгармонии между полученной познавательной информацией и сложившимися психическими образованиями, которые зафиксированы в мозге (Дж. Пейдж, 1946).
В книге Ф. Б. Березина[5] изложена теоретическая позиция понимания мотива (мотивации) как фактора физиологической адаптации человека к условиям внешней среды. Также в рамках субъект-объектного взаимодействия можно наблюдать и гомеостатические интерпретации (П. К. Анохин, 1957), которые сводят мотив к определенной физиологической переменной организма в целях ликвидации нарушения равновесия с окружающей средой.
Таким образом, на психофизиологическом уровне теоретического анализа проблемы мотивации в центр изучения ставится организм человека, который побуждает, направляет деятельность субъекта самостоятельно, автономно под воздействием внутренней стимуляции (нейрофункциональный, организмический, энергофизиологический, векторно-физиологический подходы) или в соответствии с условиями внешней среды (адаптационный и гомеостатический подходы).
На психологическом уровне теоретического анализа мотивации воззрения исследователей практически равномерно сосредоточены на всех трех элементах субъект-объектного взаимодействия (субъект, объект, связь). Среди них можно выделить сторонников личностного подхода, которые в центр определения мотивации ставят личность.
Другие считают основополагающим объект деятельности (объектный подход), третьи – сам процесс взаимодействия (процессуальный подход).
В рамках личностного подхода Г. Уоррен (1957), Д. Линдсли (1951), Д. Мак-Клелланд (1953), О. Маурер (1950) и другие называют мотивом стремление к определенному эмоциональному состоянию. У В. С. Мерлина (1971) термин "мотив" употребляется еще и в значении "условия отношения человека к предметам и явлениям". А В. Штерн (1935) и Г. Оллпорт (1937) представляют мотив как свойство, или черту, личности.
Ф. Салли (1884), И. Девей (1886), Н. Миллер (1948), Дж. Доллард (1950) и другие определяют мотив (мотивацию) как потребность в определенном виде деятельности, т.е. как направленность личности.
Б. Вайнер (1972) представляет мотив в виде познавательного интереса, определяя ему центральное место в теории учения. В. И. Селиванов предполагает, что мотив является связующим звеном между познавательной и волевой сферами личности. Дж. Браун отводит мотиву роль опыта в виде накопленных знаний, умений, навыков субъекта[6].
К. Халл, А. Маслоу и К. Бернар, акцентируя внимание связи субъекта и объекта взаимодействия, трактуют мотивацию как состояние или потребность в поддержании гомеостатического равновесия человека со средой. Отчасти близка к этому пониманию позиция К. Левина (1936), Р. Вудвортса (1948), Р. Уайта (1959), рассматривающих мотив в виде некоей связующей силы.
В рамках объектной интерпретации мотива (мотивации) Дж. Уотсон (1926), У. Мак-Доуголл (1932), X. Ниссен (1951) и другие делают акцент именно на объекте деятельности, определяя мотив как фактор внешней среды или внешний стимул. Здесь в качестве мотивации рассматривается ОГЛАВЛЕНИЕ, цель (В. Врум), ситуация (М. Вертхаймер, 1945), структура, организация, способ и модель деятельности (В. Г. Асеев, В. Д. Шадриков).
Особо следует выделить определение мотива как объекта или как предмета деятельности. Объект деятельности становится истинным ее мотивом. Об этом можно прочитать у представителей школы Л. С. Выготского, а также у П. Янга (1936), И. Аткинсона (1957), К. Берча (1957), X. Хекхаузена (1986) и др. В частности, А. Н. Леонтьев в книге "Проблемы развития психики"[7] отмечает, что потребность как предпосылка деятельности не может определить конкретную направленность деятельности. Потребность получает свою определенность только в предмете деятельности: она должна как бы найти себя в нем. Поскольку потребность находит в предмете свою определенность (опредмечивается в нем), данный предмет становится мотивом деятельности, тем, что побуждает ее. Значит, сам мотив не есть переживание потребности, а является объективным, т.е. предметом деятельности. Осознание мотива – явление вторичное. Оно осуществляется на уровне личности и субъективно оформляется в виде переживания, желания или хотения. Мотивы открываются сознанию только объективно путем анализа деятельности, ее динамики.
На социально-психологическом уровне доминирующее научное внимание направлено на субъект взаимодействия. Мотив трактуется как позиция человека, его ответственность, полезность для общества (группы) и самоутверждение. Такое понимание мотива присутствует у Э. И. Моносзона (1984) и М. А. Данилова (1984), В. Н. Мясищева (1957) и А. Г. Здравомыслова (1969). Здесь мотивация - это процесс оптимизации отношений в группе. Л. Фестингер (1964) выводит мотив из соотношения поступающей информации и позиции человека.
В ходе анализа мотивационных переменных деятельности человека необходимо не только адекватно определить их, но и по возможности выявить и измерить. Для этого важно знать, что понимается в психологии под терминами "мотив" и "мотивация", чем они отличаются друг от друга и каково их содержательное наполнение.