Лекция 12. ДИАГНОСТИКА КОМПЛЕКСНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПОЗИТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Одного из основателей гуманистической психологии — А. Маслоу (1908— 1970) интересовала проблема наивысших достижений человека, поэтому он начал свою деятельность с изучения психически здоровых людей, которым удалось добиться выдающихся результатов в разных областях деятельности. Он ввел в обиход такое понятие, как самоактуализация, под которым понимал наивысшую потребность человека, проявляющуюся в активном стремлении к раскрытию способностей, развитию личности и скрытого в человеке потенциала. Самоактуализирующаяся личность, согласно его представлениям, наделена многими положительными чертами, такими как беспристрастность, большая объективность в восприятии реальности, меньшая эмоциональность (меньшая подверженность страхам и надеждам), жизнестойкость (меньшая тревожность но посолу проблем и противоречий), самостоятельность и независимость. Она ощущает радость жизни и вместе с тем, стремясь к саморазвитию, полностью принимает себя такой, какая есть.

Психология самоактуализации иногда рассматривается предшественницей позитивной психологии, главной целью которой также является изучение позитивных аспектов человеческой жизни, таких как психологическое здоровье, счастье, благополучие, процветание и т.д., раскрытие возможностей человека и тех личностных качеств, которые необходимы для этого (мудрости, терпимости, таланта). Представители позитивной психологии (И. Бонивелл, М. Селигман, М. Чиксентмихайи) считают, что психологи слишком много внимания уделяют негативным сторонам жизни, патологии человека. Хотя мир не идеален, но он закономерно идет к лучшему. Человек, стремясь к счастью и совершенствуя себя, продвигает его в этом направлении. Так, по мнению М. Селигмана (2006), самоактуализация, стремление к подлинному благополучию, воспитание в себе лучших качеств наполняют жизнь высшим смыслом и способствуют развитию человечества (его могущества, праведности, накоплению знаний). Задача каждого человека — научиться получать радость от повседневной жизни, испытывать счастье и не мешать другим заниматься тем же. Эти позитивные эмоции индивидуализированы, и общество должно максимально способствовать их достижению всеми своими членами. М. Чиксентмихайи подчеркивает, что человеку нужно заниматься собой, споим состоянием, а не стараться что-то делать, чтобы изменить мир. Позитивная психология не только не знает, но и не хочет ничего знать о неблагополучии, о нездоровье, о жизненных проблемах.

Существует точка зрения, что основные тезисы позитивной психологии безнравственны, так как самоактуализирующаяся личность эгоцентрична, принимает себя такой, какая она есть, у нее может не быть чувств вины, стыда и тревоги, ее благополучие может достигаться за счет других людей и социальных групп (К. Бенсон, Б. Братусь, В. Д. Дружинин). Самоактуализация направлена на себя, а другие люди такого человека не интересуют, у него превалируют личные интересы.

Психодиагностика не могла не отразить происходящие в психологических воззрениях изменения. Поэтому появились методики, диагностирующие как уровень выраженности самоактуализации, так и те позитивные черты, которые характеризуют актуализирующуюся личность.

Методы диагностики самоактуализации

Одним из наиболее известных в отечественной психодиагностике опросников, направленных на выявление различных позитивных установок и отношений человека к миру, другим людям, к самому себе, является разработанный М. Крозом под руководством Л. Я. Гозмана Опросник личностной зрелости.

Его авторы взяли за основу Опросник личностной ориентации, созданный Эверетт Шостром. Шостром опиралась на концепцию самоактуализирующейся личности А. Маслоу. Самоактуализация определяется в этой концепции как стремление, процесс реализации и результат генетических и личностных возможностей человека, наиболее полное и позитивное использование им своих возможностей, воплощение потенциала, внутренней природы человека. Это процесс полноценного развития, саморазвития, самопознания, самосовершенствования, высокий уровень психического здоровья, сбалансированное и гармоничное раскрытие всех аспектов личности, целенаправленное стремление к цельности. Результатом самоактуализации являются ощущение удовлетворенности собой, прожитой жизнью, удовлетворенности вообще, осмысленности и радости жизни.

Трудность изучения самоактуализации связана с тем, что она представляет собой сложное, комплексное образование, включающее в себя ряд взаимосвязанных личностных свойств.

Пункты опросника составлены по итогам опросов пациентов в различных психотерапевтических школах гуманистического направления, а также на основе ценностных суждений пациентов. Идеи Маслоу о свойственном каждому душевно здоровому человеку стремлении к непрерывной актуализации способностей и талантов, осуществлении своего предназначения Э. Шостром реализует в виде характеристик, описываемых понятиями "манипулятор" и "актуализатор". Манипулятор — это человек, который использует и контролирует окружающих в целях самозащиты, не умеет радоваться жизни и не верит людям и своим чувствам. В отношениях между людьми он видит только две возможности: контролировать или быть контролируемым. Актуализатор верит своим чувствам, знает свои потребности и мотивы, ценит свою неповторимость. У всякого человека есть довольно большой потенциал для актуализации, однако какую-то часть этого потенциала человек ценит больше, а какую-то меньше. Чем больше сторон самого себя принимает человек, тем более актуализированным он является.

Понятия "манипулятор" и "актуализатор" Э. Шостром связала с концепцией временной компетентности, описанной специалистом в области экзистенциальной психологии Ролло Меем. Временная компетенция является синонимом психического здоровья и характеризуется тем, что в прошлом у человека нет обид, сожалений и вины, желания связаны с настоящим, а настоящее гибко и реалистично связано с будущим.

Основную информацию о самоактуализации личности несут шкалы "Отношение времени" и "Отношение опоры". Именно с них начинается анализ и интерпретация результатов. К дополнительным шкалам, уточняющим информацию основных, относятся "Ценность самоактуализации", "Экзистенциальность" (гибкость поведения), "Реактивная чувствительность", "Спонтанность", "Самоуважение", "Принятие себя", "Природа человека", "Целостность", "Принятие агрессии", "Способность к интимным контактам".

Категория личностной зрелости в опроснике Кроза выявляется с помощью диагностической оценки ряда личностных особенностей субъекта, рассматриваемых как характеристики личностной зрелости и распределенных по следующим шкалам:

1) компетентность во времени;

2) поддержка;

3) ценностные ориентации;

4) гибкость поведения;

5) сензитивность;

6) спонтанность;

7) самоуважение;

8) самопринятие;

9) представления о природе человека;

10) синергичность;

11) принятие агрессии;

12) контактность;

13) познавательные потребности;

14) креативность.

Сам опросник состоит из перечня, содержащего 126 пунктов, каждый из которых включает два альтернативных суждения ценностного или поведенческого характера, описывающих различные установки и особенности отношений человека к миру, другим людям и к самому себе. Задача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать из двух суждений то, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному для него способу поведения.

Примеры заданий

А. Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты. Б. Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

А. Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю. Б. Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

В результате обследования каждый испытуемый получает 14 показателей личностной зрелости. Эти показатели наносятся на специальный бланк, где они сопоставляются друг с другом с помощью масштабной сетки. Считается, что субъект достиг оптимального уровня личностной зрелости, если его данные по шкалам попадают в зону масштабной сетки, расположенную в диапазоне 55—66%.

Значения выше 70% свидетельствуют о факторе социальной желательности в ответах испытуемого и отражают его стремление казаться лучше. Значения ниже 40% масштабной сетки свидетельствуют о недоразвитии личности испытуемого, о деформации его установок и отношений к различным сторонам реальности.

Эта методика на практике может использоваться для оценки результатов тренингов, влияния методов обучения и воспитания, разных условий социальной среды на уровень личностного развития индивидов.

На основе гуманистических воззрений и исследований в области психологии стресса С. Кобейса и С. Мадди ввели понятие жизнестойкости (hardiness) как способности личности успешно преодолевать стрессовую ситуацию, препятствуя возникновению внутреннего напряжения, сохраняя внутреннюю сбалансированность и присущий ей уровень выполнения деятельности. По данным исследований, жизнестойкость опосредует влияние стрессогенных факторов на психическое здоровье и успешность деятельности. По этой причине ее диагностика несомненно приобретает прикладное значение. В теоретическом плане жизнестойкость интерпретируется как способность человека преодолевать экзистенциальную тревогу (тревогу, связанную с неизвестным будущим), используя для этого индивидуальные способы.

Мадди рассматривает жизнестойкость как комплексную характеристику, представляющую собой систему убеждений о себе, мире, своих отношениях с ним. В ее структуру входят три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Вовлеченность (commitment) рассматривается как уверенность в себе и в том, что в мире есть нечто стоящее и интересное, и с этим связаны способность получать удовольствие от собственной деятельности, полнота ощущения жизни. Контроль (control) представляет собой убежденность в возможности повлиять на происходящее, на результат деятельности и собственный путь в жизни, для чего необходимо прибегнуть к борьбе. Принятие риска (challenge) характеризует способность человека действовать па свой страх и риск, не будучи уверенным в успехе, но убежденным в том, что жизнь является способом приобретения знаний, извлекаемых из опыта, и использования их для собственного развития. Стремление к комфорту и безопасности, напротив, обедняет жизнь и не способствует совершенствованию личности.

Мадди подчеркивает, что для сохранения здоровья и поддержания работоспособности и активности необходимы все три компонента жизнестойкости. Важно оценить индивидуальную выраженность каждого и уровень общей жизнестойкости человека. С этой целью был разработан англоязычный Опросник жизнестойкости, состоящий из 18 пунктов, охватывающих все три аспекта жизнестойкости. Исследования с его помощью проводились в течение 12 лет на индивидах разного пола, возраста, семейного и социального статуса, образования и вероисповедания (объем выборки — свыше 6000 человек). В третью версию опросника (The Personal Views Survey III-R) вошли наиболее валидные и надежные пункты. Эта редакция опросника проверена на надежность двух видов (гомогенность 0,70—0,75; ретестовая 0,57 через 6 месяцев) и прагматическую валидность (по сопоставлению со скоростью адаптации иммигрантов, со стабилизацией их эмоционального состояния и преодолению культурного шока). Для определения теоретической валидности опросника жизнестойкости использовались MMPI II и методики диагностики силы эго и зависимости. Выявлены негативные корреляции с показателями депрессии, параноидальности, тревожности, психастении, шизоидности (дискриминантная валидность) и позитивные корреляции с силой эго, нарциссическими личностными чертами, демонстративностью (конвергентная валидность).

Д. А. Леонтьев и Е. И. Рассказова (2006) разработали русскоязычную версию Опросника жизнестойкости. Он включает 45 пунктов-утверждений, степень согласия с которыми нужно оценивать по 4-ступенчатой шкале ("нет", "скорее нет, чем да", "скорее да, чем нет", "нет").

Примеры пунктов

Я постоянно занят, и это мне нравится.

Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.

Исследования Опросника жизнестойкости проведены на выборке численностью более 700 человек. Их результаты позволили авторам придти к выводу о том, что разработанный опросник является надежным и валидным инструментом психологической диагностики, результаты которого не зависят от пола, образования, региона проживания. Его гомогенность оценивается для разных шкал и всего опросника в целом от 0,69 до 0,92; показатели ретестовой надежности (интервал — 3 недели) от 0,80 до 0,90. Конструктная (конвергентная) валидность определялась по сопоставлению с методиками диагностики осмысленности жизни, чувства связности и ориентацией на действие при принятии решения по Ю. Кулю. Проверки дискриминантной валидности подтвердили отрицательные взаимосвязи жизнестойкости с депрессивностью, переживаниями стресса, использованием непродуктивных копинг-стратегий. Использование конфирматорного факторного анализа подтвердило адекватность трехфакторной теоретической модели жизнестойкости и соответствие каждого из 45 пунктов той шкале, к которой он был отнесен при разработке опросника.

Применение Опросника жизнестойкости показало его возможности в прогнозе не только поведения в стрессовых и трудных ситуациях, но и риска психических заболеваний, выбора в условиях неопределенности и тревоги.

В рамках экзистенциально-аналитического подхода А. Лэнгле разработал модель личности, включающую следующие компоненты: "самость", "Я", "самоценность". Такая модель характеризует человека как существо телесное, душевное и духовное и означает его целостность. Чтобы приобрести подобную целостность, необходимо ответить на четыре фундаментальных вопроса человеческого бытия: 1) "Могу ли Я быть в этом мире?"; 2) "Нравится ли мне жить?"; 3) "Имею ли Я право быть таким?"; 4) "Что Я должен делать?".

Качество ответов на перечисленные вопросы определяет, по мнению А. Лэнгле, степень экзистенциальной подлинности жизни личности, которая обозначается в виде интегрального показателя — экзистенциальной наполненности. По мнению А. Лэнгле, жизнь как ведущая ценность подвержена изменению степени ее соответствия чувственным переживаниям человека по отношению к окружающему миру и к самому себе. Для измерения степени выраженности экзистенциальной исполненность жизни Л. Лэнгле и К. Орглер разработали Шкалу экзистенции (The Existence Skale), позволяющую получить количественные показатели по четырем критериям: самотрансцендентность, самодистанцирование, свобода, ответственность личности. В них отражаются субъективные представления личности, ее ощущения относительно собственной жизни. Оригинальный вариант методики переведен с немецкого языка на английский, итальянский, испанский язык. В 2009 г. И. Н. Майниной и А. Ю. Васановым была осуществлена адаптация "Шкалы экзистенции" для русскоязычной выборки респондентов 18—70 лет. Общая численность выборки — около 1000 человек.

Практическая ценность опросника определяется тем, что соотношение степени выраженности категорий "Самодистанцирование", "Самотрансцендентность", "Свобода", "Ответственность" показывает, находятся ли в равновесии фундаментальные мотивации человека, в чем заключается специфика его развития, каков круг его психологических проблем. Он позволяет проследить персональную динамику личности до начала и после окончания экзистенциально-аналитической психотерапии. Экзистенциальная личность (личность с высоким уровнем экзистенциальной исполненность) — автономная, независимая, свободная.

Результаты субшкалы "Самодистанцирование" (SD) интерпретируются как отражающие реалистичность или суженность восприятия происходящего, дистанцию по отношению к самому себе, склонность заниматься собой или посвятить себя чему-то другому, способность отойти от себя на некоторую дистанцию, в результате чего взгляд на мир становится более свободным, а человек "выходит" за рамки себя и смотрит на ситуацию со стороны.

Субшкала "Самотрансцендентность" (ST) предоставляет информацию о самопринятии и эмоционально-ценностном отношении к миру или, напротив, склонности к эмоциональному упрощению в отношениях с окружающим миром и людьми.

Результаты субшкалы "Свобода" (F) показывают степень уверенности, способности к принятию решений, критичности осуществляемых поступков, осмысленности собственной жизни, способность находить и выбирать разные возможности.

Субшкала "Ответственность" (V) характеризует обязательность, персональную включенность в осуществляемые поступки, чувство долга, способность планировать и доводить до конца решения, тщательность и добросовестность.

Опросник содержит 43 утверждения, которые следует оценить по шестиступенчатой шкале: "верно", "верно с ограничениями", "скорее верно", "скорее неверно", "неверно с ограничениями", "неверно".

Примеры заданий

Для меня что-то имеет значение лишь тогда, когда это соответствует моему желанию.

В моей жизни нет ничего ценного.

Сумма показателей по субшкалам "Самодистанцирование" и "Самотрансцендентность" образует параметр "Person" (Р), который соотносится с внутренним миром человека и измеряет его способность ориентироваться в нем, указывает на закрытость человека, погруженность в себя, личностную незрелость или открытость в восприятии мира и себя самого, когнитивную и эмоциональную "доступность" для себя и для мира.

Сумма показателей по субшкалам "Свобода" и "Ответственность" образует параметр "Экзистенция" (Е), оценивающий степень решимости и ответственности за жизнь, степень соотнесения человека с внешним миром, его контакт с ним, способность ориентироваться в происходящих событиях, приходить к решениям и ответственно воплощать их в жизнь в соответствии с индивидуальностью и ценностными приоритетами, деятельное или пассивное отношение к миру, а также понимание долга перед самим собой.

Сумма параметров "Person" и "Экзистенция" образуют общий показатель экзистенциальной наполненности личности человека.

Сырые баллы по каждой субшкале, а также по дополнительным параметрам и общий показатель переводятся в стены, но которым устанавливаются три уровня экзистенциальной наполненности личности — высокий, средний и низкий.

Опросник имеет высокие показатели гомогенности и ретестовой надежности, а также содержательной и конструктной валидности[1].

Л. А. Пергаменщик и Н. Л. Пузыревич разработали вариант опросника, предназначенного для подростков — мальчиков и девочек в возрасте от 11 до 15 лет[2]. Методика "Шкала экзистенции" для подростков состоит из четырех субшкал, аналогичных тем, что представлены в методике для взрослых. Сочетания субшкал образуют два параметра: Person ("Самодистанцирование" + "Само-трансцендентность") и "Экзистенция" ("Свобода" + "Ответственность"), объединение результатов которых представляет интегральный показатель "Экзистенциальная исполненность".

Утверждения отдельных шкал перемешаны с целью составления единого непрерывного инструмента самоотчета.

Примеры

Для меня что-либо имеет значение только тогда, когда это соответствует моему собственному желанию.

Больше всего мне нравится заниматься самим собой — моими заботами, желаниями, мечтами, страхами.

Работа испытуемых, а также обработка результатов осуществляются так же, как и с методикой для взрослых.

При комбинации 50 > 5Т человеку характерен "когнитивный стиль жизни", поскольку обращение с самим собой становится преимущественно дистанцированным, ограниченно эмоциональным. При комбинации $0 < 8Т преобладает сильная эмоциональная отзывчивость, сильное внутреннее переживание и сочувствие, которые сопровождаются трудностью в установлении дистанции и в сохранении внутреннего свободного пространства, что характерно для "эмоционального стиля жизни". При комбинации Р > V для человека характерен "самоуверенный автономный жизненный стиль". Комбинация Б < V позволяет говорить о "жизненном стиле, основанном на долге".

Общий показатель "Экзистенциальная исполненность" (в) указывает на внутреннюю открытость человека, наличие у него способности ориентироваться на возможности и предложения внешнего мира или зацикленность на себе и неспособность к диалогу, нерешительность и стесненность. Человек, имеющий высокий показатель, с одной стороны, переживает себя восприимчивым, решительным, готовым к действию и имеющим чувство долга, а с другой стороны, он становится ранимым, строгим, предъявляющим к себе высокие требования.

При комбинации Р > Е человек понимает и принимает себя, но недостаточно ориентирован на полноценное проживание собственной жизни. Если Р < Е, то человек, наоборот, недостаточно эмоционален, сдержан, но в то же время хорошо ориентирован на полноценное проживание собственной жизни па когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Таким образом, "Шкала экзистенции" является теоретически обоснованным инструментом, который предназначен для диагностики экзистенциальной исполненность личности, и позволяет выявить степень выраженности и структуру подлинности жизни респондентов. Русскоязычный вариант методики является надежным и валидным инструментом, имеет нормативные данные и может использоваться для проведения дальнейших научных исследований, методологическую основу которых составляет экзистенциально-феноменологический подход.