Лекция 23. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) И СМЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Особую роль в регулировании международной торговли занимала организация Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которая действовала с 1947 по 1994 г., когда ее заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Членами ГАТТ являлось большинство стран мира: в 2005 г. в ней на разных уровнях состояли 160 стран. Сфера деятельности этой международной организации охватывает более 4/5 мировой торговли.
ГАТТ была создана на временной основе после Второй мировой войны, в период возникновения различных многосторонних организаций в области международного экономического сотрудничества, в частности Бреттон-Вудских учреждений, таких как ВБ и МВФ. Первоначально 23 страны – участницы ГАТТ входили в число 50 стран, принимавших участие в создании проекта устава международной торговой организации (МТО), которая должна была стать специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Устав должен был содержать свод не только положений, регулирующих мировую торговлю, но также и правил, касающихся занятости, соглашений о сырьевых товарах, ограничительной, деловой практики, международных инвестиций и услуг и т.д.
Результатом первого раунда переговоров в рамках ГА ТТ стали упорядочение и введение 45 тыс. тарифных правил, имеющих международный статус, затронувший около 1/3 мировой торговли (10 млрд долл. на конец 1940-х гг.). Эти торговые правила стали известны как Генеральное соглашение по тарифам и торговле и вступили в силу в январе 1948 г.
Вплоть до середины 1960-х гг. около 2/3 стран – членов ГАТТ находились на ранних этапах экономического развития, и было вполне очевидно, что развивающиеся страны стремятся к присоединению к ГАТТ в качестве полноправных членов этой организации. В результате сложных переговоров в 1965 г. к Генеральному соглашению были добавлены новые статьи, поощряющие оказание промышленно развитыми странами помощи развивающимся странам, которая расценивалась как "дело сознательных и целенаправленных усилий", согласно резолюции основного документа сессии ГАТТ. В 1979 г. было принято решение о преференциальном режиме – режиме всеобщей системы преференций (ВСП), в соответствии с которым развивающиеся страны были признаны в качестве постоянного правового фактора мировой торговой системы, причем в определенной "привязке" к своим бывшим метрополиям, занимавшим доминирующие позиции в ГАТТ.
Раунды международных торговых переговоров, организованные в рамках ГАТТ. Основной деятельностью ГАТТ – ВТО является подготовка условий и проведение международных торговых переговоров; организация раундов, или туров, переговоров (названных по месту их проведения) по заключению многосторонних соглашений о сокращении таможенных тарифов и смягчений нетарифных барьеров для их участников. По условиям договоров страны могут согласиться на снижение всех тарифных ставок на определенный процент в течение конкретного периода, но не обязательно на одинаковый процент для всех стран. Поскольку количество видов продукции, по которым ведутся переговоры, огромно, то очень трудно вести переговоры по каждому товару отдельно и почти невозможно – по каждому товару с каждой страной. Поэтому на переговоры страны представляют определенные товары, которые, по их мнению, являются исключением из их собственных уступок во внешней торговле. Большие сокращения таможенных тарифов в результате переговоров показывают, что все страны стремятся к более свободному товарообмену и что таможенные тарифы, которые представляют собой барьеры, в целом удается преодолевать через труднейшие переговоры и компромиссы.
Основные этапы деятельности ГАТТ обычно связывают с крупными этапами переговоров и соглашений; так называемыми торговыми раундами. Первый, женевский, раунд переговоров ГАТТ состоялся в 1947 г. Следующими раундами ГАТТ были:
• раунд в Аннеси (Annecy), Верхняя Савойя, Франция (1947);
• раунд в Торкайе (Torquay), Австралия (1950–1951);
• раунд Диллона (Dillon Round), (1961);
• раунд Кеннеди (1964);
• токийский раунд (1976–1979);
• уругвайский раунд (1991 – 1996);
• раунд Дохи, Катар (2001 г. – наст. вр.).
Каждый из этих раундов в переговорах и решения, принятые в рамках ГАТТ, а с 1995 г. – в ходе конференций в рамках ВТО, имел серьезное значение для мировой торговли, оказывал на нее существенное воздействие и так или иначе способствовал формированию глобальной торговой политики как системы регулирования всемирной торговли, в которой центральным звеном выступала ГАТТ – ВТО[1]. Новый раунд торговых переговоров начался с Международной конференции министров торговли стран – участниц ВТО в 2001 г. в Дохе (Катар).
Большинство ранних торговых раундов касалось в основном сокращения тарифов, однако на последних раундах начался процесс пересмотра, реинтерпретации или расширения статей самого Генерального соглашения о торговле и тарифах. Раунд Кеннеди закончился достижением согласия о новом антидемпинговом соглашении ГАТТ. По завершении переговоров на Токийском раунде в ноябре 1979 г. был принят крупный пакет тарифных уступок, а также заключен ряд новых соглашений по нетарифным мерам и усовершенствованию правовых рамок ГАТТ. В результате этого сокращения средневзвешенный тариф (изменение среднего тарифа по отношению к фактическим торговым потокам) на готовую продукцию на девяти крупнейших мировых промышленных рынках снизился с 7 до 4,7%, т.е. таможенные сборы уменьшились на 34%. Для сравнения: средний уровень таможенных сборов на момент создания ГАТТ в конце 1940-х гг. составлял около 40%[2].
В ходе Токийского раунда переговоров в рамках ГАТТ был сделан упор на преодоление сложных нетарифных барьеров, в особенности в следующих пяти конкретных областях:
• промышленных стандартов;
• государственных закупок;
• субсидий и компенсационных пошлин;
• лицензирования;
• таможенной оценки.
В каждой из этих областей участники Токийского раунда согласились принять Кодекс поведения стран членов ГАТТ.
Принятое Соглашение, или Кодекс поведения, касающееся субсидий и компенсационных пошлин, признает внутренние субсидии в качестве допустимого инструмента политики, применение которого, однако, нс должно оказывать отрицательного воздействия на другие страны. Запрещается субсидирование экспорта, за исключением сельскохозяйственной продукции. Это Соглашение предусматривает также процедуры применения компенсационных пошлин против другой страны, если первая считает, что отечественные фирмы понесли неоправданные убытки из-за субсидий правительства другой страны.
Так, кодекс лицензирования обязывает участников значительно упростить порядок лицензирования и не допускать дискриминации как зарубежных, так и отечественных фирм. В то же время кодекс таможенной оценки предусматривает проведение соответствующих оценок на основе цены СИФ или ФОБ; при этом запрещается применение некоторых методов оценки, например на основе продажной цены товара в стране-импортере.
Уругвайский раунд ГАТТ – это самые крупные торговые переговоры 1980–1990-х гг. О важности Уругвайского раунда можно судить по перечню основных вопросов, обсуждавшихся в ходе заседаний:
• дальнейшее сокращение тарифов;
• нетарифные меры;
• регулирование тропических товаров (в стоимостном выражении они тогда составляли сумму порядка 20 млрд долл.);
• продукция, производимая на базе природных ресурсов;
• текстиль и одежда;
• сельское хозяйство – конкретные статьи ГАТТ;
• защитные оговорки;
• субсидии и компенсационные меры;
• урегулирование споров;
• права на интеллектуальную собственность;
• инвестиционные меры;
• функционирование системы ГАТТ;
• торговля услугами.
Надо отметить, что Уругвайский раунд имел огромное значение в общей международной торговой политике, привел к крупным сдвигам в направлении либерализации мировой торговли, способствовал росту объемов торгово- экономического сотрудничества между странами и регионами.