Диагностическая оценка состояния и проблем управления
Диагностика позволяет не только оцепить состояние управления, но и определить проблемы, решение которых оказывается необходимым для развития управления и оценки изменяющихся условий его развития. Эти проблемы и становятся в дальнейшем предметом исследования.
В диагностической деятельности большое значение имеют своевременное распознавание различных явлений, их оценка и определение потребности в специальных исследованиях. Распознавание зависит от методологии построения оценки по различным параметрам и выбора наиболее эффективных видов оценки.
Оценка может иметь форму эвристического утверждения или показателя. К показателям предъявляются особые требования, отражающие их качество (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Требования, предъявляемые к показателям
Оценка управления проводится по фактам настораживающих событий, симптомам, которые характеризуют появление и проявление нежелательных ситуаций, причинам и источникам их возникновения. Управление, как и любой вид деятельности, может обнаруживать признаки кризиса. Для обнаружения и распознавания кризиса в области управления, который не всегда является следствием кризисных явлений в организации, и необходимы специальный анализ, диагностика и исследования. Не случайно народная мудрость гласит: "Рыба гниет с головы".
Качество диагностики зависит от использования определенных видов диагностических оценок. Каждому типу диагностики соответствует наиболее эффективный вид оценки, т.е. сочетание оценочных параметров (рис. 3.2, табл. 3.2).
Рис. 3.2. Оценка кризисных явлений в управлении
В управлении в ракурсе кризисных ситуаций особое место занимают проблемы, решение которых позволяет избегать непредвиденных тенденций и минимизировать негативные последствия. Этим и определяется необходимость диагностики, и именно поэтому она предваряет исследование. В условиях рынка при развитии конкуренции и возникновении непредсказуемых ситуаций никакие виды деятельности не обходятся без возникновения проблем и опасности кризисов.
Диагностика управления и его исследование предназначены для того, чтобы минимизировать количество таких проблем путем выбора соответствующих форм, методов и средств исследования управления, которые становятся определенными гарантиями уменьшения вероятности ошибок и просчетов.
Таблица 3.2
Виды диагностических оценок
Критерии |
Виды оценок |
Масштаб оценивания |
Общие. Локальные |
Область оценок |
Экономические. Социальные и др. |
Сложность оценки |
Простые. Сложные |
Время оценки |
Эпизодические. Периодические (регулярные) |
Степень точности |
Точные. Приблизительные |
Организация оценки |
Индивидуальные. Коллективные |
Методика оценки |
Тестовая. Графическая. Экспертная. Расчетная |
Представление результатов |
Табличная форма. Матричная форма. Статистическая форма. Текстовая форма |
Диагностированию предшествует формулировка проблемы, которую фиксирует функция контроля. После этого проводится анализ проблемы, цель которого установить диагноз, т.е. выявить реальные расхождения (снижение, повышение, деформации) между оптимальным и фактическим состоянием параметров, жизненно значимых в конкретной ситуации.
Контроль может зафиксировать несколько проблем негативного свойства. Задача аналитиков – проанализировать все проблемы, чтобы выявить среди них самую весомую с точки зрения состояния управления и отрицательного воздействия на деятельность организации. Центральный вопрос в диагностировании сложной проблемы – осознание и установление симптомов затруднений и имеющегося потенциала решения проблемы. Выявление и анализ симптомов помогает определить проблему в общем виде и сократить число факторов, которые следует учитывать в процессах управления. Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать внешнюю и внутреннюю информацию исследуемого объекта. Такую информацию можно собирать с помощью формальных методов анализа документации, отчетов, интервьюирования, приглашения консультантов по управлению или опроса работников. Информацию можно собирать и неформально. В ходе наблюдений важно видеть различия между релевантной (уместной) и неуместной информацией и уметь отделять одну от другой.
Релевантная информация – это данные, касающиеся конкретной проблемы, человека, цели и периода времени.
Для реагирования на кризисные ситуации необходимо располагать их четкой классификацией. При этом исходят из различных критериев классификации кризисов. К ним можно отнести следующие: тип, или вид; сфера влияния или возникновения кризиса; метод определения кризиса; степень его развития; распределение кризиса во времени; характер учета кризиса; возможность его регулирования.