Диагностическая оценка состояния и проблем управления

Диагностика позволяет не только оцепить состояние управления, но и определить проблемы, решение которых оказывается необходимым для развития управления и оценки изменяющихся условий его развития. Эти проблемы и становятся в дальнейшем предметом исследования.

В диагностической деятельности большое значение имеют своевременное распознавание различных явлений, их оценка и определение потребности в специальных исследованиях. Распознавание зависит от методологии построения оценки по различным параметрам и выбора наиболее эффективных видов оценки.

Оценка может иметь форму эвристического утверждения или показателя. К показателям предъявляются особые требования, отражающие их качество (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Требования, предъявляемые к показателям

Оценка управления проводится по фактам настораживающих событий, симптомам, которые характеризуют появление и проявление нежелательных ситуаций, причинам и источникам их возникновения. Управление, как и любой вид деятельности, может обнаруживать признаки кризиса. Для обнаружения и распознавания кризиса в области управления, который не всегда является следствием кризисных явлений в организации, и необходимы специальный анализ, диагностика и исследования. Не случайно народная мудрость гласит: "Рыба гниет с головы".

Качество диагностики зависит от использования определенных видов диагностических оценок. Каждому типу диагностики соответствует наиболее эффективный вид оценки, т.е. сочетание оценочных параметров (рис. 3.2, табл. 3.2).

Рис. 3.2. Оценка кризисных явлений в управлении

В управлении в ракурсе кризисных ситуаций особое место занимают проблемы, решение которых позволяет избегать непредвиденных тенденций и минимизировать негативные последствия. Этим и определяется необходимость диагностики, и именно поэтому она предваряет исследование. В условиях рынка при развитии конкуренции и возникновении непредсказуемых ситуаций никакие виды деятельности не обходятся без возникновения проблем и опасности кризисов.

Диагностика управления и его исследование предназначены для того, чтобы минимизировать количество таких проблем путем выбора соответствующих форм, методов и средств исследования управления, которые становятся определенными гарантиями уменьшения вероятности ошибок и просчетов.

Таблица 3.2

Виды диагностических оценок

Критерии

Виды оценок

Масштаб оценивания

Общие.

Локальные

Область оценок

Экономические.

Социальные и др.

Сложность оценки

Простые.

Сложные

Время оценки

Эпизодические.

Периодические (регулярные)

Степень точности

Точные.

Приблизительные

Организация оценки

Индивидуальные.

Коллективные

Методика оценки

Тестовая.

Графическая.

Экспертная.

Расчетная

Представление результатов

Табличная форма.

Матричная форма.

Статистическая форма.

Текстовая форма

Диагностированию предшествует формулировка проблемы, которую фиксирует функция контроля. После этого проводится анализ проблемы, цель которого установить диагноз, т.е. выявить реальные расхождения (снижение, повышение, деформации) между оптимальным и фактическим состоянием параметров, жизненно значимых в конкретной ситуации.

Контроль может зафиксировать несколько проблем негативного свойства. Задача аналитиков – проанализировать все проблемы, чтобы выявить среди них самую весомую с точки зрения состояния управления и отрицательного воздействия на деятельность организации. Центральный вопрос в диагностировании сложной проблемы – осознание и установление симптомов затруднений и имеющегося потенциала решения проблемы. Выявление и анализ симптомов помогает определить проблему в общем виде и сократить число факторов, которые следует учитывать в процессах управления. Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать внешнюю и внутреннюю информацию исследуемого объекта. Такую информацию можно собирать с помощью формальных методов анализа документации, отчетов, интервьюирования, приглашения консультантов по управлению или опроса работников. Информацию можно собирать и неформально. В ходе наблюдений важно видеть различия между релевантной (уместной) и неуместной информацией и уметь отделять одну от другой.

Релевантная информация – это данные, касающиеся конкретной проблемы, человека, цели и периода времени.

Для реагирования на кризисные ситуации необходимо располагать их четкой классификацией. При этом исходят из различных критериев классификации кризисов. К ним можно отнести следующие: тип, или вид; сфера влияния или возникновения кризиса; метод определения кризиса; степень его развития; распределение кризиса во времени; характер учета кризиса; возможность его регулирования.