Действия суда надзорной инстанции после поступления надзорной жалобы или представления

Надзорная жалоба или представление прокурора непосредственно подаются в суд надзорной инстанции и могут быть в течение десяти дней возвращены без рассмотрения по существу, если они не соответствуют требованиям, предъявляемым в их форме и содержанию. Кроме того, они подлежат возвращению при пропуске срока, отведенного для надзорного обжалования, поступлении от заинтересованного лица просьбы о возвращении либо отзыве поданных документов, а также нарушении правил подсудности и отсутствии у лица права на подачу жалобы (ст. 391.4 ГПК).

Если причин для возвращения жалобы или представления не имеется, то они изучаются судьей Верховного Суда РФ в пределах двух или трех месяцев в зависимости от того, истребовались ли материалы гражданского дела. В последнем случае при наличии просьбы заинтересованного лица может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания надзорного производства.

Изучение надзорной жалобы или представления судьей Верховного Суда РФ завершается одним из двух промежуточных мотивированных определений (interlocutio); либо отказывается в их передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ, либо они передаются для такого рассмотрения (если есть основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора). Однако Председатель Верховного Суда РФ и его заместитель вправе в те же сроки и в рамках той же процессуальной процедуры, которые описаны выше, не согласиться с отказом и вынести собственное определение о передаче надзорной жалобы, представления с делом для рассмотрения по существу (ч. 3 ст. 391.5 ГПК). Предлогов для подобного несогласия закон не называет. Следовательно, дискреционные начала означенного процессуального действия судьи неоправданно широки, на что обращал свое внимание ЕСПЧ в постановлении "Присяжникова и Долгополов против России" (Prisyazhnikova and Dolgopolov v. Russia).

После принятия гражданского дела к рассмотрению Президиум Верховного Суда РФ направляет всем заинтересованным лицам копии соответствующего мотивированного определения и извещения, руководствуясь общими правилами гл. 10 ГПК[1]. В судебном заседании могут присутствовать лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Перечисленные допускаются к участию в судебном заседании и путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном ст. 155.1 ГПК. Неявка этих лиц не препятствует проведению судебного заседания, которое должно быть назначено в границах двух месяцев со дня вынесения определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения по существу.

При проведении судебного заседания проверяется явка заинтересованных субъектов, после чего судья-докладчик излагает обстоятельства дела, ОГЛАВЛЕНИЕ всех судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для их передачи в Президиум Верховного Суда РФ. Затем слово для объяснений предоставляется лицу, подавшему надзорные жалобы, представление, и остальным явившимся, а также их представителям, полномочия которых заранее проверяются.

В ходе рассмотрения гражданского дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда РФ не уполномочен устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не установлены либо были отвергнуты нижестоящими судами, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Судебные прения как часть судебного заседания в стадии надзорного производства законом не предусмотрены.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум Верховного Суда РФ большинством голосов принимает постановление. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными, о чем сообщается лицам, участвующим в деле. При этом процессуальный закон не отдает приоритета голосу Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя, которые не могут принимать участие в судебном заседании и голосовать, если они от своего имени вносили представление.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ оформляется в письменном виде, вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит. Но следует учитывать, что пересмотр указанного судебного акта допускается в дополнительном производстве – по вновь открывшимся и новым обстоятельствам, что позволяет устранить допущенные судебные ошибки, которые не могли быть выявлены, а также вследствие которых нарушенные права, свободы, законные интересы граждан и организаций не были защищены (ст. 16 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации")[2].