Действительность и действие права
Под термином "действительность" обычно понимается окружающая реальность, фактически существующее бытие. В таком смысле этот термин иногда употребляется и в правоведении (к примеру, в словосочетании "правовая действительность"), но это его значение не является главным. Основное значение термина "действительность" в правоведении указывает на обязывающую, юридическую силу правовых установлений, на их способность связывать волю субъектов права обязательными предписаниями. В этом отношении юристы говорят о действительности норм права, о недействительном или действительном договоре и т.п. Применительно к нормам права указание на их действительность может означать: 1) принадлежность нормы права к данному правопорядку; 2) обязанность субъектов правопорядка подчиняться норме права; 3) обязанность компетентных органов правопорядка применять норму права. Эти три момента, как правило, совпадают, и тогда юрист может говорить о норме права, что она действует, обладает юридической действительностью.
ВАЖНО!
От термина "действительность" следует отличать схожий, но содержательно другой термин – "действенность", который указывает на эффективность нормы права или всего правопорядка, его реальную способность подчинять своим правилам поведение субъектов.
В теории права выделяются такие основные параметры действительности норм права, как их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Время начала и прекращения действия нормативного правового акта может определяться самим этим актом. Если в законе или другом нормативном акте такое время не указано, то применяются общие правила российского правопорядка, которые состоят в следующем. Законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования (в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации", "Парламентской газете" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru). Указы и иные акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после официального опубликования. То же самое касается постановлений Правительства, затрагивающих права, свободы и обязанности человека. Все остальные постановления Правительства могут действовать с момента их подписания. Есть специальные сроки вступления в юридическую силу технических регламентов (шесть месяцев после опубликования) и других нормативных правовых актов. Если юридическая действительность нормативного правового акта ограничена сроком или наступлением некоего события, то такой акт теряет силу в соответствующий момент. Закон или иной правовой акт может утратить юридическую действительность также в случае его отмены в установленном порядке либо в результате принятия нового закона, заменяющего такой правовой акт. В правоведении также используются такие понятия, как "ретроактивность" и "переживание закона", т.е. ситуации, в которых правовой акт соответственно распространяет действие на отношения, предшествующие моменту принятия такого акта, либо продолжает свое действие после момента отмены.
Территориальные пределы действия норм права определяются основными нормами правопорядка, к которым принадлежат эти нормы. По общему правилу акты государственно-организованного права (созданного или санкционированного государством) действуют в пределах, установленных основными законами государства. Пространственные границы действия норм права государства обозначаются в международном праве термином "территория под юрисдикцией"; эти границы могут быть шире, чем собственно государственная территория (под которой понимается территория внутри государственных границ) – например, континентальный шельф, особая экономическая зона, территории посольств и консульств, которые формально не входят в состав территории государства, но на которые распространяется его юрисдикция. Кроме того, основными законами государства и (или) нормами международного права могут устанавливаться правила экстерриториальности, т.е. действия законов государства за пределами его территории (к примеру, уголовная ответственность по российскому праву за преступления, совершенные за пределами России и направленные против ее интересов). Закон или иной правовой акт не обязательно действует на территории всего государства, пределы его юридической действительности могут быть ограничены территорией какого-либо региона или местности.
По кругу лиц действительность правового акта распространяется на указанных в таком акте адресатов. Если такого указания в акте нет, то по общему правилу законы и другие акты действуют по отношению к лицам, находящимся на территории, на которую распространяется компетенция принявшего эти акты правотворческого органа. Например, российские федеральные законы действуют на всех лиц, находящихся на территории России, включая как граждан, так и неграждан, за исключением лиц, обладающих иммунитетом (дипломатов, глав зарубежных государств и т.п.). Основные законы государства могут предусматривать распространение действия норм права и на лиц, находящихся за пределами государства: например, российские граждане несут ответственность по законам России за преступления, совершенные за ее пределами.
Иногда может сложиться ситуация, в которой два или более правовых актов в силу их формулировок действуют одновременно, на той же территории и по тому же кругу лиц. Эти случаи называют коллизиями. В правовой доктрине выработан ряд коллизионных правил для решения подобных конфликтов правовых норм: 1) последующий закон отменяет действие предыдущего; 2) специальный закон отменяет действие общего закона; 3) вышестоящий в иерархии закон отменяет действие нижестоящего. При коллизии норм национального и международного права в большинстве правопорядков (в том числе в России) приоритет имеет международное право.
Если в юридической практике встречается область социальной жизни, не урегулированная нормами права, юристы говорят о "пробеле". По сути, пробел в праве (или в законодательстве) указывает на ситуации, когда для решения некоего типичного случая нет подходящей нормы права, хотя, как кажется тому или иному лицу, такая норма должна иметь место. Принято различать мнимые и реальные пробелы. В первом случае законодатель либо намеренно воздержался от регламентации той или иной сферы, либо эта сфера не входит в сферу правового регулирования. О реальных пробелах юристы говорят, ссылаясь на "общую волю законодателя", который урегулировал схожие отношения, и его воля, по логике, должна распространяется и на рассматриваемые отношения. Под реальными пробелами понимаются также логические дефекты норм, а также отсутствие правил, регламентирующих порядок реализации норм права. Иногда выделяют производные пробелы, связанные с тем, что в ходе развития появляются новые отношения, связи, технологии, ценности, для которых не были предназначены существующие правовые нормы. Во всех этих случаях решающим моментом остается усмотрение субъекта, толкующего право, поскольку "воля законодателя" в юриспруденции является идеальной категорией, не отражающей какое-либо реальное ОГЛАВЛЕНИЕ (волю неких лиц), а правовое регулирование в реальности не обязательно подчиняется законам логики. Устранить пробел, как считается, можно путем принятия правового акта, содержащего в себе желательные нормы. Преодолеть пробел можно двумя путями: 1) аналогия закона – применение к некоему отношению норм права, регулирующих схожее отношение; 2) аналогия права – создание правоприменителем правил разрешения конкретного спора на основе принципов (духа и смысла) права.