Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве
К нарушителю применяются административные наказания и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (меры административного пресечения), установленные КоАП к моменту совершения правонарушения.
Обратная сила законодательства, смягчающего или отменяющего ответственность за административные правонарушения, соответствует предписанию ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, в соответствии с которой "если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон", т.е. вступает в силу новый акт, устраняющий или смягчающий ответственность, принятый в форме федерального закона, - это следует из сопоставления ч. 2 ст. 54 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Административная и любая другая юридическая ответственность устанавливается только федеральным законом, следовательно, им же отменяются или смягчаются нормы об ответственности (например, устанавливаются нормы, ограничивающие имущественные или физические лишения, обусловленные применением наказания).
Усиление ответственности за административные правонарушения означает введение санкций, предусматривающих более обременительные ограничения имущественных либо личных неимущественных прав нарушителя в сравнении с наказаниями, действовавшими прежде. Административная ответственность может быть усилена путем повышения размера денежного взыскания либо замены имущественных административных санкций наказаниями, ограничивающими правонарушителя на свободу передвижения либо иным образом обременяющими его публичные права.
Принятие акта, смягчающего ответственность, означает общую гуманизацию наказания, при этом могут быть уменьшены размеры имущественных санкций либо сокращены сроки применения административных наказаний, ограничивающих неимущественные (публичные) права нарушителя.
Некоторыми кодифицированными актами, предусматривающими применение административных санкций, установлен особый порядок их действия во времени, отличный от порядка, определенного ст. 1.7 КоАП. Водным, Лесным и Бюджетным кодексами предусмотрен идентичный порядок действия водного, лесного и бюджетного законодательства во времени: акты указанных отраслей законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Названные кодексы не относятся к правоустанавливающим актам: ч. 1 ст. 68 ВдК и ч. 1 ст. 99 ЛК определено применение мер административной ответственности в соответствии с законодательством РФ; согласно ст. 289-306 БК штрафные санкции применяются в соответствии с КоАП.
Поскольку нормы, устанавливающие административные санкции, применяемые к правонарушителям согласно ст. 282 БК, являются составной частью бюджетного законодательства, то в указанных случаях применяется порядок действия законодательства во времени, определенный п. 1 ст. 5 БК; в отличие от ч. 2 ст. 1.7 КоАП, в п. 1 ст. 5 БК указано, что акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено БК или федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 1.7 КоАП производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу. Указанный закон применяется во все время рассмотрения впредь до его отмены. Под временем рассмотрения дела подразумевается время, затраченное органами административной юрисдикции или уполномоченными ими должностными лицами на осуществление установленных КоАП процессуальных действий.
Начало исчисления сроков рассмотрения дела об административном правонарушении может быть связано с осуществлением мер административного пресечения, применяемых в отношении лица, подозреваемого в совершении проступка. Такими мерами могут быть личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и другие, предусмотренные ч. 1 ст. 27.1 КоАП: в указанных случаях сроки рассмотрения дела об административном правонарушении исчисляются со дня получения уполномоченным должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
При определении действия законодательства об административных правонарушениях во времени учитываются как позитивные, так и негативные последствия его применения к нарушителю.
Федеральные законы, отменяющие установленные КоАП обязанности лица, совершившего проступок, либо смягчающие бремя обусловленных такими обязанностями ограничений прав нарушителя, имеют обратную силу.
Временные и пространственные факторы, установленные ст. 1.7 КоАП, учитываются при рассмотрении дела об административном правонарушении на всех его процессуальных этапах, предшествующих стадии исполнительного производства, в том числе и в тех случаях, когда постановление о назначении административного наказания вступило в законную силу, но не исполнено. Правило обратной силы закона, установленное ч. 2 ст. 1.7 КоАП, может применяться и на стадии исполнительного производства, но лишь в случаях, отменяющих обязанности лица при исполнении назначенного наказания либо смягчающих порядок исполнения таких обязанностей, например, при продлении сроков добровольной уплаты административного штрафа, сроков отсрочки или рассрочки его уплаты, установленных ст. 31.5 КоАП.
Правило обратной силы закона учитывается также в случаях применения мер административного пресечения на стадии исполнительного производства, при задержании и проведении личного досмотра лица, самовольно оставившего место отбывания административного ареста (ч. 2 ст. 20.25 КоАП).