Действие закона эстафетности управления

В процессе деятельности организации накапливаются ресурсы, управленческий опыт, технологии, формируется организационная и внутренняя культура организации. Управленческая деятельность руководителя не может быть продолжительнее его активной трудовой деятельности, поэтому организационная и внутренняя культура организации передается от одного поколения управленцев другому. Здесь вступает в действие закон эстафетности управления. Принятый в организации стиль управления, например авторитарный, сохраняется, пока действует этот закон.

Рис. 2.13. Процесс получения синергетического эффекта при стратегическом управлении

Организационная и внутренняя культура формируется под воздействием изменений, которым подвержены внешняя среда организации, обновляющийся персонал, используемые технологии. Организация развивается успешно, если ее внутренняя культура адекватна к изменениям, происходящим во внешнем мире, в первую очередь это относится к управленческой культуре организации.

Для компаний-долгожителей действие закона эстафетности управления становится основой дополнительного конкурентного преимущества и способствует завоеванию и удержанию лидирующих позиций.

Модель процесса стратегического управления, использующего действие закона эстафетности, представлена на рис. 2.14.

Действие закона лидерства

Процесс стратегического управления осуществляется в соответствии с законом развития (лидерства), согласно которому каждый субъект и объект управления стремится занять лидирующие позиции, реализуя возможности и предотвращая угрозы. Движущей силой любой отрасли бизнеса служит конкуренция, — важнейший стимул для постоянного повышения конкурентоспособности производимой продукции и оказываемых услуг.

В рамках модели развития современной организации происходит борьба за лидирующие позиции на рынках сбыта (рис. 2.15).

Борьба за лидерство разворачивается на фоне действия пяти сил конкуренции, представленных в модели М. Портера.

Рис. 2.14. Модель процесса стратегического управления

Рис. 2.15. Модель развития современной организации

Действие закона интеллекта

В основе конкурентного преимущества — идеи, которые генерируются в бизнес-организации и становятся инновациями, позволяющими выводить на рынки сбыта продукцию более высокого качества с новыми функциональными возможностями или оказывать более востребованные услуги.

Во многих ведущих корпорациях мира для генерирования идей, способных существенно повысить конкурентоспособность бизнес-организации, создаются "фабрики идей". Туда привлекаются наиболее креативно мыслящие специалисты и эксперты, способные сгенерировать продуктивные идеи, обеспечить конкурентное преимущество и стать основой проекта. Для реализации таких идей впоследствии в организации создаются благоприятные условия, например они могут "выращиваться" в бизнес-инкубаторах или технопарках. Различные технологии, используемые при организации "фабрик идей", имеют место в корпорациях General Electric, Toyota, Virginx, Matsushita Electric2, McDonalds и Coca-Cola.

Лидерство, к которому стремятся все участники рынка, не является легкодоступным, требуя постоянной работы, способной породить, реализовать в производстве и вывести на рынок сбыта идеи, до которых не смогли додуматься конкуренты. В этой постоянной борьбе за лидерство мы находим реализацию закона интеллекта. Согласно закону любому управленческому решению предшествует идея, а при прочих равных побеждает тот, кто "передумывает".

Интересна такая форма организации интеллектуальной работы, как "горячие подразделения". Их задача состоит в поиске решения проблем, возникающих перед бизнес-организацией, 24 часа в сутки! В условиях жесткой конкурентной борьбы изменения требуют адекватной и своевременной, подчас мгновенной, реакции. Идею, утратившую свою актуальность, какой бы гениальной она ни была, уже нецелесообразно реализовывать, ожидаемого результата не будет. Пример эффективного использования "горячих подразделений" — компания Cisko. Признанный мировой лидер в области телекоммуникаций, обеспечения эффективной работы Интернета, видеоконференций.

На стадии генерирования идей и организации аналитической работы крупных компаний и государственных учреждений используются ситуационные центры (см. подробнее гл. 3). В них реализуется аналитический цикл от получения информации об управленческой ситуации до проведения анализа результата управленческого воздействия и выработки рекомендаций для руководства организации (рис. 2.16).

Управленческий цикл в реальном управлении может содержать рациональную и иррациональную составляющие. Последняя имеет место при разработке видения управленческой ситуации, генерировании альтернативных вариантов решения, принятии управленческого решения.

Продуктивные идеи развития бизнеса становятся инновациями и служат основой для разработки инвестиционных проектов. Для их реализации создаются так называемые центры превосходства, организованные для продвижения новой продукции на рынки сбыта и оказания услуг.

Сегодня для получения устойчивого конкурентного преимущества недостаточно даже гениальных идей, сегодня требуются инновации, ведущие к успеху.

Ключевая задача стратегического управления — добиться эффективного функционирования объекта управления и его устойчивого развития. Для современной организации это осуществимо при наличии высоких технологий стратегического управления для бизнес-организаций, способных обеспечить устойчивое развитие в условиях глобальной конкуренции.

Рис. 2.16. Оценка эффективности деятельности управленца