Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по лицам
Действие нормативного правового акта – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие, т.е. "жизнь", нормативного правового акта определяется тремя параметрами:
– временем;
– пространством;
– кругом лиц.
А. Действие нормативного правового акта во времени продолжается с момента вступления нормативного правового акта в силу и до момента утраты им силы.
Существует следующий порядок вступления нормативных правовых актов в силу (введения в действие).
1. Момент введения в действие чаще всего указывается в сопутствующем акту документе – постановлении о введении (о порядке введения) нормативного правового акта в действие или в самом акте.
Делается это так.
Называется конкретная дата введения нормативного правового акта в действие. Чаще всего срок между принятием нормативного акта и вступлением его в силу не превышает одного – трех месяцев. Но если для реализации нормативного правового акта нет еще социально-экономических, финансовых условий или требуется большая подготовительно-организационная работа, то срок между принятием нормативного правового акта и вступлением его в силу может быть значительным.
Например, Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования. Однако ст. 6 (личная охрана, охрана жилища и имущества), 7 (выдача оружия, спецсредств индивидуальной защиты и оповещения об опасности), 11 (в части изменения внешности защищаемого лица) и 20 (о материальной компенсации) вступили в силу только с 1 января 1996 г. А ст. 10 (в части, касающейся переселения защищаемого лица на другое место жительства) вступила в действие лишь 1 января 1997 г.
Нормативный правовой акт вводится в действие с момента опубликования. Так, Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" был опубликован в Собрании законодательства РФ 5 июля 2004 г. и с этого же момента вступил в силу. Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" был опубликован в Собрании законодательства РФ 13 января 2003 г. и с этого дня вступил в силу.
Нормативный правовой акт вводится в действие поэтапно. При этом этапы обозначаются либо сроками, либо связываются с наступлением определенных условий.
Примером такого порядка введения в действие нормативного правового акта является Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака". Статья 10 этого Закона устанавливает, что он вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования, а п. 2 ст. 3 этого Закона в части запрета производства и импорта табачных изделий вступает в силу с 1 января 2003 г., а в части запрета оптовой торговли розничной продажи табачных изделий – с 1 января 2004 г. Пункт 2 ст. 7 Закона вступает в силу через один год со дня официального опубликования Закона.
Нормативный правовой акт вводится в действие с момента его принятия. Это относится прежде всего к постановлениям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Этот порядок введения в действие нормативных правовых актов не слишком удобен. Реально акт начинает действовать лишь тогда, когда о нем узнают субъекты, которым он адресован. Получить же достоверную информацию о содержании нормативного правового акта можно лишь после его официального опубликования.
Момент принятия акта и момент его опубликования никогда не совпадают – промежуток времени хотя бы в несколько дней между ними всегда будет. Это своего рода "период бездействия", ибо акт формально вступил в силу, а реально (до публикации) действовать не может.
Например, Указ Президента РФ от 18.11.2004 № 1453 "О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту" вступил в силу со дня его подписания – 18 ноября 2004 г., а опубликован в Собрании законодательства РФ 22 ноября 2004 г.
Поэтому наиболее приемлемым моментом вступления в силу и этих нормативных актов явился бы день их официального опубликования.
Нормативный правовой акт вводится в действие со дня его подписания должностным лицом. Именно так вступают в силу ненормативные (индивидуальные) акты Президента РФ, распоряжения Правительства РФ, а также акты Президента РФ и Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Время между подписанием актов Президента РФ и Правительства РФ и их официальным опубликованием не должно превышать 10 дней.
2. Если в нормативном правовом акте срок вступления его в силу не указан, то применяется порядок, установленный Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Нормативные правовые акты Федерального Собрания и его палат вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования.
Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования.
3. Порядок постепенного вступления в силу (введения в действие) нормативных правовых актов. Речь идет об актах, не имеющих общего значения; чаще всего ведомственных, нередко имеющих ограничительный гриф и предназначенных строго определенным адресатам.
Эти акты начинают действовать с момента получения их адресатом. Разная отдаленность адресатов от правотворческого органа обусловливает и разновременность (постепенность) введения этих актов в действие.
Рассмотренные выше положения не исчерпывают всех вопросов, связанных с введением в действие нормативных правовых актов. Есть некоторые особенности вступления в силу актов органов исполнительной власти, требует совершенствования существующая процедура. Целесообразно издание единого закона о разработке, опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов, действующих на территории России.
Прекращают свое действие нормативные правовые акты:
– по истечении срока, на который были приняты;
– с изменением обстоятельств, на которые были рассчитаны (например, утратили свой смысл и потому прекратили действие акты периода Великой Отечественной войны после ее окончания);
– при отмене данного акта другим актом (наиболее распространенный случай).
Об отмене устаревших нормативных правовых актов чаще всего говорится во вновь принятом и вступающем в силу акте. Это наиболее распространенный способ отмены прежних предписаний. Редко какой закон, указ, постановление, приказ не содержит пункта, указывающего на акты или положения, утрачивающие силу в связи с введением в действие нового нормативного правового акта. Причем нередко новый нормативный правовой акт отменяет не один, а довольно много утративших силу нормативных предписаний.
Так, Федеральный закон от 30.12.2001 № 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" признал утратившими силу полностью или частично 137 законов и других нормативных правовых актов, регулирующих вопросы административной ответственности.
С действием нормативных правовых актов во времени связано понятие обратной силы закона (точнее – нормативного правового акта).
По общему правилу, "закон обратной силы не имеет" (lex ad praeteriam non valet – лат.), т.е. распространяет свое действие только на те отношения, которые возникли после введения его в действие. Это вносит стабильность в отношения между людьми, между гражданами и государством, поскольку они уверены, что их создаваемое и существующее положение не будет ухудшено изданием более позднего нормативного правового акта.
Данное правило нередко фиксируется во вновь принятом юридическом правовом акте и формулируется словами: "Настоящий закон (кодекс, устав и проч.) применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу". Примером может служить ст. 130 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 № 18-ФЗ.
Есть некоторые исключения из общего правила.
Главное из них относится к уголовному закону, который всегда имеет обратную силу (действует как бы "назад") в том случае, если он устраняет наказуемость деяния или смягчает наказание.
Обратная сила новому закону может быть придана также прямым указанием законодателя. Например, ст. 9 ЖК РФ устанавливает: "Действие раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами".
Б. Действие нормативного правового акта в пространстве. В соответствии с государственным суверенитетом, нормативные правовые акты действуют безраздельно на всей территории государства. Однако есть акты ограниченного территориального действия (например, акты, действующие только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах).
В состав российской государственной территории входят находящиеся в пределах государственных границ:
– суша, включая недра и континентальный шельф (продолжение морского берега под водой);
– воды, включая территориальные воды – примыкающую к берегу часть моря, не превышающую 12 морских миль;
– воздушное пространство.
К государственной территории (условной территории) приравниваются территории посольств, морские, речные, воздушные и космические корабли (станции) под флагом или знаком российского государства, кабели и трубопроводы, проложенные в открытом море и соединяющие территории государств, технические сооружения на континентальном шельфе или в недрах открытого моря. При этом военные суда приравниваются условно к территории государства повсеместно, а невоенные морские и воздушные суда – соответственно только в водах и воздушном пространстве своего государства, в открытом море и воздушном пространстве над ним.
На государственной российской территории и территории, условно приравненной к ней, действуют нормативные правовые акты РФ. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права.
Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".
В. Действие нормативных правовых актов по лицам (по кругу лиц). Нормативные правовые акты в Российской Федерации общего характера распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории: граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.
Специальные нормативные правовые акты действуют лишь в отношении определенных граждан.
Например, воинские законы касаются только военнослужащих, законодательство о льготах для рабочих и служащих Крайнего Севера имеет в виду только граждан, работающих и проживающих в этих регионах, законодательные предписания об ответственности должностных лиц применимы только к этой категории граждан и т.д.
В то же время нормативные правовые акты нашего государства действуют и в отношении граждан, находящихся за границей. Так, совершивший преступление за границей российский гражданин отвечает по российским законам, что не исключает его ответственности по законодательству страны пребывания.
Не подпадают под действие нормативных правовых актов Российской Федерации (и тем самым не подлежат юридической ответственности) лица, обладающие дипломатическим иммунитетом. Это главы представительств и члены дипломатического персонала представительства, главы и члены делегаций па международных встречах и конференциях и др.
Правовое положение таких лиц регламентируется нормами международного права.