Деятельность и отражение

В этом параграфе мы рассмотрим вопрос об отношениях деятельности и отражения (психики).

Прежде всего, отметим кольцевые отношения деятельности и психического отражения. Мы говорим, что деятельность порождает образы, но она сама регулируется на основе психического отражения. Как видим, получается аналог известного парадокса "Кто был первым, курица или яйцо". По мнению А. Н. Леонтьева, круг "деятельность – образ" размыкается очень просто – первично деятельность управляется не образом, а средой. Но деятельность при ее осуществлении производит три результата: во-первых, предмет потребности, ради которого она осуществляется; во-вторых, образ действия и объектов, с которыми имеет дело действующий субъект (деятельность, направленная на предмет потребности и объекты из поля действия), и, наконец, последствие деятельности для себя и других (рис. 5.6).

Рис. 5.6. Схема отношений деятельности и ее результатов (последствий)

В следующий раз эта деятельность уже не только прямо управляется средой, но и ее продуктом как образцом (предметом потребности), образом ситуации и действий и оценкой последствий. Это приводит к улучшению продукта деятельности и образа ситуации и снижению роли среды (она влияет, но не прямо и с опозданием, а через уточненный образ и произведенный продукт как внешний образец). Этот процесс улучшения образа (его уточнение и обогащение) может идти бесконечно, правда, до тех пор, пока субъект творит в деятельности, а не шаблонно повторяет действия. Так что мы можем уточнить, что развивает психическое ОГЛАВЛЕНИЕ не сама по себе деятельность, а творчество в деятельности, или творческая деятельность, которая предполагает и новый способ ориентировки (А. В. Запорожец). Это означает, что психическое развитие вне творческой деятельности невозможно.

Мы можем отметить как объективный факт хорошую согласованность деятельности и психического отражения. Поскольку деятельность эволюционно первична по отношению к психическому отражению, то можно сделать вывод, что именно деятельность определяет, "что должно быть отражено и в какой форме"[1]. Сама деятельность определяется экологией живого существа, поэтому чувственное психическое отражение через деятельность тоже соответствует экологии вида. У человека отражение "определяется тем, каковы те отношения, в которые вступает человек в мире, каково его реальное бытие, определяемое наличными общественно-экономическими условиями"[2].

В советской психологии довольно распространенным было мнение о порождении психики деятельностью. Но мы уже говорили, что чувственный психический образ предполагает возможность живых существ иметь субъективные переживания (чувствования) как трансформацию следов взаимодействия живого существа с внешней средой. И эта возможность должна быть задана организму. А образы объектов как предметные условия поведенческого пространства субъекта формируются только в результате особой активности самого субъекта. Есть основания думать, что вначале прагматическая, приспособительная деятельность, а затем исследовательская активность субъекта создают возможность субъекту конструировать на основе субъективных чувственных "картинок" вначале моторно-тактильное, а потом и зрительное субъективное пространство, оформляя субъективные сенсорные картинки в образы объектов, т.е. в предметы, расположенные в пространстве действий субъекта и имеющие какой-то смысл для него.

Мы поэтому не можем утверждать, что сама деятельность порождает психику, но можем сказать, что формирование образов идет через деятельность. Деятельность позволяет субъекту создавать субъективное пространство как поле своей активности и дает критерии для построения образов внешне расположенных объектов в виде предметов своего поведенческого пространства.

Напомним, что чувственное отражение предназначено не для познания, а для нахождения нужного ответного поведения и управления им в предметной среде. Поэтому оно как субъективный образ неполно (отражается только то, что обслуживает деятельность) и несколько условно вследствие своего сенсорного языка.

И наконец, мы не можем обойти вопрос о роли практики (деятельности) в проверке истинности наших знаний. Строго говоря, чтобы проверить степень достоверности наших знаний, мы должны иметь образец истинного знания, с которым можно было бы сравнить наши чувственные и сознательные рациональные знания. Понятно, что это невозможно и речь может идти:

• о степени соответствия наших чувственных образов и сознательных представлений той ситуации, в которой мы действуем;

• о степени соответствия наших личных представлений о мире, той научной гипотезе, которая охватывает наибольшее число наблюдаемых нами (прямо и опосредованно через приборы) событий в мире и считается наиболее достоверной в данный момент времени.

При обсуждении проблемы практики как критерия истины мы должны в первую очередь смотреть на характер деятельности: приспособительная практика одиночки, преобразовательная созидательная практика человека или социальная практика человечества.

Приспособительная деятельность одиночки может дать только критерий полезности знаний, а полезность безразлична к научной картине мира. Ориентация по Солнцу и звездам одинаково успешна независимо от того, какую модель движения Земли, планет и Солнца вы выбираете. Трудности начинаются при выходе за пределы Земли – в Космос, где правильная ориентация невозможна на основе геоцентрической модели.

Переход человечества к производству условий своей жизни потребовал и новых знаний, причем таких, которые не могут быть представлены в чувственной форме и по своей природе должны быть объективными и достоверными. Поскольку строительство самолета невозможно на основе случайного приспособления и здравого смысла (личного, экологически ориентированного знания), то успешные полеты самолета есть свидетельства достоверного (хотя, может быть, и частичного) представления о мире. Эти представления о мире формулируются, конечно, отдельными людьми (учеными), но они есть результат всей совокупной деятельности человечества, в том числе специально организованной научной деятельности больших коллективов.

Практика не только проверяет гипотезу, она значительно расширяет сферу наблюдаемых явлений, которых до практики либо не было, либо они были недоступны для наблюдения. Преобразовательная деятельность открывает новое поле для наблюдений, а новые приборы и машины становятся новыми средствами познания. Великий А. де Сент-Экзюпери писал: "Крестьянин, возделывая свое поле, мало-помалу вырывает у природы разгадку иных ее тайн и добывает всеобщую истину".

В заключение мы рассмотрим схему отношений различного уровня взаимодействий и соответствующих им уровней отражения, показанную в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Соотношение уровней взаимодействия и отражения

Материя

Движение

Самодвижение (активность)

Деятельность

Созидательная

Субъект

Социальный – человек

Психическое отражение

Сознательное (рациональное)

Адаптивная

Природ- ный – животные

Чувственное

Жизнедеятельность

Живое – организм

Биологическое отражение

Вынужденные движения

Неживые тела

Физическое отражение

На этом мы временно прекращаем обсуждение проблемы деятельности и понятия "деятельность" как одной из самых важных категорий психологии, но будем постоянно обращаться к этому понятию, уточняя и расшифровывая, казалось бы, абстрактные положения и принципы теории деятельности. Мы также кратко рассмотрим общие подходы к изучению поведения (деятельности) животных, чтобы яснее понимать особенности деятельности человека и последствия деятельности для развития человеческого сообщества.