Деятельность и функции ФРС
Интересно, что одну из глав своей книги замечательный ученый-экономист, профессор П. Самуэльсон предваряет следующим эпиграфом: "С начала мира было три великих приобретения: огонь, колесо и центральная банковская система (Билл Роджерс)". Этим аналитик подчеркивает особую роль центральных банков в финансовых системах государства. Федеральная резервная система США — это, во-первых, центральный банк страны, который обладает правом эмиссии; во-вторых, ФРС выполняет функции банков, в-третьих, это банк американского правительства. Специфика этого важнейшего института в системе финансово-экономического аппарата правительства США состоит в том, что он юридически является частной собственностью акционеров коммерческих банков.
Известно, что любой центральный банк страны осуществляет, во-первых, эмиссионную функцию; во-вторых, контроль за денежной массой и кредитной политикой в экономике; это же относится, разумеется, и к ФРС. Универсальное правило состоит в том, что если экономическая активность в стране снижается и занятость сокращается, то ФРС увеличивает денежную массу и кредитную ставку (процент по кредиту), стремясь динамизировать деловую активность и увеличить рабочие места. Но если расходы при этом становятся угрожающе избыточными, в результате чего растут цены и появляется много свободных рабочих мест, то ФРС стремится использовать все свои возможности в целях сокращения денежной массы и повышает процент по кредиту. Такая достаточно примитивная монетарная политика осуществляется ФРС с целью удешевить кредит или, наоборот, сделать кредитные деньги более дорогими.
Закон о ФРС США был принят в 1913 г. Конгрессом, тогда он бы утвержден в статусе частной организации банков, которая выполняет определенные правительственные и особые функции. С тех пор ФРС претерпела значительные изменения, а ее роль стала огромной, она фактически будучи государственно-публичной организацией, однако остается акционерной, соответственно, акционеры — крупные частные банки оказывают свое влияние на ФРС. Серьезные реформы были проведены в 1933 и 1935 гг., в период Великой депрессии, когда президент Ф. Рузвельт изменил облик американского капитализма и буквально вытащил его из пропасти. Тогда же был создан Совет управляющих ФРС, который впоследствии и сосредоточил в своих руках управление рычагами кредитно-денежной политики, т.е. операциями на открытом рынке, регулирование учетных ставок и контроль за резервными требованиями. Кроме того, наряду с другими федеральными ведомствами, регулирующими банковскую деятельность, Совет в те времена установил основные принципы надзора и контроля с коммерческими банками и их деятельностью. Но в период с начала 1980-х гг. функции Совета постепенно урезались в результате осуществления политики дерегулирования в финансовом секторе, начатой президентом Роналдом Рейганом и старательно проводившейся под руководством председателя ФРС Алана Гринспена все 18 лет, когда он возглавлял ФРС (до 2004 г.).
Структура ФРС. Федеральная резервная система состоит из 12 региональных федеральных резервных банков. При осуществлении своей политики Совет управляющих ФРС опирается на эти банки. Однако общее направление политики по всей кредитно-банковской системе определяет именно Совет управляющих. Он осуществляет регулярные проверки резервных банков и их отделений в целях контроля за проведением в соответствующей политики правительства. Кредитно-денежная политика ФРС определяется Законом 1978 г. "О полной занятости и сбалансированном росте", иногда называемым Законом Хэмфри — Хокинса. Этот закон ставил своей целью достижение высокого уровня занятости и стабильности цен как главных целей кредитно- денежной политики. В основу закона положена монетарная концепция, согласно которой со временем темп инфляции совпадает с темпами роста денег и кредита, а необходимым условием понижения инфляции является снижение отмечаемого роста денежной массы и объемов кредитования.
Структура ФРС схематически представлена на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Структура Федеральной резервной системы (ФРС)
Как мы отмечали, самым важным управляющим органом в ФРС является Совет управляющих, находящийся в Вашингтоне (федеральный округ Колумбия). Совет состоит из семи членов, каждый из которых назначается на 14-летний срок Президентом США. Столь длительный срок, как предполагается, должен обеспечивать преемственность, стабильность и независимость совета, хотя на практике лишь немногие из управляющих занимают свой пост в течение полного срока. Совет возглавляется председателем, назначаемым президентом из состава управляющих. Председатель Совета управляющих — это наиболее могущественное лицо всей резервной системы. Его мнение обычно доминирует как в Совете, так и в ФРС в целом. Иногда председателя ФРС даже называют, правда, с некоторой долей преувеличения, вторым лицом в государстве. Председатель назначается на четырехлетний срок. В случае если после четырех лет нахождения на этом посту он не получает подтверждения полномочий на следующий цикл, то обычно подает в отставку. Более 18 лет председателем ФРС являлся Алан Гринспен. В 2004 г. его заменил Бен Бернанке (последовательный продолжатель своего предшественника), он возглавляет его и ныне. В Совет управляющих ФРС входят четыре президента федеральных резервных банков, меняющихся на ротационной основе, и президент Нью-Йоркского федерального резервного банка (постоянно). Из девяти директоров, занимающихся вопросами регулирования и надзора, шесть избираются банками-членами (из состава директоров более чем 5 тыс. банков), а три директора назначаются Советом управляющих. Учитывая важность Нью-Йоркского федерального резервного банка (и ошибки, им допущенные), в соответствии с новым законодательством его глава назначается президентом США, а не избирается, как это было установлено до 2010 г. В 2009—2011 гг. (с учетом "сбоев" в институциональной системе регулятора финансового рынка) был принят целый ряд законодательных актов, предусматривающих реформы Уолл-стрит, включая Закон Додда — Фрэнка (подробнее о нем читайте в параграфе 5.12) об аудите ФРС и др.
Федеральные резервные банки
Их 12 — по числу федеральных округов. Эти банки осуществляют чеково-кассовые операции внутри ФРС, что обеспечивает эффективное осуществление расчетов между округами и внутри них. Они ответственны за выполнение решений и предписаний ФРС и изучают экономическую ситуацию в своих округах. Банки предоставляют Совету управляющих ФРС оперативные и аналитические материалы по каждому из 12 округов и тем самым обеспечивают руководящее звено ФРС материалами об экономическом положении в стране.