Лекция 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДВОКАТА В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Эффективное обеспечение прав и законных интересов, на которые имеют право все участники производства по делам об административных правонарушениях, требует, чтобы они имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой независимой юридической профессией. Согласно ст. 25.5 КоАП для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Административное судопроизводство есть одна из форм отправления правосудия в Российской Федерации, предусмотренных ст. П8 Конституции РФ, оно основывается на принципах законности, публичности, состязательности и равноправия сторон.

Производство по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции призвано разрешать по существу те дела, которые законом прямо отнесены к подведомственности судов, а также рассматривать жалобы на решения и действия должностных лиц при осуществлении ими производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных п. I; дела об административных нарушениях, предусмотренных ч. 2, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье; дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, признанными на поенные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов; дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов; судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями.

Задачами судебного разбирательства по делам об административных правонарушениях является всесторонне полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно Конституции РФ, а также признанным в Российской Федерации нормам международного права и исходя из задач обеспечения прав и свобод человека, которые действуют непосредственно (ст. 18 и 123 Конституции РФ), основные принципы справедливого правосудия (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав и основных свобод) должны соблюдаться и при производстве в судах по делам об административных правонарушениях.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Статья 2.1 КоАП определяет понятие "административного правонарушения", указывая в качестве его обязательных признаков противоправность, виновность и наказуемость. Отсутствие в определении материального признака, выражающегося в общественной опасности (вредоносности) противоправного действия (бездействия), является существенным отличием административного правонарушения от уголовного преступления.

Противоправное поведение может быть выражено как в виде действия (активная форма), так и в бездействии (пассивная форма). В первом случае административная ответственность наступает при условии, что лицо совершило противоправные действия путем нарушения действий, запрещенных законом, а во втором — должно было действовать только определенным образом (в силу предписаний закона или иных нормативных актов), но не выполнило соответствующих обязательных действий, хотя обладало всеми для этого возможностями.

Административное производство может быть возбуждено как против физического, так и против юридического лица.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в порядке, предусмотренном федеральным законом и установлена вступившим в законную силу решением суда (для административных правонарушений — вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ст. 1.5, 2.1 КоАП).

При этом в силу презумпции невиновности, установленной Конституцией РФ, вину привлекаемого к административной ответственности лица должен установить суд, рассматривающий дело об административном правонарушении.

Таким образом, вина является, во-первых, обязательным признаком административного правонарушения, во-вторых, обязательным условием привлечения физического или юридического лица к административной ответственности.

Только виновное действие (бездействие) лица, подпадающее под признаки административного правонарушения, может быть наказуемо в соответствии с КоАП. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В КоАП сформулированы основные критерии презумпции невиновности, которыми следует руководствоваться при судопроизводстве по делам об административных правонарушениях. В ст. 1.5 КоАП эти критерии сформулированы следующим образом:

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (исключение составляют правонарушения, предусмотренные гл. 12 "Административные правонарушения в области дорожного движения" КоАП, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи).

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В связи с этим участник административного производства, в отношении которого составлен протокол, применены меры обеспечения и рассматривается дело, называется лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Указанные лица вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено только в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела или от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ст. 25.1 КоАП).

В тех случаях, когда рассмотрение дела осуществляется судом в отсутствие стороны обвинения, пределы судебного разбирательства ограничены обвинением, сформулированном в административном протоколе. Протокол согласно ст. 26.2.КоАП является доказательством по делу об административном правонарушении и должен содержать: сведения о наличии либо отсутствии события административного правонарушения, доказательства виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также отражать иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Важной гарантией защиты прав, свобод и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по административному делу, является возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью. В качестве защитника (в интересах физического лица) к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается не только адвокат, но и любое иное лицо. Защитник допускается к участию в деле с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания подозреваемого в совершении административного правонарушения, защитник допускается с момента фактического задержания. Адвокат в случае оказания им квалифицированной юридической помощи юридическому лицу называется представителем.

Потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Защита прав потерпевших гарантируется Конституцией РФ, в частности, ее ст. 2, 18, 48 (ч. 1), 52 и 53. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба посредством возложения на виновного обязанности возместить вред, причиненный потерпевшему.

Интересы потерпевшего может представлять представитель. Потерпевший и его представитель вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться иными процессуальными правами. С этой целью закон обязал органы и должностных лиц, возбуждающих производство по делу об административном правонарушении, вручать потерпевшему по его просьбе копию протокола об этом правонарушении.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено только в случае, если имеются достоверные данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и при этом от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними, либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют также их законные представители, которыми являются родители, усыновители, опекуны или попечители.

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, также осуществляют его законные представители. Законными представителя юридического лица, в соответствии со ст. 25.4 КоАП, являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

В случае если в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении привлечен адвокат, он пользуется всеми процессуальными правами, принадлежащими по закону его доверителю.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии со ст. 185 ГК.

Права адвоката в производстве по делу об административном правонарушении — это юридически гарантированные возможности пользоваться определенными социальными благами, официальная мера его возможного поведения[1]. Административно-правовой статус адвоката — это специальный статус, отражающий особенности его правового положения в производстве по делам об административных правонарушениях.

Статья 25.5 КоАП закрепила административно-процессуальное положение защитника (адвоката) и представителя, а также определила их основные обязанности и права в производстве по делу об административном правонарушении. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу об административном правонарушении.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Одним из основных прав, предоставленных адвокату и представителю, является право знакомиться со всеми материалами дела. При ознакомлении с делом они имеют право производить выписки из него всех необходимых сведений.

Адвокат и представитель имеют право представлять доказательства. Обладая этим правом, адвокат и представитель могут эффективно осуществлять защиту прав и интересов своих доверителей.

Следующее важное право, предоставленное адвокату, представителю, есть право заявлять ходатайства. Под ходатайством адвоката и представителя следует понимать их официальную просьбу о совершении определенных процессуальных действий в рамках производства по делу об административном правонарушении. Адвокат и представитель вправе заявлять ходатайства по всем вопросам, которые могут иметь влияние на исход дела. В законодательстве не установлена форма заявления ходатайства. На практике они бывают как письменными, так и устными. Ходатайства могут быть заявлены как адвокатом и представителем самостоятельно, так и по просьбе лица, которому оказывается юридическая помощь.

Участвуя в рассмотрении дела об административном правонарушении, адвокат и представитель имеют право задавать вопросы другим участникам производства с целью выявления обстоятельств, благоприятных для своего доверителя, если эти вопросы относятся к делу и не противоречат процессуальным и этическим нормам.

Следующим правом адвоката и представителя является право по поручению лица, привлекаемого к ответственности, приносить от их имени жалобы на постановление по делу. Законодательство не предоставляет адвокату права обжаловать постановление от своего имени.

Следует отметить, что доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых суд, рассматривающий дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Указанные данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении и другими составленными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, прочими документами, а также показаниями специальных технических средств.

После поступления материалов административного производства в суд, судья в порядке, предусмотренном ст. 29.4 КоАП, выносит определение, которым принимает решение о дальнейшем движении дела. В случае, если судья принял решение о назначении дела к слушанию, то он назначает время и место слушания и уведомляет стороны о принятом решении.

В соответствии со ст. 29.6 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Дело об административном правонарушении рассматривается в 2-месячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении, либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела, срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, но не более чем на месяц. О продлении указанного срока судья, рассматривающий дело, выносит мотивированное определение.

Приняв поручение по делу, адвокат прежде всего должен сосредоточить свое внимание на исследовании документов, послуживших основанием для осуществления производства но делу об административном правонарушении.

Адвокат должен знать, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

— непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

— поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

— сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

— фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фого-и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

— подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

— составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

— составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

— составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

— вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

— вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Таким образом, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого официального документа. КоАП однозначно устанавливает, что составление этого документа лицом, уполномоченным осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, признается особым юридическим фактом — возбуждением такого дела.

Важным процессуальным документом, на который должен обращать особое внимание адвокат, является протокол осмотра места совершения административного правонарушения. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Следует сказать, что протокол составляется и при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил дорожного движения.

Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых, свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения описываются:

— действия должностных лиц, в том порядке, в каком они производились;

— состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, на котором совершено административное правонарушение;

— тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета;

— другие существенные для данного дела обстоятельства.

В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения излагаются также заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра.

При составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП.

В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при производстве осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения подписывается составившим его должностным лицом, а также лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения.

В ст. 27.1 КоАП закреплены меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Так, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

— доставление;

— административное задержание;

— личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

— изъятие вещей и документов;

— отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

— освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

— медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

— задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

— арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

— привод;

— временный запрет деятельности.

Адвокату необходимо учитывать, что вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Соответственно, дата составления этого протокола признается датой возбуждения дела, если он является первым процессуальным документом по данному делу.

Адвокат четко представляет, какая информация должна содержаться в протоколе об административном правонарушении. Перечень обязательных реквизитов протокола содержится в ч. 2 ст. 28.2 КоАП.

Во-первых, это данные о времени, месте составления протокола, о должности, фамилии, имени и отчестве его составителя. Они должны удостоверить, что протокол составлен уполномоченным лицом, в установленный срок.

Во-вторых, это сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Если к ответственности привлекается гражданин, то в протоколе должны содержаться 10 записей о нем: его фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, место работы, должность, семейное положение, привлекался ли ранее данный гражданин к административной ответственности, имеется ли у него судимость. Если протокол составляется в отношении юридического лица, то в нем должны быть указаны его организационно-правовая форма, название, место нахождения, а также фамилия, имя, отчество, должность законного представителя юридического лица и документ, на основании которого действует представитель.

В-третьих, в протоколе должны быть указаны фактические данные о событии правонарушении, времени, месте, причиненном ущербе и других имеющих юридическое значение обстоятельствах его совершения. В протоколе необходимо дать юридическую квалификацию административного правонарушения путем указания статьи (части статьи) КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающих ответственность заданное правонарушение, по которой лицо привлекается к административной ответственности. Стало быть, фактически протокол выполняет обвинительную функцию.

В-четвертых, в протоколе указываются фамилия, имя, отчество, адреса свидетелей, потерпевших, если они имеются.

В-пятых, в протоколе должны быть подписи его составителя, а также гражданина или руководителя организации (юридического лица), в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о гражданине или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение 2 суток с момента выявления административного правонарушения. В исключительных случаях срок составления протокола может быть продлен еще на месяц, а по делам о таможенных правонарушениях не должен превышать 6 месяцев.

Сроки составления протоколов об административных правонарушениях не являются пресекательными. Это означает, что сам факт нарушения такого срока не прекращает производство по делу. Однако если же протокол составлен за пределами срока давности привлечения лица к административной ответственности, его уже нельзя составить и производство по делу должно быть прекращено.

Объяснения лица, в отношении которого ведется административное производство, показания потерпевшего отражаются в протоколе об административном правонарушении. Следовательно, адвокат должен быть предельно внимательным и следить за тем, чтобы в указанном протоколе были отражены все обстоятельства, которые подлежат установлению по административному делу и имеют существенное для него значение.

В случае, если протокол не соответствует требованиям закона, при отсутствии в нем обязательных реквизитов и информации, такой протокол может быть признан ненадлежащим доказательством, не порождающим правовых последствий.

Далее адвокат должен сосредоточиться на обстоятельствах, подлежащих первоочередному выяснению по делу об административном правонарушении. К ним относятся:

1) наличие события административного правонарушения:

— имело ли место противоправное деяние, запрещенное КоАП и принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ;

— возникло ли оно в результате деятельности человека, или оно явилось следствием иных обстоятельств;

— время возникновения, особенности развития, наступившие последствия;

— наличие причинно-следственной связи между действиями конкретного лица и наступившими последствиями;

— подпадает ли исследуемое событие под признаки конкретного состава правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), и способность этого лица быть субъектом данного правонарушения;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения. Установить и доказать виновность лица — это значит в ходе производства по делу об административном правонарушении собрать доказательства, подтверждающие умысел или неосторожность, проявленные лицом при совершении действий, образующих событие правонарушения. Когда юридический состав данного правонарушения в качестве обязательных признаков его субъективной стороны предусматривает определение цели и мотивов совершения правонарушения, они также подлежат выяснению. Если подлежащие доказыванию цели и мотивы не доказаны, то ответственность за данное правонарушение исключается;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (ст. 26.1 КоАП).

Вещественными доказательствами по административному делу признаются материальные следы правонарушения или лица, его совершившего. Вещественными доказательствами являются предметы, которые служили орудиями административного правонарушения или сохранили на себе его следы, либо были объектами этого правонарушения. Адвокату следует обратить внимание на то, чтобы они были подробно описаны в протоколе об административном правонарушении или ином протоколе (протоколе о досмотре транспортного средства, протоколе об изъятии вещей и документов), но возможности сфотографированы и приобщены к делу.

В протоколе должны быть зафиксированы признаки, позволяющие выделить предмет из числа ему подобных и обусловливающие его доказательственное значение. В частности, следует указывать: материал, форму, размер, цвет предмета, сорт и качество изделия; тип, марку, модель, калибр, серию, номер, иные идентификационные признаки оружия, реквизиты документов и т.д. При этом в протокол заносятся только достоверно установленные признаки. Подробное описание в протоколе вещественных доказательств, их фотографирование, а также иная фиксация и закрепление в протоколе позволяют предотвратить возможность подмены или смешения данного предмета с другими, и в случае утраты вещественного доказательства восполнить этот пробел.

Вещественные доказательства, переданные в суд, должны находиться в упаковке, обеспечивающей их сохранность, в опечатанном виде.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы являются вещественными доказательствами, если они были объектами противоправных действий, средствами их подготовки, совершения или сокрытия, если на них остались следы противоправных действий. Если же значение документа по делу определяется справочными или удостоверительными данными, он является письменным доказательством.

Таким образом, документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в устной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации. Фотоснимки признаются вещественными доказательствами, если они сделаны в момент правонарушения, либо если факт обнаружения фотоснимков в данном месте или у данного лица имеет существенное значение для дела. Условием допустимости этих фотоснимков в качестве вещественных доказательств является наличие достоверных данных о времени, месте и других обстоятельствах фото-, видео- и киносъемки, т.е. о происхождении фотоснимка.

Кроме этого, доказательством по делу об административном правонарушении является заключение эксперта. Адвокат должен обратить внимание на: процессуальную состоятельность этого документа, а именно, ознакомлены ли были стороны с решением о назначении экспертизы; на лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и на потерпевшего; разъяснялись ли им их права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта; разъяснялись ли эксперту его права и ответственность за дачу заведомо ложного заключения.

При наличии всех необходимых процессуальных атрибутов адвокат обязан самым тщательным образом изучить экспертное заключение и соотнести его с прочими доказательствами. В деталях экспертного заключения, как правило, заключаются основные положения, которые формируют окончательный вывод. При невозможности самостоятельно дать оценку экспертному заключению, адвокат должен обратиться к независимому специалисту на предмет разъяснения непонятных или трудно понятных выводов, имеющихся в тексте заключения.

Адвокат вправе самостоятельно представлять доказательства по делу. Для получения доказательств по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 6 Закона об адвокатуре адвокат вправе запрашивать соответствующие государственные органы и получать от них необходимые ему для осуществления защиты либо представительства документы; опрашивать лиц (с их согласия), которые были свидетелями происшествия или обладают достоверными сведениями, могущими иметь значения для правильного разрешения дела.

Адвокату следует помнить, что срок проведения административного расследования не может превышать месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок, по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа, на срок до 6 месяцев. По ряду нарушений законодательства РФ, прямо оговоренных в ст. 4.5 КоАП, срок административного расследования не может превышать год со дня совершения административного правонарушения. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется в суд, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрении судье немедленно после его составления.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в суде установлен ст. 29.7 КоАП. В ходе судебного разбирательства суд исследует поступившие в его распоряжении материалы административного производства. Адвокату следует иметь в виду, что стадия судебного разбирательства является важнейшей стадией во всем процессе административного производства. Адвокат должен активно участвовать в исследовании доказательств, допросе свидетелей, консультировать своего доверителя по правовым вопросам, возникающим в ходе судебного следствия. При необходимости адвокат должен смело и решительно пользоваться предоставленными ему процессуальными правами: делать заявления, заявлять ходатайства и отводы.

Адвокат обязан активно работать в судебном заседании, старательно участвуя в исследовании доказательств и обстоятельств дела, завершая каждый этап судебного следствия доведением до суда выводов, к которым он пришел и которые составляют общую защитительную (представительскую) позицию.

По окончании судебного разбирательства адвокат должен иметь сформированную правовую позицию, которую обязан согласовать с доверителем и довести до суда.

Отличительной чертой административного судопроизводства является отсутствие прений сторон.

По результатам судебного разбирательства суд, в порядке, предусмотренном ст. 29.11 КоАП, немедленно по окончании рассмотрения дела объявляет постановление по делу об административном правонарушении либо выносит определение.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП, или в случае принятия решения об объявления устного замечания. Суд прекращает производство по делу и в случае, если в действиях (бездействии) лица, обвиняемого в совершении правонарушении, содержатся признаки преступления. Тогда материалы дела направляются прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания для проведения дополнительного расследования.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении суд может вынести определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера, либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

После получения решения на руки адвокат вместе с доверителем изучают его и при наличии воли последнего и законных оснований к его отмене или изменению обжалуют его в установленном законом порядке. Жалоба на постановление может быть подана как в суд, вынесший постановление, так и непосредственно в вышестоящий суд, уполномоченный ее рассмотреть. Адвокату следует помнить, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Закон предусматривает и сокращенные сроки обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях. Сокращенные сроки обжалования таких постановлений направлены на защиту публичных интересов, которые разрешаются в короткие временные сроки. Так, срок в 5 дней предусмотрен для обжалования постановлений, вынесенных по нарушениям, связанным с проведением выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана как от имени лица, в отношении которого осуществлялось административное производство, так и от имени его защитника (представителя). Жалоба может быть подписана и обоими. Подавая жалобу, адвокат обязан аргументированно, логически последовательно описать все нарушения закона и неправильное толкование обстоятельств дела, которые, по его мнению, могут повлечь отмену ранее принятого постановления.