Девиации в управленческих структурах
Вопросы бюрократизации, коррупции, круговой поруки являются одними из наиболее актуальных при обсуждении проблем современного управления. "Болезни" управленческих структур приводят к целому ряду последствий: это и снижение эффективности деятельности, и "раздувание" управленческого аппарата, и усиление позиций теневой экономики. Для того чтобы минимизировать негативный эффект от этих последствий, в первую очередь необходимо разобраться в причинах и особенностях протекания этих "болезней".
Классически в социологии принято выделять нормативное, отклоняющееся (девиантное) и противонормативное (делинквентное) поведение. Остановимся подробнее на понимании природы девиантного поведения.
Девиация в социально-поведенческих науках рассматривается как "несоответствие имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или обществе"[1], а степень девиантности определяется степенью соответствия или несоответствия поступков социальным ожиданиям.
Во-первых, необходимо отметить, что понятие девиация (отклонение) нельзя рассматривать вне конкретного нормативного поля. То, что в одних социальных системах рассматривается как норма, в других социальных системах будет рассматриваться как отклонение (например, убийство во время войны и убийство в мирное время: поступок один и тот же, но его оценка различается в зависимости от контекста ситуации).
Во-вторых, девиация – это не всегда плохо. Норма – это всегда усредненное значение показателя чего-либо, следовательно, отклонение может идти как в сторону ухудшения этого показателя, так и в сторону его улучшения. Такие отклонения носят название "культурно одобряемых" отклонений.
В-третьих, отклонение может выполнять функцию адаптации системы к изменяющимся условиям, предлагая формы поведения, отличные от прошлого опыта.
Одними из наиболее авторитетных социологических теорий девиации являются теории аномии Э. Дюркгейма и Р. К. Мертона.
Аномия[2] – отсутствие четкой системы социальных норм, их недостаточность. Это разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам. Аномия мыслима в двух измерениях: во-первых, состояние аномии может характеризовать общество, в котором нормативные стандарты поведения, а также существующие в нем убеждения, либо серьезно ослаблены, либо отсутствуют; во-вторых, состояние аномии может характеризовать и отдельное лицо, если оно социально дезориентировано, находится в состоянии тревоги и переживает чувство изолированности от общества.
Таким образом, по мнению Дюркгейма, индивид становится девиантом вследствие потери ориентации, вызванной разрушением привычных социальных норм.
В нашем случае имеется в виду, что при отсутствии четких норм в системе управления, при их размытости, "разрегулированности" и возможности двойного толкования, индивид вынужден искать новые формы поведения, что и приводит к возникновению таких отклонений, как коррупция, бюрократизация и т.д.
В то же время необходимо отметить следующую особенность аномии. Аномия опасна не тем, что индивид не подчиняется каким-то нормам, а тем, что он вообще не имеет ориентиров. Это похоже на ситуацию с человеком, который заблудился в лесу не потому, что решил идти своей дорогой, отдельно от всех (в силу, возможно, весьма уважительных причин), а потому, что в лесу вообще нет никакой, даже самой непроходимой, дороги. Если же мы имеем какие-то ориентиры, достаточно ясно и понятно проговоренные, то у нас появляется возможность свободного выбора своего отношения к этим ориентирам, своего поведения в существующих обстоятельствах. Именно от системы управления в организации во многом зависит количество и качество возникающих отклонений.
В своей концепции аномии Мертон предлагает из множества элементов социальной и культурной структур выделить два особенно важных[3]:
1) определенные культурой цели, намерения и интересы, выступающие в качестве законных целей для всего общества или же для его отдельных слоев;
2) социально приемлемые способы достижения этих целей.
С точки зрения Мертона, девиация может быть рассмотрена как "симптом рассогласованности между культурно предписанными стремлениями и социально структурированными средствами их реализации". Исходя из данной гипотезы, Мертон предложил следующую типологию девиантного поведения.
Конформизм – согласие с целями общества и легитимными способами их достижения.
Инновация – согласие с целями общества, но отрицание социально одобряемых средств их достижения.
Ритуализм – отрицание культурно одобряемых целей, но согласие (порой доведенное до абсурда) с одобряемыми способами их достижения.
Ретреатизм (бегство от действительности) – отрицание как культурно одобряемых целей, так и социально одобряемых средств, при котором индивид не предлагает ничего взамен, а просто дистанцируется от общества.
Бунт (мятеж) – тоже отрицание и целей, и средств, которое приводит к замене старой системы "культурно одобряемые цели – социально одобряемые средства" и появлению новой идеологии.
Таким образом, бюрократ, по мертоновской классификации, – это ритуалист, который не может отойти от стереотипов поведения, забыв об истинной цели возникновения тех или иных пунктов инструкции. Коррупционер – это новатор, стремящийся к достижению культурно одобряемых целей с помощью непривычных средств их достижения. А идеологи теневой экономики – это мятежники, которых не устраивает сложившаяся система общественного устройства.
Мертон отмечает, что в обществе, в котором исключительно сильно акцентируются определенные цели без соответствующего акцентирования институциональных способов поведения, последние могут быть настолько сильно искажены вследствие акцентирования целей, что поведение многих индивидов ограничится лишь соображениями технической целесообразности. В этом случае при выборе средств достижения значимых для него целей индивид предпочтет наиболее эффективные с технической точки зрения средства (узаконенные или нет в культуре данного общества) институционально предписанному поведению. Причем это не означает, что институциональные правила неизвестны девианту, просто преувеличенное акцентирование цели-успеха лишает эти правила эмоционального одобрения и поддержки. Мертон пишет, что данная "социальная структура вызывает предрасположенность к аномии и отклоняющемуся поведению. До тех пор, пока установка на преодоление конкурентов пронизывает все сферы человеческой деятельности и не существует чрезмерного культурного акцентирования "успешного" результата, выбор средств в значительной степени остается в пределах институционального контроля. Когда же культурный акцент сдвигается с самого процесса конкуренции в сторону почти исключительного внимания к ее результатам, возникает напряжение, способствующее развалу регулирующей системы. С ослаблением институционального контроля происходит приближение ситуации, когда учет личных достижений и страх наказания становятся единственными регулирующими факторами[4].
Рассматривая современное российское общество, мы видим очень много схожего с описанным Мертоном. Особенно это касается управленческой сферы, в которой в результате действия процессов трансформации произошли очень заметные изменения. Социальный контроль со стороны государства ослаб; жизненные цели, одобряемые в условиях новой экономики, усиленно акцентированы; но институциональных способов их достижения почти не предлагается. Поэтому возникают девиантные способы решения любых проблем управления: бюрократия (когда индивиду, принимающему решения, выгодно снижать свою ответственность за его принятие, прикрываясь инструкциями, циркулярами и т.д.), коррупция (когда индивид получает какую-либо незаконную материальную выгоду в силу занимаемого им должностного положения), круговая порука (как одна из форм ингруппового фаворитизма, при которой начинают срабатывать так называемые нормы оправдания, т.е. культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам).
Рассмотрим поподробнее одну из форм девиации в управлении – коррупцию.
Коррупция – это систематическое получение должностным лицом (или через посредника) материальных ценностей или приобретение выгоды имущественного характера, предоставляемых ему исключительно в связи с занимаемым им должностным положением за покровительство или оказание услуг в настоящем или будущем.
Алгоритм действия прост: облаченный властью индивид с большей долей вероятности примет решение, более выгодное тому, кто его "отблагодарил". Тем самым нарушается один из базовых принципов управления – принятие решения зависит в первую очередь от поставленной перед участниками процесса цели. Возникает перекос в иерархии целей: на первый план выходят цели участников (цели-ориентации), а цели-задания и цели-системы подчиняются им. В результате нарушается баланс целей, что приводит к неэффективности работы организации как целостной системы. Очевидно, что чем выше управленческий орган, в котором возникла коррупция, тем больше угроза для осуществления эффективной деятельности организации. Но коррупция угрожает не только экономической безопасности системы, это угроза и социальной, и политической безопасности.
Не менее опасной "болезнью" управленческих структур может стать бюрократия. Можно подумать, что это даже хорошо, когда вся деятельность осуществляется строго в соответствии с инструкциями, циркулярами, предписаниями и т.д. Но, как говорится, жизнь всегда богаче инструкций, и просто нереально предусмотреть все повседневные нюансы деятельности. Никто не призывает каждый раз "начинать жизнь с чистого листа", но проблема бюрократии в том, что зачастую теряется сама цель, ради которой и проводится деятельность. Бюрократ забывает, что в основе любой инструкции лежит, прежде всего, идея максимального достижения поставленной цели и облегчение пути для ее достижения. Таким образом, наряду с коррупцией, бюрократия также нарушает баланс целей функционирования и развития организации.
Круговая порука, с нашей точки зрения, имеет несколько другую природу. Как уже было сказано выше, одной из предпосылок возникновения круговой поруки является возникновение ингруппового фаворитизма (оправдание и поддержка членов своей группы даже при явных нарушениях и ошибках). Так как феномен ингруппового фаворитизма характерен для всех видов ингрупп, ничего нет удивительного в том, что управленцы тоже ему привержены. Помимо этого, если говорить о российской специфике, необходимо отметить историческую предрасположенность россиян к коллективным формам деятельности, к взаимной поддержке ("всем миром поможем" и т.д.).
Конечно, когда мы говорим о круговой поруке, помимо ингруппового фаворитизма здесь срабатывает и страх перед разоблачением неблаговидных (девиантных) поступков. Это чувство страха достаточно часто используется для вовлечения новых индивидов в процесс круговой поруки.
Минимизировать негативные последствия девиаций в управленческих структурах возможно с помощью четкой системы социального контроля. Не секрет, что наиболее эффективным способом социального контроля является контроль через социализацию: внедряя в сознание работников культурно одобряемые цели в обязательной связке с социально одобряемыми средствами их достижения, мы сможем уменьшить риск возникновения девиаций. С этой задачей призвана справиться организационная культура. Надо всегда помнить о том, что девиация и конформизм – две стороны, две части одного и того же социально-ролевого поведения. Справиться с отклонениями легче не прямыми запретами и принуждением, а выработкой тех путей достижения целей, которые приведут к цели легитимными средствами и при этом нс будут в несколько раз более затратными по числу прилагаемых усилий.