Лекция 12. Девиантность и социальный контроль
В результате изучения главы 12 студент должен:
знать
– основные категории и понятия теории девиантного поведения и социального контроля;
– концепцию аномии, виды девиантного поведения;
– объективные критерии девиации;
уметь
– применять объективные критерии девиации для распознавания ее новых форм;
– ориентироваться в теориях девиации и аномии;
владеть
– навыками применения индивидуальной и социальной шкалы оценок для анализа поведения индивида.
Порядок как социальное явление. Социальные нормы
Проблема порядка имеет большое значение для понимания социальной жизни. Порядок – это регулярное самовоспроизводство ценностно-нормативного механизма и практических образцов поведения – норм, а также средств социального контроля. Его основу составляют нормы-правила, нормы-дозволения и нормы-запреты.
Человека никто не станет воспринимать как нарушителя порядка, если он не выполнит норму "Будь передовым", "Будь инициативным", но если он нарушит норму "Не укради", то выйдет за рамки дозволенного. Индивиду может быть указано, что его одежда не соответствует направлению моды, его социальному положению, возрасту, но никто не обвинит его в нарушении порядка.
Порядок регулирует, охраняет самое важное – признанные наиболее необходимыми нормы поведения людей, гарантирующие стабильность, целостность, организованность общества. С помощью законов общество устанавливает пределы дозволенного, т.е. правовые нормы. Однако регуляция дозволенного осуществляется и в нравственных, традиционно-шаблонных формах (например, обязательность ношения одежды или запрет у мусульман распивать алкогольные напитки на поминках).
Ради порядка люди жертвуют частью своей свободы, ведут себя не так, как им вздумается, а так, как дозволено. Поддержание порядка, противостояние хаосу предполагает осуществление властных полномочий, требует использования ресурсов власти. Именно власть мощью авторитета или силы, угрозой применения санкций может гарантировать воздержание индивида от поведения, дезорганизующего общественную жизнь.
Порядок, регулируя социальное поведение с точки зрения дозволенного, оставляет достаточную свободу человеку. Непривычное может укладываться в рамки дозволенного порядком. Именно благодаря этому личность может проявлять инициативу, предлагать в рамках дозволенного новые образцы действия, которые, хотя и несут в себе элементы непредсказуемого, не могут быть рассмотрены как нарушение порядка. При этом общество может менять свои представления о дозволенном, расширять или сужать его зону.
Ключевую роль в организации и поддержании социального порядка играют социальные нормы.
Социальная норма – это исторически сложившийся в конкретном обществе предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения людей, групп, организаций. Социальные нормы ориентированы на обеспечение социально значимых интересов общества, групп. Можно выделить следующие виды социальных норм:
нормы-ценности. Под ценностями понимается желательное, предпочтительное (идеал) для данного социального субъекта состояние связей, принципов и практики социальных взаимоотношений; критерий оценки реальных явлений. Ценности определяют смысл, стратегию целенаправленной деятельности, регулируют социальные взаимодействия, внутренне побуждают человека к деятельности. В своем ядре они содержат неразвернутые нормы. Можно сказать, что ценности культуры есть скрытые социальные нормы взаимодействующих субъектов;
правовые нормы можно определить как совокупность социальных предписаний, которые обеспечиваются силой государственного принуждения. Они имеют законодательную форму. Если бы государство не регулировало с помощью права тс процессы в обществе, в которых выражаются острые социальные противоречия в материальном производстве, политической или социальной жизни, то они поставили бы под угрозу существование общества в целом. Закон может стать неправовым, если его ОГЛАВЛЕНИЕ отражает произвол представителей государственной власти. Правовые нормы обычно отличаются четкостью формулировок, лаконичностью изложения;
корпоративные нормы – это правила поведения, которые создаются в организованных сообществах и распространяются только на его членов. Таковыми являются, например, нормы общественных организаций (профсоюзов, политических партий, разного рода клубов и т.п.). Эти нормы не обладают свойством общеобязательности, как право, и не обеспечиваются государственным принуждением;
обычные нормы возникают тогда, когда члены социальной общности в результате длительного повторения некоторого способа поведения начинают рассматривать его как обязательный. Обычные правила, способствующие стабильности социальных отношений, могут играть прогрессивную роль. Санкции за нарушение обычных норм чаще всего реализует не какой-то специальный орган, а отдельные члены общества, которые считают это своим долгом. Кроме того, санкции за нарушение обычных норм строго не определены и в большинстве случаев зависят от конкретных обстоятельств, колеблясь от насмешек и презрения до изгнания из общества;
нормы нравственности, морали – это образцы поведения, обосновывающиеся конечными истинами бытия и имеющие глобальный масштаб. Моральные нормы опираются на силу общественного мнения, моральной ответственности личности, чувства долга, совести, стыда. К нормам нравственности можно отнести следующие постулаты: не лги, не унижай другого, не твори зла, не предавай, люби ближнего, люби животных, люби Родину, сопереживай, помогай людям, сотрудничай с ними и др.;
нормы делового, служебного общения обычно закрепляются в уставах, инструкциях, распоряжениях руководителя учреждения (подразделения) или рождаются спонтанно. К такого рода нормам относится соблюдение служебной субординации, выполнение указаний начальника, взаимная точность, корректность, оперативность в решении проблем, глубокое изучение вопроса, пунктуальность, доверие, отсутствие двойных стандартов в отношении с людьми и др.;
профессиональные нормы закрепляются в клятвах (президентов, губернаторов, медицинских работников), положениях (например, о рационализаторах и изобретателях), уставах (к примеру, союза товаропроизводителей) и т.д. В частности, согласно своим профессиональным нормам медики должны рекомендовать больному то лекарство, которое наиболее эффективно излечивает недуг; педагоги вуза обязаны объективно оценивать знания студентов и др. Профессионализм обеспечивает высокое качество жизни людей в социуме;
мода представляет собой социальные предписания, которые устанавливают новый и необычный способ поведения индивида в том, что касается одежды, обхождения с другими людьми, развлечений и способа устройства жилья. Мода меняется быстрее всех других социальных предписаний, а санкции за нарушение ее правил являются относительно мягкими (насмешка, упрек и т.д.);
правила приличия регулируют манеру одеваться и способ общения с остальными членами общества. Например, неприлично громко разговаривать в общественных местах, оставлять после себя мусор в транспорте, кинотеатре и т.п. Санкция за нарушение этих правил может выразиться в замечании со стороны либо иметь характер личностного раскаяния, психологического дискомфорта для нарушившего их;
правила вежливости регулируют способ общения людей в социальных процессах. В них часто подчеркивается уважительное отношение к другому, стремление к гармонии. Так, мужчина должен пропускать вперед женщину в ситуациях, не опасных для ее жизни, молодой человек должен уступать место пожилому в транспорте и т.п.;
технические нормы упорядочивают отношения человека к природе. Каждая область человеческого творчества создаст собственные технические правила. Посредством действий, которые предписываются техническими правилами, люди могут осуществлять благоприятные для них изменения в природе. Например, есть правила получения определенных химических продуктов путем соединения тех или иных элементов. В развитых обществах существует большое число технических норм;
табу выражается в запретах и ограничениях. Его предназначение – охрана важных лиц (вождей, священников), священных предметов; защита слабых от магической силы, охрана обычаев и традиций (брак, посвящение юношей в ранг взрослых, запрет на определенные виды пищи). Первобытный человек посредством табуирования сдерживал в себе стремящиеся к развертыванию низшие формы бытия; не проявленные до поры до времени "семена зла".