Дети улицы и их социально-педагогическая характеристика

В современных условиях значительная часть детей является продуктами улицы, ее воспитанниками. Дети улицы – это дети, не достигшие 18 лет, результат воспитания которых определен улицей, а также дети, живущие на улице, для которых она является родным домом.

Важно выделить типичные группы детей улицы и дать им социально-педагогическую характеристику, Для классификации детей улицы используют различные основания.

В зависимости от возраста выделяют детей: дошкольного возраста, начального школьного возраста; подросткового возраста; юношеского возраста;

В зависимости от времени нахождения ребенка на улице выделяются:

дети, воспитанием которых не занимаются родители или лица, их замещающие. Воспитателем для них выступает те, кто окружает их на улице, обеспечивая общение и удовлетворение социальных потребностей и потребностей совместной деятельности. Такие дети домой чаще всего возвращаются только ночевать;

дети, периодически на короткое время уходящие из семьи и возвращающиеся домой. Периодичность ухода из дома, а также время пребывая на улице определяются своеобразием ребенка и причинами, побуждающими его к уличной жизни;

дети, ушедшие из семьи, но пребывающие на улице сравнительно недолгое время (от нескольких недель до полугода). Эта категория детей только накапливает опыт уличной жизни, осваивая ее "прелести". Оперативное вмешательство в ситуацию может предотвратить негативные последствия;

дети, живущие на улице долгий срок (год и больше). Они уже приобрели опыт уличной жизни и адаптировались к улице, стали ее составной частью, почувствовали свободу самоопределения, научились добывать себе средства существования, усвоили нормы и правила уличной жизни. Попытки ограничить их свободу, передать в учреждение социальной реабилитации нереальны и вызывают у них резко негативную реакцию. Необходимо помещение в специальные детские воспитательные учреждения;

дети бездомных семей. Это дети по стечению обстоятельств не могут оказаться в нормальной семейной обстановке. Родители ищут способы самовыживания и нередко используют своих детей в интересах добывания материальных средств, порой провоцируя их на правоправные поступки. Цивилизованное общества призвано проявить элементарную заботу об этих детях, предоставив им место для жизни, питание, воспитание и обучение до самообустройства их родителей;

детивоспитанники сиротских учреждений, покинувшие их. Причиной ухода часто являются условия, которые не удовлетворяют воспитанников, и неумение сотрудников и воспитателей интернатных учреждений сделать их жизнь интересной, насыщенной, целеустремленной;

молодые люди, вышедшие из сиротских учреждений. Формально эти дети имеют жилье, но из-за специфики их воспитания, подготовки к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения, они не готовы к ней и тоже оказываются на улице.

В зависимости от социального положения ребенка выделяются: бездомные, безнадзорные, беспризорные, дети бездомных семей.

Их также подразделяют:

– на "уличников" – тех, кто постоянно живет на улице. Они стремятся к самостоятельности, к подчинению детской среды своему авторитету, уверены в своих силах, имеют практический опыт жизни на улице, знакомы с притонами, ресторанами, азартными играми, сильно подражают взрослым, но недоверчивы к ним, отрицательно относятся к власти;

– "из семьи" – тех, кто либо постоянно, либо периодически приходят ночевать домой. Для них характерны нелюдимость и некоторая дикость, пассивность, боязнь практической жизни, подчиненность влиянию более сильных сверстников-беспризорников.

Круг общения детей улиц ограничен себе подобными, включает детей с похожими "проблемами" и воспитательными последствиями. Характерными чертами "уличного ребенка" являются:

– низкий уровень физического развития (небольшой рост, дефицит веса, слабое развитие мышц);

– низкий уровень самооценки (характерным проявлением этого является полное равнодушие к своему внешнему виду);

– низкое развитие волевых качеств в сочетании с высокой лживостью и абсолютной безответственностью по отношению к своим поступкам.

Для детей улицы характерен комплекс проблем, с которыми они постоянно сталкиваются и которые им приходится самостоятельно преодолевать. К таким проблемам относятся.

1. Социальные проблемы:

бедность. У детей улиц нет постоянных средств, чтобы обеспечить себе благополучную и здоровую жизнь;

неграмотность. Значительная часть детей улиц не учились или учились очень плохо и рано покинули стены школы;

дискриминация. Дети улиц отвергнуты обществом, их не допускают к участию в большинстве мероприятий и препятствуют поступлению в заведение, предназначенные для других детей;

дефицит доступных ресурсов. Детям улиц непросто получить образование, медицинскую помощь, доступ к местам отдыха и ресурсам профессионального обучения;

обстановка насилия. Дети улиц беззащитны и уязвимы. Они становятся легкими жертвами сутенеров, уличных банд, а также объектами сексуальной эксплуатации. Очень часто все вопросы и отношения между детьми решаются посредством насилия, сильные стараются подчинить своей воле слабых;

устоявшееся негативное отношение. Большинство членов общества считают детей улицы источником неприятностей, хулиганства, аморального образа жизни, наркоманами и алкоголиками, не способными на хорошие поступки. Отсюда и негативное отношение к ним.

2. Физические проблемы:

неполноценное питание. Дети улиц вынуждены питаться тем, что им удается добыть. Они увлекаются алкоголем, наркотиками, токсикоманией. Такой образ жизни приводит к недоеданию, анемии, авитаминозу. Среди них распространены такие заболевания, как туберкулез, кожные болезни, проблемы с зубами;

травмы. Обстановка насилия на улице обязательно ведет к травматизму;

нарушения, связанные с половой гигиеной и репродуктивным здоровьем.

3. Психологические проблемы:

пережитые стрессы;

бродяжничество;

психическое здоровье;

употребление вредных для здоровья веществ.

Вместе с тем, эти дети хорошо адаптированы к окружающей их социальной среде и чувствуют себя достаточно приспособленными к ней. Об этом свидетельствует то, что они:

– прекрасно знают где, когда и как "достать" определенную сумму денег;

– мастерски обманывают взрослых, всех тех, с кем им приходится встречаться и взаимодействовать (родителями, учителями, врачами и др.), от которых они зависят;

– хорошо знают местную криминальную среду, часто имеют в ней друзей и покровителей;

– очень хорошо знают все места, где можно скрываться, отсидеться, "зависнуть", "перекумарить" (термин, используемый детьми, под которым понимают перекурить, применить наркотики);

– умеют "устраиваться" в среде, создавая так называемый "уют", благоприятную обстановку и состояние;

– имеют богатый жизненный (включая и сексуальный) опыт, которого нет у их сверстников и может не быть у их воспитателей.

Социально-педагогическую характеристику детям улицы давать исключительно сложно. Она зависит от возраста, времени нахождения на улице, социокультурной среды воспитания до улицы, негативного и позитивного социального опыта, накопленного ребенком. Многие социально-педагогические особенности ребенка определяются его активностью на улице, особенностью окружения и тем социальным опытом, который он уже приобрел и активно использует в повседневной самореализации.

Работать с таким контингентом детей крайне сложно. Значительная роль в решения задач их воспитания принадлежит специальным воспитательным учреждениям, организованной социально-педагогической среде и подготовленным кадрам.