Детерминанты мобильности
Социальную мобильность можно не только описывать, указывая ее виды и типы, но также измерять при помощи специальных показателей. Рассмотрим главные из них.
Объем мобильности – это количество людей, переменивших свой прежний статус на другой, двигаясь вниз, вверх или на том же уровне социальной иерархии. Данный показатель измеряется числом индивидов, переместившихся за определенный промежуток времени. Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным, а если отношением этого количества по всему населению, то относительным и указывается в процентах. Совокупный объем, или масштаб, мобильности определяет количество перемещений по всем стратам, а дифференцированный – по отдельным стратам, слоям, классам. Например, тот факт, что в индустриальном обществе две трети населения мобильны, относится к совокупному объему, а то, что одна треть детей рабочих становится служащими, – к дифференцированному.
П. А. Сорокин, который в начале 1920-х гг. собственно и разработал для мировой социологии теорию социальной мобильности, вместо объема мобильности употреблял другое понятие – всеобщность мобильности, вкладывая в него практически тот же смысл, но ограничивая его лишь вертикальной мобильностью. Сегодня в зарубежной социологии в ходу именно объем мобильности.
Масштаб социальной мобильности определяется как процентная доля тех, кто сменил в сравнении с отцами свой социальный статус.
Когда Венгрия была капиталистической, т.е. в 1930-е гг., масштаб мобильности равнялся 50%. В социалистической Венгрии (1960-е гг.) он вырос до 64, а в 1983 г. до 72%. В результате социалистических преобразований венгерское общество стало таким же открытым, как и развитые капиталистические страны. С полным основанием этот вывод применим и к СССР. Западноевропейские и американские ученые, проводившие сравнительные исследования, установили, что в восточноевропейских странах мобильность выше, чем в развитых капиталистических странах.
Изменение мобильности по отдельным слоям описывается двумя показателями:
1) коэффициентом мобильности выхода из социального слоя, который свидетельствует, в частности, о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интеллигентами или крестьянами;
2) коэффициентом мобильности входа в социальный слой, который сообщает нам, из каких слоев пополняется, скажем, слой интеллигентов (рис. 5.2). Иными словами, данный показатель обнаруживает социальное происхождение людей.
Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами: диапазоном мобильности в обществе и условиями, которые позволяют людям перемещаться.
• Диапазон мобильности, которая характеризует данное общество, зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем боль-
Рис. 5.2. Интеллигенция во всех странах пополняется за счет студенчества
ше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой. В традиционном обществе выбор был невелик: дворянин, землевладелец, духовное лицо – вот и все разнообразие социальных позиций. Передвигаться снизу вверх было сложно еще и потому, что существовали жесткие социальные перегородки. Если старший сын наследовал имущество и высокий титул своего отца, то младшим сыновьям приходилось искать удачу где-то на стороне, например на военной службе или в должности священника. Если имущество отца поровну делилось между сыновьями, каждый из них, получив небольшое наследство, автоматически понижал свой статус в сравнении с отцом. В традиционном обществе число высокостатусных позиций оставалось приблизительно постоянным, поэтому наблюдалась умеренная нисходящая мобильность отпрысков из высокостатусных семей. Для феодального общества характерно очень малое количество вакансий на высокие должности для тех, кто обладал низким статусом. Некоторые социологи считают, что, вероятнее всего, здесь не было восходящей мобильности.
Индустриальное общество расширило диапазон мобильности. Для него характерно гораздо большее количество различных статусов. Решающим фактором социальной мобильности стал уровень развития экономики. В период экономической депрессии количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирующей тенденцией является нисходящая мобильность. Она усиливалась в те моменты, как люди теряли свою работу и новые слои выходили на рынок труда. Тех занятий, на которые они рассчитывали благодаря своему происхождению и образованию, они не могли получить. Напротив, в быстро расширяющейся экономике то и дело возникает множество новых высокостатусных позиций. Экономический спрос на работников, которые должны заполнить их, служит основной причиной восходящей мобильности. Историческая тенденция развития индустриального общества заключается в том, что в нем одновременно увеличиваются богатства и число высокостатусных позиций, что, в свою очередь, ведет к росту численности среднего класса, ряды которого пополняют выходцы из низших страт.
• Условия – это второй фактор, влияющий на социальную мобильность. Они определяются историческим типом стратификации. Сословное и кастовое общества ограничивали социальную мобильность, накладывали серьезные ограничения на любое изменение статуса. Такие общества, как известно, называют закрытыми. Если большинство статусов в обществе являются предписанными, то диапазон мобильности, вероятнее всего, будет намного ниже, чем в обществе, которое строится на достигаемых статусах. В доиндустриальном обществе восходящая мобильность была невелика, так как юридические законы и традиции практически закрывали крестьянам доступ в сословие землевладельцев. Известна средневековая поговорка: "Однажды крестьянин – навсегда крестьянин". В индустриальном обществе, которое социологи относят к типу открытых, прежде всего ценятся индивидуальные достоинства и достигаемый статус. В таком обществе уровень социальной мобильности довольно высок.
Наблюдается поразительная особенность в поведении людей: чем шире возможности для продвижения наверх, тем люди сильнее верят в доступность для них каналов вертикальной мобильности, а чем больше они в это верят, тем сильнее стремятся продвинуться, следовательно, тем выше уровень социальной мобильности. И наоборот, в сословном обществе люди не верят в возможность выдвинуться, если нет богатства, родословной или покровительства монарха. В Англии, где сильны сословные пережитки, в 1986 г. институт Гэллапа провел сравнительное исследование, в ходе которого изучались возможности социальной мобильности в сравнении с США. В результате 45% англичан заявили, что главный способ продвинуться в жизни – наследование богатства и статуса родителей. Напротив, 43% американцев сочли единственным путем к достижению успеха "тяжелую работу и собственные усилия". Рядовой американец с детства нацелен на то, что свою судьбу он должен делать собственными руками.
При изучении социальной мобильности социологи обращают внимание на следующие моменты:
1) число и размер классов и статусных групп;
2) объем мобильности индивидов и семей из одной группы в другую;
3) степень разграничения социальных страт по типам поведения (стилю жизни) и уровню классового самосознания;
4) вид или размер собственности, которой владеет человек; род занятий, а также ценности, определяющие тот или иной статус;
5) распределение власти между классами и статусными группами.
Из перечисленных критериев особенно важны два: объем (или сумма) мобильности и разграничение статусных групп. Они используются для того, чтобы можно было отличить один тип стратификации от другого. В США и СССР, как и в большинстве других индустриальных обществ, существовала открытая структура: статус был основан на достижении и движении вверх-вниз по социальной лестнице. Такие перемещения происходят достаточно часто. Напротив, в Индии и большинстве традиционных обществ система стратификации закрытая: в большинстве своем статус здесь приписываемый, а индивидуальная мобильность ограничена.
Движение вверх происходит главным образом благодаря образованию, богатству или членству в политической партии. Образование играет важную роль не только при получении индивидом более высокого дохода или более престижной профессии. Уровень образования – один из отличительных признаков принадлежности к более высокому классу. Богатство служит отличительным знаком статуса в высшем классе.
Американское общество представляет собой стратифицированную систему с открытыми классами. Хотя оно не является бесклассовым обществом, в нем сохраняется дифференциация людей по социальному статусу. Это общество открытых классов в том смысле, что человек не остается всю жизнь в том классе, η каком он был рожден.
Направление мобильности описывается представлениями о перемещениях людей вверх, вниз и по горизонтали социальной пирамиды. Типология социальных перемещений отражает разновидности мобильности. Мера мобильности указывается шагом и объемом социальных перемещений.
Дистанция мобильности – это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.
Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений (точно так же по шагам перемещаются предметы в физике). Для описания шага социальных перемещений используется понятие статуса: перемещение из низшего в высший статус – восходящая мобильность, перемещение из высшего в низший статус – нисходящая. Перемещение может проходить на один шаг (статус), на два и более шагов (статусов) вверх, вниз и по горизонтали. Шаг может измеряться: а) в статусах; б) в поколениях, вследствие этого выделяют мобильность межпоколенную и внутрипоколенную; межклассовую и внутриклассовую.