Временный ввоз (допуск)
Можно выделить следующие характерные признаки, присущие таможенной процедуре временного ввоза:
• иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза;
• используемые иностранные товары условно полностью или частично освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов;
• к используемым иностранным товарам не применяются меры нетарифного регулирования;
• после завершения процедуры временного ввоза иностранные товары должны быть помещены под таможенную процедуру реэкспорта.
Таким образом, в силу положений ст. 277 ТК ТС под временным ввозом (допуском) следует понимать таможенную процедуру, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
Правовое регулирование процедуры временного ввоза (допуска) осуществляется посредством:
• ст. 277-284ТК ТС;
• ст. 274–280 Закона о таможенном регулировании;
• решения КТС от 20.09.2010 № 375;
• решения КТС от 18.06.2010 № 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" и др.
Поскольку временный ввоз товаров на территорию какого-либо суверенного государства достаточно широко применяется в международной практике, постольку положения о нем, как о таможенной процедуре, нашли отражение во многих международных правовых актах, в частности, в Киотской конвенции, а также Стамбульской конвенции о временном ввозе. Помимо этого существует достаточное количество других международных соглашений, устанавливающих правила временного ввоза для определенных категорий товаров.
Условия помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) прописаны в ст. 278 ТК ТС и ст. 274 Закона о таможенном регулировании. Предполагается, что товары временно находятся на территории Таможенного союза и используются в течение установленного срока без существенного изменения их состояния, т.е. так, чтобы впоследствии при их последующем таможенном декларировании с целью завершения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) была возможность идентифицировать эти товары. Неизменность состояния оговаривается практически во всех международных документах и, соответственно, ТК ТС не является исключением из общего правила. Естественно это условие не следует воспринимать буквально, ведь ввезенные временно, скажем, автомобили, промышленное оборудование в процессе их эксплуатации изнашиваются. В связи с этим допускается производить их ремонт, но не капитальный. Главное, чтобы при вывозе с территории Таможенного союза таможенные органы имели возможность идентифицировать товары.
Однако в соответствии с международными соглашениями государств – членов Таможенного союза допускается замена временно ввезенных товаров, – тогда идентификации товаров не требуется.
Временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта. В ряде случаев в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза, допускается передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу без разрешения таможенного органа. Во всех остальных случаях передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу допускается исключительно с разрешения таможенного органа.
В таможенном законодательстве государств – членов Таможенного союза могут устанавливаться дополнительные основания передачи декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу без разрешения таможенного органа. Так, в соответствии со ст. 276 Закона о таможенном регулировании такая передача допускается:
• в случае временного ввоза многооборотной (возвратной) тары, предназначенной для упаковки и защиты товаров, предполагаемых к реализации и обороту, если в соответствии с внешнеторговым контрактом данная или аналогичная (того же типа и приблизительно равной стоимости) тара подлежит возврату;
• в целях проведения испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов с временно ввезенными товарами либо их использования в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов;
• в иных целях, определяемых Правительством РФ.
Если декларант собирается передать временно ввезенный товар в пользование другому лицу, то он обязан подать в таможенный орган письменное заявление в произвольной форме с указанием в нем причины передачи временно ввезенных товаров другому лицу и сведения об этом лице.
Передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам не освобождает декларанта таможенной процедуры временного ввоза (допуска) от соблюдения требований и условий, установленных ТК ТС, а также не приостанавливает и не продлевает срока временного ввоза.
При этом передача товара в пользование другому лицу должна быть произведена с соблюдением необходимых юридических формальностей. Соответственно, все обязанности, которые возлагались на декларанта за временно ввезенные товары, переходят к реальному пользователю этих товаров. Данное требование ТК ТС основывается на международных нормах. Смысл его заключается в том, что временно ввезенные товары считаются условно выпущенными, и, следовательно, находящимися под таможенным контролем.
Временно ввезенные товары с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов могут использоваться исключительно в пределах территории государства – члена Таможенного союза, таможенным органом которого данные товары были помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта, исходя из целей и обстоятельств такого ввоза, и не может превышать двух лет со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза.
В особых случаях для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза КТС/ЕЭК может устанавливать более короткие или более продолжительные, чем два года, сроки временного ввоза.
Напомним, что по ранее действовавшему российскому таможенному законодательству сроки временного ввоза можно было продлевать на длительное время свыше двух лет. Теперь они устанавливаются в пределах до двух лет в зависимости от того, как предполагается использовать ввозимый товар. Свыше двух лет сроки временного ввоза можно пролонгировать только для тех товарных позиций, которые классифицируются как основные производственные фонды.
Например, срок временного ввоза промышленного оборудования, как правило, составляет 34 месяца. По расчетам экономистов именно столько времени требуется для того, чтобы погасить сумму начисленных таможенных платежей, как если бы пришлось их выплачивать при помещении товаров под таможенную процедуру для внутреннего потребления сразу после ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Отметим также, что в свое время для большегрузных автомобилей, используемых в международных перевозках, сроки временного ввоза устанавливались Правительством РФ на весь период их эксплуатации. Соответственно, у таможенных работников при такой расплывчатой формулировке весьма часто возникали затруднения с определением этих сроков, потому что в зависимости от разных условий (качества дорог, уровня технического обслуживания и т.д.) такие автомобили, могут эксплуатироваться сколь угодно долго, а могут – только два года. Поэтому в настоящее время в Российской Федерации для новых большегрузных автомобилей изначально установлен срок временного ввоза – четыре года, с последующим его продлением в зависимости от их эксплуатационных характеристик.
В случае если декларант не соблюдает требования и условия применения таможенной процедуры временного ввоза, таможенный орган вправе отказать в продлении срока временного ввоза (допуска).
В таможенном законодательстве содержится перечень объектов, которые ни при каких условиях не могут быть помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). К таким объектам относятся:
1) пищевые продукты, напитки, включая алкогольные, табак и табачные изделия, сырье и полуфабрикаты, расходуемые материалы и образцы, за исключением случаев их ввоза в единичных экземплярах в рекламных и (или) демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов;
2) отходы, в том числе промышленные;
3) товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза (п. 2 ст. 278 'ГК ТС).
Допускается помещать под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры (например, таможенную процедуру таможенного склада).
Товары, помещаемые под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), могут иметь статус только иностранных товаров.
При временном ввозе (допуске) товары считаются условно выпущенными.
При помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) иностранные товары условно освобождаются (полностью или частично) от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и к ним не применяются меры нетарифного регулирования.
В соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) решениями КТС определяется перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки.
Частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов может применяться в отношении товаров, по которым:
• не предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
• хотя и было представлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, однако не были соблюдены в должной мере условия такого освобождения.
Устанавливается правило, согласно которому при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза уплачивается 3% суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, не должна превышать сумму ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), без учета льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), прекращается у декларанта:
1) при завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с п. 1 ст. 281 ТК ТС, за исключением случая, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
2) в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК ТС.
Если у должностных лиц таможенных органов возникнут сомнения в том, что условия и требования таможенного законодательства будут соблюдены, то они могут потребовать обеспечения уплаты таможенных платежей. Это обстоятельство является основным препятствием к более широкому применению режима временного ввоза (допуска). Рассмотрим некоторые курьезные ситуации, связанные с указанным обстоятельством.
Например, в свое время получил широкую известность случай, когда таможенные органы потребовали обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении трех временно ввезенных самолетов российского производства, но уже получивших статус иностранных товаров. В Российскую Федерацию они были доставлены всего на несколько дней для того, чтобы провести тестирование агрегатов и оборудования. Обеспечение уплаты таможенных платежей составляло достаточно солидную сумму, несколько миллионов долларов США. У организации, проводившей процедуру тестирования, достаточных средств не оказалось. В конечном счете, ситуацию удалось разрешить благоприятным образом, в противном случае, отказ российской организации исполнить взятые обязательства мог привести к тому, что зарубежные компании перестали бы закупать нашу авиатехнику. К тому же российским коммерческим структурам экономически выгодно, чтобы работы по тестированию и ремонту авиалайнеров производились на территории нашего государства.
В другом случае таможенная служба потребовала обеспечение уплаты таможенных платежей с иностранного рыболовецкого судна. Сумма такого обеспечения составила приблизительно 10 млн долл.
В третьем случае таможенные органы настаивали, чтобы было внесено обеспечение за космический спутник, который в соответствии с международными договоренностями ввезли для коммерческого запуска.
Во всех трех приведенных примерах таможенные органы действовали в строгом соответствии с нормами таможенного права, ведь четких критериев применения либо неприменения обеспечения при временном ввозе современное таможенное законодательство не выработало.
Момент начала действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) совпадает с моментом регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть завершено до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под иную таможенную процедуру (например, реэкспорта), за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
В соответствии с п. 2 ст. 281 ТК ТС до истечения срока временного ввоза действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть приостановлено в случае помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру таможенного склада либо иную таможенную процедуру, определенную решением КТС/ЕЭК.
Приведем несколько примеров, когда приостановление таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть оправданным для хозяйствующих субъектов.
Например, российская научно-исследовательская лаборатория собирается проводить эксперименты, для которых иностранные партнеры обещали предоставить во временное пользование соответствующее оборудование. По графику исследований это оборудование будет использоваться не постоянно, а лишь в определенные промежутки времени. Для того чтобы минимизировать свои расходы по выплатам таможенных пошлин и налогов, российские ученые могут получить полное освобождение от их уплаты посредством применения таможенной процедуры временного ввоза этого оборудования, а также приостанавливать действие этой процедуры по мере необходимости. Смысл приостановления процедуры заключается в том, что если временно ввезенным товаром какое-то время не пользуются, то можно приостановить и периодические выплаты на этот период, и течение срока временного ввоза, установленного таможней.
Другой пример связан с практикой осуществления цирковой деятельности. Известно, что для такой разновидности цирков как шапито "мертвый сезон" наступает зимой. Иностранные цирки шапито, приезжающие в нашу страну па гастроли, вынуждены зимой либо вывозить цирковое оборудование за границы таможенной территории Таможенного союза, что экономически невыгодно, либо же пытаться оптимизировать издержки и поместить такое оборудование на таможенный склад, тем самым приостановив действие таможенной процедуры временного ввоза.