Временные исполнительные органы
Как мы уже знаем, образование исполнительных органов может быть отнесено к компетенции либо общего собрания акционеров, либо совета директоров. Исходя из значимости бесперебойной и эффективной деятельности исполнительных органов и наличия организационных сложностей при созыве общего собрания акционеров, на случай включения вопроса о формировании исполнительных органов в компетенцию высшего органа управления законодатель предусматривает в экстренных ситуациях и при наличии определенных условий возможность формирования советом директоров (т.е. вместо общего собрания акционеров) временных исполнительных органов – как единоличного, так и коллегиального (чтобы не ждать проведения общего собрания акционеров) (п. 4 ст. 69 Закона об АО).
Применительно к единоличному исполнительному органу, а равно управляющей организации и управляющему следует различать два варианта образования временного органа:
1) при первом варианте совет директоров вправе безмотивно (не объясняя причин) приостановить полномочия единоличного исполнительного органа (управляющей организации, управляющего) и образовать временный единоличный исполнительный орган. Но данная возможность должна быть прямо предусмотрена уставом. Очевидно, что здесь имеются в виду случаи утраты доверия к лицам, осуществляющим текущее руководство, несогласия с их действиями и т.п.;
2) при втором варианте совет директоров образует временный единоличный исполнительный орган, но только если единоличный исполнительный орган либо управляющая организация (управляющий) не могут исполнять свои обязанности (из чего вытекает бессмысленность приостановления полномочий). Данное право принадлежит совету директоров уже в силу закона, а не устава. Законодатель устранился от "расшифровки" понятия "невозможность исполнения обязанностей". Вместе с тем ясно, что речь идет о весомых объективных причинах, например тяжелой болезни, начале ликвидационной процедуры в отношении управляющей организации и т.п.
При обоих вариантах совет директор обязан одновременно принять решение о проведении внеочередного собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий и об образовании нового единоличного исполнительного органа или о передаче полномочий такого органа управляющей организации (управляющему). При этом собрание должно быть проведено не позднее 40 дней с момента принятия решения о его проведении, если меньший срок не предусмотрен уставом (п. 3 ст. 54 Закона об АО). Законодательным пробелом является отсутствие правил на случай непроведения в течение установленного срока общего собрания акционеров, его неправомочности либо непринятия на нем решения об образовании нового исполнительного органа, ибо легитимность временного исполнительного органа после наступления даты проведения собрания весьма сомнительна.
Все указанные решения совет директоров принимает квалифицированным большинством в 3/4 голосов всех членов совета (а не только присутствующих на заседании), при этом не учитываются голоса выбывших членов.
Напомним, что специальный случай образования временного единоличного исполнительного органа советом директоров (но уже в ситуации, когда исполнительный орган образуется не общим собранием акционеров, а советом директоров!) представлен в п. 6 ст. 69 Закона об АО (его мы углубленно разбирали в 16.2.2 учебника).
Замена коллегиального исполнительного органа временным "дублером" допускается только в одном случае. Согласно п. 2 ст. 70 Закона об АО совет директоров принимает решение об образовании временного коллегиального исполнительного органа и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания коллегиального исполнительного органа (или, если в соответствии с уставом это отнесено к его компетенции, образует орган самостоятельно), лишь когда количество членов такого органа становится менее количества, составляющего кворум.
Временные исполнительные органы осуществляют руководство текущей деятельностью в пределах компетенции исполнительных органов; в то же время их компетенция может быть ограничена уставом. При "обходе" введенных уставом ограничений правомерно ставить вопрос о признании совершенных временным единоличным исполнительным органом сделок недействительными на основании ст. 174 ГК РФ.