Демократический режим
Демократия (от греч. demos – народ и kratos – власть) – это такая форма политического устройства, при которой все граждане государства обладают правом на участие в управлении им. Основой управления в демократическом государстве является не то или иное решение правительства, а постоянно действующий закон, которому в равной степени подчиняются и граждане страны, и органы государственной власти. На сегодняшний день демократия является наиболее распространенной формой политического устройства и наиболее эффективным способом управления обществом. Основные характерные особенности демократического режима суть следующие.
Признание народа субъектом и источником власти: ему принадлежит учредительная конституционная власть, на основе которой он избирает своих представителей и формирует высшие органы управления государством.
Равноправие всех граждан государства в избирательных правах.
Законодательно закрепленный политический плюрализм, предполагающий наличие многопартийности и принципа соревновательности в политической жизни.
Формирование высших органов власти на основе регулярных альтернативных выборов, в которых прямо или через своих представителей участвуют все граждане страны.
Подчинение меньшинства большинству как принцип выполнения принятых властью решений при законодательной защите меньшинства от возможных преследований со стороны победившего большинства.
Развитые представления о гражданском статусе членов общества, защита прав личности, широкое добровольное участие граждан в различных сферах социально- экономической, политической и духовно-религиозной деятельности, реальное обеспечение свободы слова, печати, собраний, совести.
Широкий экономический плюрализм, предполагающий наличие различных форм собственности и хозяйственных укладов; развитое хозяйственное законодательство, гармонизирующее существование и развитие такого плюрализма.
На основании этих основополагающих принципов строится демократическая система государственной власти, отличающаяся следующими характерными чертами.
Народ имеет право свободно выбирать партии и руководителей, которым он на установленный срок и на определенных конституцией страны условиях поручает управление государством.
Государственная власть и правящая партия (или коалиция партий) постоянно находятся в сфере внимания и под прицелом критики со стороны оппозиционных партий, занимающих альтернативные мировоззренческие позиции и представляющих альтернативные подходы к решению вопросов государственной политики.
Действует надежный законодательно закрепленный барьер, препятствующий сращиванию структур партийного руководства со структурами государственной власти.
Законодательно защищены права и свободы личности.
Для всех демократических государств общим основанием является признание народа основным носителем государственного суверенитета и действительным субъектом политического процесса. Однако и в демократическом режиме управления можно выделить ряд разновидностей. Из них в качестве основных можно указать следующие.
Прямая демократия, где население непосредственно влияет на властные структуры и определяет ОГЛАВЛЕНИЕ законодательного процесса.
Представительная демократия, где парод выдвигает своих представителей в органы государственной власти, принимающие законодательные акты и формирующие органы оперативного управления государством.
Плюралистическая демократия, проявляющаяся в формировании многообразных политических ассоциаций, обеспечивающих вступающим в них гражданам возможность влиять на ОГЛАВЛЕНИЕ законодательных решений.
Наиболее распространенной формой правления в демократических государствах является республиканская, хотя встречаются демократические государства, в которых, как дань традиции, сохраняется монархия, хотя и ограниченная конституцией или парламентом, таковы, например, Англия, Испания и Япония.
В заключение раздела можно проиллюстрировать различие трех основных политических режимов – демократического, авторитарного и тоталитарного шуточным примером, довольно часто использующимся в сравнительной политологии.
Согласно этому примеру политические системы демократической Англии, авторитарной Испании и тоталитарного Советского Союза середины XX в. отличались следующими характерными особенностями:
– в Англии разрешалось все, что не было официально запрещено;
– в Испании запрещалось все, что не было официально разрешено;
– в Советском Союзе запрещалось все, включая и то, что официально считалось разрешенным.
В этой шутке, как, впрочем, и во всякой другой, заключена немалая доля справедливости.
Демократия и диктатура
Все демократические системы вдохновляются одной идеей – верховенством воли парода, населяющего данную страну. Народ как единственный безусловный носитель суверенитета поручает управление государственной администрации на определенных условиях, зафиксированных в конституции.
Диктаторскими считаются системы, в которых господствуют элитарные идеологии, наделяющие правом суверенитета представителей лишь некоторых сословий, рас, национальностей или классов. В политических системах подобного рода устанавливаются режимы абсолютной монархии или различного рода диктатур: класса, партии, военной хунты или личной власти диктатора.
В условиях демократических форм правления государственная администрация обычно формируется из представителей партии или партийной коалиции, пользующейся наибольшей поддержкой населения. Прочие партии составляют оппозицию и прилагают все усилия к тому, чтобы, заручившись народной поддержкой на очередных выборах, сменить правительство и взять власть в свои руки. Чтобы сохранить свои позиции, центральная власть вынуждена реагировать на критику и корректировать свой политический курс. Благодаря этому не допускается "накопление несправедливости" в политико-правовой системе, а сама она постепенно изменяется и совершенствуется.
В диктаторских режимах, где власть опирается не на волеизъявление народа, а на аппарат принуждения, политикоправовое развитие идет иначе. Здесь субъекты политической жизни поставлены в условия, когда они вынуждены безропотно сносить все выпадающие на их долю несправедливости под угрозой суровых санкций за малейшее проявление недовольства. У них и нет никаких легальных средств, чтобы заявить о своем несогласии с властью, поскольку все политические партии, за исключением правящей, как правило, запрещены, а средства массовой информации находятся под жестким контролем. В таких условиях скорректировать политический курс могут только сами представители господствующей элиты, при условии, что они окажутся достаточно проницательными, чтобы заметить растущее напряжение и предупредить опасность. Если же такой коррекции нс происходит, то накапливающаяся несправедливость доходит до такой степени, когда повиновение режиму начинает приносить человеку вред, превышающий возможную кару за нелояльность. Начинается силовая борьба против диктатуры, приводящая, как правило, к гражданской войне и краху режима.
Демократическая власть производит впечатление мягкой, либеральной, однако она оказывается способной к постоянной эволюции и, проявляя гибкость, обеспечивает устойчивость и долговечность политической системы. Диктатура, напротив, выглядит как твердая, устойчивая структура, но ее внешняя твердость обманчива. Лишенная эволюционного потенциала, она на деле мало способна изменяться соответственно требованиям времени, а потому зачастую оказывается недолговечной.