Демографическая политика в СССР и Российской Федерации

Начало проведения централизованной демографической политики в России историки относят к периоду царствования Екатерины II, которая для увеличения численности населения страны пригласила эмигрантов на постоянное жительство на малоосвоенные и присоединенные к России территории. Заботясь о здоровье народа, Екатерина II учредила в 1763 г. Медицинскую коллегию (министерство), увеличила число больниц, основала в Санкт-Петербурге и Москве воспитательные дома для детей-сирот, способствовала распространению прививок против оспы. Чтобы убедить подданных в необходимости и пользе прививки от оспы, она в 1768 г. распорядилась сделать прививку себе и своему сыну Павлу.

В истории демографической политики СССР и России можно выделить шесть временных периодов:

1. 1920-е гг. — период либерализации брачного и семейного законодательства, легализация абортов, поддержка содержания и воспитания детей-сирот и бездомных.

2. 1930—1940-е гг. — период принятия и действия Постановления от 27 июня 1936 г., в котором предусматривались запрещение абортов, увеличение материальной помощи многодетным семьям, расширение сети родильных домов, детских дошкольных и оздоровительных учреждений, усиление наказания за неуплату алиментов и некоторые изменения в законодательстве о разводах.

3. 1950— 1970-е гг . — период введения в действие Основ законодательства СССР и союзных республик о браке и семье и Кодекса о браке и семье, либерализации абортов (1956), поддержки многодетных семей.

4. 1980-е гг. — проведение антиалкогольной программы, которая косвенно способствовала увеличению рождаемости.

5. 1990-е гг. — принятие программы "Дети России" (18 августа 1994 г.) и указа "Об основных направлениях государственной семейной политики" (14 мая 1996 г.).

6. 2000—2010-е гг. — принятие и реализация "Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года" (24 сентября 2001 г.) и "Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" (9 октября 2007 г.).

В Советской России одним из первых актов демографической политики явилось принятие в 1918 г. Кодекса об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В 1926 г. был установлен единый для мужчин и женщин возраст официального вступления в брак — 18 лет.

В СССР 21 ноября 1941 г. был введен налог на "холостяков, одиноких и малосемейных граждан", который взимался в форме отчисления 6% зарплаты с бездетных мужчин в возрасте от 18 до 50 лет, а с бездетных замужних женщин — от 18 до 45 лет. От уплаты налога освобождались получавшие менее 70 руб., а также те, кто по состоянию здоровья не мог иметь детей, учащиеся средних специальных и высших учебных заведений в возрасте до 25 лет. Налог прекращали взимать после рождения или усыновления ребенка. В конце 1980-х гг. от уплаты налога в течение одного года после регистрации брака освобождались молодожены. С 1 января 1991 г. налог был отменен для женщин, состоящих в браке и не имеющих детей. С распадом СССР налог на бездетность был отменен автоматически.

В 1944 г. в СССР была принята программа поощрения многодетных семей (пять и более детей). Моральное поощрение включало присвоение почетного звания и вручение ордена "Мать-героиня" (более семи детей), ордена "Материнская слава" трех степеней и "Медали материнства" двух степеней. Материальное поощрение состояло в ежемесячных пособиях, праве многодетных матерей выходить на пенсию в возрасте 50 лет при сроке необходимого трудового стажа до 15 лет. Семьи, имеющие трех и более детей, получали 30% скидки в размере подоходного налога. После рождения четвертого ребенка детское пособие выплачивалось регулярно. В результате принятых мер в 1946—1949 гг. население страны увеличилось на 11,5 млн чел.

В 1956 г. аборты были разрешены вновь; 27 июня 1968 г. вводились в действие Основы законодательства СССР и союзных республик о браке и семье; 30 июля 1969 г. был принят новый Кодекс о браке и семье. С 1981 г. в соответствии с постановлением "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" в СССР были установлены пособия по рождению и уходу за ребенком до одного года, дополнительные дни к декретному отпуску, сохранение трудового стажа на период ухода за ребенком до достижения им 1,5 лет. Проводимая с 1985 по 1987 г. антиалкогольная кампания способствовала улучшению демографической ситуации. Так, например, за этот период продолжительность жизни мужчин увеличилась на шесть лет.

В начале 1990-х гг., в условиях острого социально-экономического кризиса, демографическая политика практически отсутствовала. Однако уже в 1994 г. была принята президентская программа "Дети России", составляющими которой стали федеральные целевые программы "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Севера", "Дети Чернобыля", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания", "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей", "Дети беженцев и вынужденных переселенцев"; 21 мая 1996 г. был опубликован указ Президента РФ "Об основных направлениях государственной семейной политики".

То, что сегодня в России называют семейной политикой, как правило, сводится к оказанию материальной помощи, связанной с рождением детей, многодетным семьям и одиноким матерям. 29 октября 2006 г. был принят Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", который предусматривал увеличение денежных пособий на детей.

В соответствии с этим Законом в федеральном бюджете на 2012 2014 гг. были предусмотрены следующие меры.[1]

— Пособие по беременности и родам, которое предусматривает 100%-ную заработную плату за 70 дней до родов и 70 дней после родов, за 86 дней после осложненных родов и за НО дней в случае рождении двух и более детей. При этом сумма выплат этих пособий ограничена. Это приводит к тому, что у матери, которая получает зарплату выше средней по стране, с выходом в декретный отпуск доход существенно сокращается. Безработным матерям пособие по беременности не положено.

— Родовой сертификат.

- Единовременное пособие при рождении ребенка, которого недостаточно для приобретения необходимых новорожденным аксессуаров.

- Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, составляющее 40% среднего месячного заработка матери, но не более установленной суммы.

— Ежемесячное пособие на ребенка от 1,5 до 15 лет.

— Материнский (семейный капитал).

- В целях поощрения за большие заслуги в укреплении семьи и воспитания детей с 14 января 2009 г. многодетные родители и усыновители награждаются орденом "Родительская слава" с выплатой единовременного вознаграждения одному из них.

- Кроме федеральных выплат семьям с детьми большинство субъектов Федерации осуществляют свои региональные выплаты. Так, например, с 2013 г. в 65 регионах с низкой рождаемостью выдаются ежемесячно пособия па третьего и последующих детей до трех лет семьям с доходом ниже прожиточного минимума. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в 2012 г. установило единовременную выплату при рождении первого ребенка в размере 19 012 руб., второго — 25 349 руб., третьего и последующих — 31 587 руб. Также была предусмотрена ежегодная выплата на каждого ребенка из многодетной семьи, обучающегося в общеобразовательном учреждении, в размере 2 347 руб.

В России на материальную поддержку семей и детей из бюджета выделяется всего 0,79% ВВП. Однако эта материальная помощь столь незначительна, что не может быть стимулятором деторождения, а служит в лучшем случае средством поддержки и сохранения родившихся детей.

В начале XXI в. в основу демографической политики России была положена разработанная Правительством РФ по поручению Президента РФ и одобренная в 2001 г. Государственной Думой "Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года". Концепция включала в себя семь разделов.

1. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

2. Цели и задачи демографического развития.

3. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения.

4. Приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи.

5. Приоритеты демографического развития в области миграции и расселения.

6. Информационное обеспечение реализации концепции.

7. Механизм реализации концепции.

В разделе "Современная демографическая ситуация в Российской Федерации" констатируется, что численность населения России на начало 2001 г. составила около 145 млн чел. С 1993 г. естественная убыль населения была стабильно высокой (0,7— 0,9 млн чел. в год). За 1993—2000 гг. численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов РФ. Естественный прирост населения в 2000 г. был отмечен лишь в 15 субъектах. В 2000 г. число умерших было на 958 тыс. чел. больше, чем родившихся. Демографический кризис затронул почти все этнические группы. Одна из причин — низкая рождаемость. Снижение рождаемости началось с конца 1960-х гг. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений. Сегодня в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождений, в то время как для простого воспроизводства населения необходимо 2,15.

Другая причина сокращения численности населения России — высокая смертность. В 2000 г. увеличение смертности отмечалось в 78 субъектах РФ. Уровень смертности среди мужчин был в четыре раза выше, чем среди женщин, и в два-четыре раза выше аналогичного показателя в развитых странах.

По сравнению с 1990 г. количество зарегистрированных браков в 2000 г. уменьшилось почти на треть. В 2000 г. каждый четвертый ребенок рождался вне брака. На 1 января 2000 г. лиц пенсионного возраста было на 1,1 млн чел. больше, чем детей. В 41 субъекте РФ доля детей и подростков составляла менее 1/5 части населения.

В 1990-е гг. внешняя миграция, главным образом из бывших республик СССР, компенсировала естественную убыль, но уже в 2000 г. эта компенсация составила менее 25% естественной убыли. За 1992—1999 гг. районы Севера потеряли за счет миграционного оттока более 1 млн чел. (8,5% населения северных регионов). Общее сокращение численности коренных малочисленных пародов имело тенденцию к их полному исчезновению. Из 30 народов Севера с 1995 г. численность сократилась у 21. Среди малочисленных народов Севера средняя продолжительность жизни была на 10—15 лет меньше, чем в среднем по Российской Федерации.

По прогнозам Государственного комитета РФ по статистике (ныне Росстат), к 2016 г. население страны может сократиться но сравнению с 2001 г. па 10,4 млн чел ., а численность людей трудоспособного возраста почти в два раза превысит численность достигших 16 лет.

В разделе "Цели и задачи демографического развития" отмечалось, что целями демографического развития являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Основными задачами демографического развития России были признаны:

- укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;

- стимулирование рождаемости и укрепление семьи;

- решение проблем миграции и расселения.

Среди приоритетов демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни были выделены:

— укрепление здоровья детей и подростков;

- укрепление репродуктивного здоровья населения;

- улучшение здоровья населения трудоспособного возраста;

- сохранение здоровья пожилых людей.

Для достижения этих приоритетов предлагались мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и оказания медицинской помощи населению, по профилактике, раннему выявлению заболеваний и качественного лечения, по обеспечению охраны и улучшению условий труда. В числе приоритетов демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи были обозначены:

- ориентация на семью с двумя и более детьми;

- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

- создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей;

- обеспечение семьи соответствующими жилищными условиями;

- повышение воспитательного потенциала семьи;

- создание условий для самореализации молодежи.

Также были предусмотрены меры по развитию законодательства, совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, по поддержке молодых семей в регионах и улучшению их жилищных условий.

В области миграции и расселения были определены следующие приоритеты демографического развития:

— привлечение в Российскую Федерацию иммигрантов из бывших республик СССР;

— создание условий для сокращения эмиграционного потока из Российской Федерации;

— принятие мер по легализации и адаптации иммигрантов;

— совершенствование законодательства по регулированию м ш рационных процессов.

Указом Президента РФ 9 октября 2007 г. была утверждена "Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", которая определила важнейшие задачи и основные направления государственной политики в области народонаселения. Главные задачи государственной демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. следующие:

- снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне не менее 142— 143 млн чел.;

— создание условий для постепенного перехода к росту численности населения, в том числе за счет замещающей миграции, до 145 млн чел. к 2025 г.;

- повышение качества жизни и увеличение продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. — до 75 лет;

- снижение смертности, прежде всего сверхсмертности, в трудоспособном возрасте от неестественных причин;

- снижение материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

- создание условий для формирования здорового образа жизни;

- повышение рождаемости, укрепление социального института семьи, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство;

- управление миграционными процессами в целях регулирования объемов замещающей миграции в соответствии с потребностями демографического развития.

Программой демографической политики Российской Федерации па период до 2025 г. предусмотрено три этапа: до 2010 г., до 2015 г. и до 2025 г. Основные показатели планируемой динамики на конец этих этапов представлены в таблице 14.1.

Таблица 14.1. Основные показатели планируемой динамики демографического развития Российской Федерации до 2025 г.

Показатели

Год

2010

2015

2025

Суммарный коэффициент рождаемости

1,6

1,7

2,0

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

69

70

75

Иммиграция, тыс. чел.

158

300

300

Численность населения, млн чел.

142

143

145