Демографическая политика в СССР и Российской Федерации
Начало проведения централизованной демографической политики в России историки относят к периоду царствования Екатерины II, которая для увеличения численности населения страны пригласила эмигрантов на постоянное жительство на малоосвоенные и присоединенные к России территории. Заботясь о здоровье народа, Екатерина II учредила в 1763 г. Медицинскую коллегию (министерство), увеличила число больниц, основала в Санкт-Петербурге и Москве воспитательные дома для детей-сирот, способствовала распространению прививок против оспы. Чтобы убедить подданных в необходимости и пользе прививки от оспы, она в 1768 г. распорядилась сделать прививку себе и своему сыну Павлу.
В истории демографической политики СССР и России можно выделить шесть временных периодов:
1. 1920-е гг. — период либерализации брачного и семейного законодательства, легализация абортов, поддержка содержания и воспитания детей-сирот и бездомных.
2. 1930—1940-е гг. — период принятия и действия Постановления от 27 июня 1936 г., в котором предусматривались запрещение абортов, увеличение материальной помощи многодетным семьям, расширение сети родильных домов, детских дошкольных и оздоровительных учреждений, усиление наказания за неуплату алиментов и некоторые изменения в законодательстве о разводах.
3. 1950— 1970-е гг . — период введения в действие Основ законодательства СССР и союзных республик о браке и семье и Кодекса о браке и семье, либерализации абортов (1956), поддержки многодетных семей.
4. 1980-е гг. — проведение антиалкогольной программы, которая косвенно способствовала увеличению рождаемости.
5. 1990-е гг. — принятие программы "Дети России" (18 августа 1994 г.) и указа "Об основных направлениях государственной семейной политики" (14 мая 1996 г.).
6. 2000—2010-е гг. — принятие и реализация "Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года" (24 сентября 2001 г.) и "Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" (9 октября 2007 г.).
В Советской России одним из первых актов демографической политики явилось принятие в 1918 г. Кодекса об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В 1926 г. был установлен единый для мужчин и женщин возраст официального вступления в брак — 18 лет.
В СССР 21 ноября 1941 г. был введен налог на "холостяков, одиноких и малосемейных граждан", который взимался в форме отчисления 6% зарплаты с бездетных мужчин в возрасте от 18 до 50 лет, а с бездетных замужних женщин — от 18 до 45 лет. От уплаты налога освобождались получавшие менее 70 руб., а также те, кто по состоянию здоровья не мог иметь детей, учащиеся средних специальных и высших учебных заведений в возрасте до 25 лет. Налог прекращали взимать после рождения или усыновления ребенка. В конце 1980-х гг. от уплаты налога в течение одного года после регистрации брака освобождались молодожены. С 1 января 1991 г. налог был отменен для женщин, состоящих в браке и не имеющих детей. С распадом СССР налог на бездетность был отменен автоматически.
В 1944 г. в СССР была принята программа поощрения многодетных семей (пять и более детей). Моральное поощрение включало присвоение почетного звания и вручение ордена "Мать-героиня" (более семи детей), ордена "Материнская слава" трех степеней и "Медали материнства" двух степеней. Материальное поощрение состояло в ежемесячных пособиях, праве многодетных матерей выходить на пенсию в возрасте 50 лет при сроке необходимого трудового стажа до 15 лет. Семьи, имеющие трех и более детей, получали 30% скидки в размере подоходного налога. После рождения четвертого ребенка детское пособие выплачивалось регулярно. В результате принятых мер в 1946—1949 гг. население страны увеличилось на 11,5 млн чел.
В 1956 г. аборты были разрешены вновь; 27 июня 1968 г. вводились в действие Основы законодательства СССР и союзных республик о браке и семье; 30 июля 1969 г. был принят новый Кодекс о браке и семье. С 1981 г. в соответствии с постановлением "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" в СССР были установлены пособия по рождению и уходу за ребенком до одного года, дополнительные дни к декретному отпуску, сохранение трудового стажа на период ухода за ребенком до достижения им 1,5 лет. Проводимая с 1985 по 1987 г. антиалкогольная кампания способствовала улучшению демографической ситуации. Так, например, за этот период продолжительность жизни мужчин увеличилась на шесть лет.
В начале 1990-х гг., в условиях острого социально-экономического кризиса, демографическая политика практически отсутствовала. Однако уже в 1994 г. была принята президентская программа "Дети России", составляющими которой стали федеральные целевые программы "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Севера", "Дети Чернобыля", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания", "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей", "Дети беженцев и вынужденных переселенцев"; 21 мая 1996 г. был опубликован указ Президента РФ "Об основных направлениях государственной семейной политики".
То, что сегодня в России называют семейной политикой, как правило, сводится к оказанию материальной помощи, связанной с рождением детей, многодетным семьям и одиноким матерям. 29 октября 2006 г. был принят Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", который предусматривал увеличение денежных пособий на детей.
В соответствии с этим Законом в федеральном бюджете на 2012 2014 гг. были предусмотрены следующие меры.[1]
— Пособие по беременности и родам, которое предусматривает 100%-ную заработную плату за 70 дней до родов и 70 дней после родов, за 86 дней после осложненных родов и за НО дней в случае рождении двух и более детей. При этом сумма выплат этих пособий ограничена. Это приводит к тому, что у матери, которая получает зарплату выше средней по стране, с выходом в декретный отпуск доход существенно сокращается. Безработным матерям пособие по беременности не положено.
— Родовой сертификат.
- Единовременное пособие при рождении ребенка, которого недостаточно для приобретения необходимых новорожденным аксессуаров.
- Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, составляющее 40% среднего месячного заработка матери, но не более установленной суммы.
— Ежемесячное пособие на ребенка от 1,5 до 15 лет.
— Материнский (семейный капитал).
- В целях поощрения за большие заслуги в укреплении семьи и воспитания детей с 14 января 2009 г. многодетные родители и усыновители награждаются орденом "Родительская слава" с выплатой единовременного вознаграждения одному из них.
- Кроме федеральных выплат семьям с детьми большинство субъектов Федерации осуществляют свои региональные выплаты. Так, например, с 2013 г. в 65 регионах с низкой рождаемостью выдаются ежемесячно пособия па третьего и последующих детей до трех лет семьям с доходом ниже прожиточного минимума. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в 2012 г. установило единовременную выплату при рождении первого ребенка в размере 19 012 руб., второго — 25 349 руб., третьего и последующих — 31 587 руб. Также была предусмотрена ежегодная выплата на каждого ребенка из многодетной семьи, обучающегося в общеобразовательном учреждении, в размере 2 347 руб.
В России на материальную поддержку семей и детей из бюджета выделяется всего 0,79% ВВП. Однако эта материальная помощь столь незначительна, что не может быть стимулятором деторождения, а служит в лучшем случае средством поддержки и сохранения родившихся детей.
В начале XXI в. в основу демографической политики России была положена разработанная Правительством РФ по поручению Президента РФ и одобренная в 2001 г. Государственной Думой "Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года". Концепция включала в себя семь разделов.
1. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
2. Цели и задачи демографического развития.
3. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения.
4. Приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи.
5. Приоритеты демографического развития в области миграции и расселения.
6. Информационное обеспечение реализации концепции.
7. Механизм реализации концепции.
В разделе "Современная демографическая ситуация в Российской Федерации" констатируется, что численность населения России на начало 2001 г. составила около 145 млн чел. С 1993 г. естественная убыль населения была стабильно высокой (0,7— 0,9 млн чел. в год). За 1993—2000 гг. численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов РФ. Естественный прирост населения в 2000 г. был отмечен лишь в 15 субъектах. В 2000 г. число умерших было на 958 тыс. чел. больше, чем родившихся. Демографический кризис затронул почти все этнические группы. Одна из причин — низкая рождаемость. Снижение рождаемости началось с конца 1960-х гг. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений. Сегодня в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождений, в то время как для простого воспроизводства населения необходимо 2,15.
Другая причина сокращения численности населения России — высокая смертность. В 2000 г. увеличение смертности отмечалось в 78 субъектах РФ. Уровень смертности среди мужчин был в четыре раза выше, чем среди женщин, и в два-четыре раза выше аналогичного показателя в развитых странах.
По сравнению с 1990 г. количество зарегистрированных браков в 2000 г. уменьшилось почти на треть. В 2000 г. каждый четвертый ребенок рождался вне брака. На 1 января 2000 г. лиц пенсионного возраста было на 1,1 млн чел. больше, чем детей. В 41 субъекте РФ доля детей и подростков составляла менее 1/5 части населения.
В 1990-е гг. внешняя миграция, главным образом из бывших республик СССР, компенсировала естественную убыль, но уже в 2000 г. эта компенсация составила менее 25% естественной убыли. За 1992—1999 гг. районы Севера потеряли за счет миграционного оттока более 1 млн чел. (8,5% населения северных регионов). Общее сокращение численности коренных малочисленных пародов имело тенденцию к их полному исчезновению. Из 30 народов Севера с 1995 г. численность сократилась у 21. Среди малочисленных народов Севера средняя продолжительность жизни была на 10—15 лет меньше, чем в среднем по Российской Федерации.
По прогнозам Государственного комитета РФ по статистике (ныне Росстат), к 2016 г. население страны может сократиться но сравнению с 2001 г. па 10,4 млн чел ., а численность людей трудоспособного возраста почти в два раза превысит численность достигших 16 лет.
В разделе "Цели и задачи демографического развития" отмечалось, что целями демографического развития являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Основными задачами демографического развития России были признаны:
- укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
- стимулирование рождаемости и укрепление семьи;
- решение проблем миграции и расселения.
Среди приоритетов демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни были выделены:
— укрепление здоровья детей и подростков;
- укрепление репродуктивного здоровья населения;
- улучшение здоровья населения трудоспособного возраста;
- сохранение здоровья пожилых людей.
Для достижения этих приоритетов предлагались мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и оказания медицинской помощи населению, по профилактике, раннему выявлению заболеваний и качественного лечения, по обеспечению охраны и улучшению условий труда. В числе приоритетов демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи были обозначены:
- ориентация на семью с двумя и более детьми;
- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
- создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей;
- обеспечение семьи соответствующими жилищными условиями;
- повышение воспитательного потенциала семьи;
- создание условий для самореализации молодежи.
Также были предусмотрены меры по развитию законодательства, совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, по поддержке молодых семей в регионах и улучшению их жилищных условий.
В области миграции и расселения были определены следующие приоритеты демографического развития:
— привлечение в Российскую Федерацию иммигрантов из бывших республик СССР;
— создание условий для сокращения эмиграционного потока из Российской Федерации;
— принятие мер по легализации и адаптации иммигрантов;
— совершенствование законодательства по регулированию м ш рационных процессов.
Указом Президента РФ 9 октября 2007 г. была утверждена "Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", которая определила важнейшие задачи и основные направления государственной политики в области народонаселения. Главные задачи государственной демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. следующие:
- снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне не менее 142— 143 млн чел.;
— создание условий для постепенного перехода к росту численности населения, в том числе за счет замещающей миграции, до 145 млн чел. к 2025 г.;
- повышение качества жизни и увеличение продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. — до 75 лет;
- снижение смертности, прежде всего сверхсмертности, в трудоспособном возрасте от неестественных причин;
- снижение материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
- создание условий для формирования здорового образа жизни;
- повышение рождаемости, укрепление социального института семьи, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство;
- управление миграционными процессами в целях регулирования объемов замещающей миграции в соответствии с потребностями демографического развития.
Программой демографической политики Российской Федерации па период до 2025 г. предусмотрено три этапа: до 2010 г., до 2015 г. и до 2025 г. Основные показатели планируемой динамики на конец этих этапов представлены в таблице 14.1.
Таблица 14.1. Основные показатели планируемой динамики демографического развития Российской Федерации до 2025 г.
Показатели |
Год |
||
2010 |
2015 |
2025 |
|
Суммарный коэффициент рождаемости |
1,6 |
1,7 |
2,0 |
Ожидаемая продолжительность жизни, лет |
69 |
70 |
75 |
Иммиграция, тыс. чел. |
158 |
300 |
300 |
Численность населения, млн чел. |
142 |
143 |
145 |