Деловые интеллектуальные системы
Впервые термин "business intelligence" был введен в обращение аналитиками Gartner в конце 1980-х гг. как "пользователецентристский процесс, включающий доступ и исследование информации, ее анализ, выработку интуиции и понимания, которые ведут к улучшенному и неформальному принятию решений". Этот термин предполагает также наличие "инструментов для анализа данных, построения отчетов и запросов, которые могут помочь бизнес- пользователям переработать грандиозные объемы данных для того, чтобы синтезировать из них значимую информацию, – сегодня эти инструменты в совокупности попадают в категорию так называемого бизнес-интеллекта (Business Intelligence)" [2].
Такое определение BI позволяет включать в эту предметную область достаточно большое число методов и инструментов работы с информацией и знаниями, а также применение их в бизнесе (рис. 12.16). Спектр их чрезвычайно широк. В настоящее время программные ВI-продукты делятся на два основных класса: BI-инструменты и BI- приложения.
К первой категории можно отнести генераторы запросов и отчетов. Развитые BI-инструмснты – это прежде всего инструменты оперативной аналитической обработки OLAP, корпоративные BI-наборы (Enterprise BI Suites – EBIS), a также различные специализированные BI-платформы.
Большинство BI-инструментов применяется конечными пользователями для доступа к многомерным и структурированным массивам данных и информации, для анализа и генерации отчетов по данным, которые располагаются в хранилищах (Data Warehouse), киосках и витринах данных (Data Mart) или оперативных складах данных (Prompt Data Base). Настольные OLAP-инструменты (Business Object Explorer, Cognos PowerPlay, MS Data Analyzer) позволяют пользователю оперативно манипулировать многомерными и консолидированными данными для многоцелевой разведки ситуации, подготовки сценариев развития и оценки вероятности реализации.
Рис. 12.16. Структура технологии BI
Что касается второй категории, то BI-платформы располагают наборами инструментов для создания, внедрения, поддержки и сопровождения ВI-приложений. Имеются развитые приложения с "заказными" интерфейсами конечного пользователя, организованные вокруг специфических бизнес-проблем, с целевым анализом и моделями экономических ситуаций. При выборе BI-платформы следует учитывать такие характеристики, как распределенность архитектуры, модульность, переносимость, масштабируемость, поддержка общепринятых стандартов XML, OLE DB for ОLAP, CORBA, COM/DCOM и возможность работы в Интернете.
Примером практического BI-приложения является информационная система руководителя EIS, частью которой является система поддержки выполнения решений (Executive Support Systems – ESS). ESS помогает принимать неструктурированные решения на стратегическом уровне управления компании и проводить системный анализ информации из внешней среды лучше, чем любые прикладные и специализированные ИС.
Система поставляет совокупность текущей информации, как правило, внешней: курсы акций, спрос и предложения по отрасли, политические новости, экономические обзоры, прогнозы динамики цен и выбора оптимальной структуры инвестиционного портфеля (основанные на различных эмпирических моделях динамики рынка), данные аналитического учета по предприятию из внутренних модулей MIS и DSS. Она фильтрует, упорядочивает данные и выявляет критические параметры по заданным статистическим критериям, сокращая время и усилия для подготовки информации, необходимой для руководителя. В системах ESS применяют самое "продвинутое" графическое программное обеспечение, которое может поставлять нужную графическую, аудио- и видеоинформацию немедленно в офис руководителя или зал заседаний (рис. 12.17).
Системы ESS часто используют несложный статистический аппарат, но максимально учитывают сложившуюся специфику области бизнеса (профессиональный язык, системы различных индексов и пр.). На рынке имеется достаточно много программных модулей для встраивания в ESS. Как правило, они относительно дешевы (обычно 1000–5000 долл.). Сегодня модули ESS в виде специализированных подсистем являются обязательной частью многих ERP-систем.
В отличие от других подсистем ИС (TPS, MIS, DSS), ESS не предназначены для решения какого-то определенного круга проблем. Вместо этого системы этого типа обеспечивают обобщенную неформализованную информацию и ее оперативную передачу для оценки ситуаций с динамично изменяющимся набором проблем. Системы ESS используют более простой алгоритм оценивания, чем DSS, ее аналитические возможности позволяют строить относительно простые модели, которые можно сразу применять для предварительной оценки ситуации.
Рис. 12.17. Общая схема исполнительной информационной системы
Изменилось, к примеру, налоговое законодательство или ставки таможенных пошлин – руководитель компании может быстро "проиграть" ситуацию с тем, чтобы оценить, во что это выльется для его бизнеса, и принять некоторые превентивные меры. Подсистема ESS помогает найти ответы на общие вопросы:
• Какие изменения мы должны произвести в своем бизнесе, чтобы получить (вернуть) конкурентное преимущество?
• Какие новые приобретения, в том числе и в области ИТ, защитят нас от циклических колебаний в экономике?
• Что предпринимают наши конкуренты, чтобы обогнать нас, что должны сделать мы, чтобы обогнать их?
• Какие подразделения корпорации нужно закрыть и какие акции продать в первую очередь, чтобы уменьшить влияние на наш бизнес общего спада в отрасли?
ESS формирует пакеты информации по заданным темам и представляет комфортный доступ для руководителей компаний и корпораций без посредников. Интерфейс ESS является крайне дружественным – здесь используются наглядная графика, аудио- и видеосредства, мобильная связь, современные методы хранения и представления данных, а также проведение видеоконференций в распределенных компаниях.
Современные ESS широко используют технологии географических информационных систем (Geographical Information System – GIS). GIS до последнего времени не получали достойного применения из-за высокой стоимости и необходимости дописывать соответствующие программные модули и интерфейсы. Многопрофильные и многонациональные корпорации последней четверти конца XX в., связанные с нефтяным, геологоразведочным, авиатранспортным, рыболовным, туристическим бизнесом, сделали GIS обязательным приложением к информационной системе общего пользования.
В отличие от экспертных систем и компактных приложений анализа данных исполнительные информационные системы делаются обычно "под заказ" и в виде исполнительных модулей они входят в корпоративную информационную систему. Менеджеры на рабочих местах получили возможность участвовать в распределенных деловых совещаниях, мозговых штурмах и подготовке принятия ответственных решений, а деловые партнеры могут эффективно общаться на торговых площадках В2В, используя все возможности Интернета.