Деловая этика

Одной из сфер социальной ответственности бизнеса является поддержание этического стандарта деловых отношений.

Под деловой этикой подразумевается нравственная регуляция отношений между участниками делового предприятия. Сюда входят отношения между хозяйственными организациями и индивидуальными предпринимателями в контексте горизонтальных рыночных связей, т.е. между партнерами, акционерами, продавцами и покупателями, производителями товаров и услуг и их клиентами и т.д., а также отношения внутри хозяйственных организаций – вертикальные связи между работодателями, менеджерами и наемными работниками.

Деловая этика представляет собой совокупность неформальных универсальных норм, правил, регулирующих взаимоотношения в специфической сфере хозяйственной жизни, но при этом укорененных в нравственной системе общества. В контексте деловой этики формулируются стандарты желательного и ожидаемого поведения участников хозяйственной жизни, а также вырабатываются санкции, поддерживающие приемлемый уровень морали.

Формирование нравственных предпосылок деловой жизни

Деловая этика имеет глубокую историю. В Средние века в христианских странах Запада нравственный характер деловой жизни ставился под сомнение. Такие формы предпринимательства, как ростовщичество и банковское дело, торговля, и даже использование наемного труда в мануфактурном производстве подвергались суровому осуждению. В европейском средневековье не верили в добропорядочность и честность делового человека. Фома Аквинский говорил, что "торговля имеет в себе нечто постыдное", предполагая, что прибыль не может получаться без обмана и несправедливости. На уровне народного сознания непризнание нравственности деловых людей и деловой жизни зафиксировалось в пословицах типа "Не обманешь – не продашь". Занятие же ростовщичеством накладывало на человека ничем не смываемое нравственное пятно. Немецкий проповедник и философ Бертольд Регенсбургский в своем обращении к ростовщику говорит: "Ты можешь принять крест у папы, переплыть море, сражаться с язычниками, отвоевать святой Гроб, погибнуть за Божье дело и даже лечь в святой Гроб, и тем не менее при всей твоей святости душа твоя погибла".

Радикальные изменения в представлениях о нравственном облике европейского делового человека произошли с распространением протестантской этики. Нравственная легитимация богатства и успеха как признаков богоизбранности и стремления к наживе как служения Богу привела к признанию нравственного достоинства деловой жизни.

В XIX в. появились философские и нравственные теории, не только оправдывающие стремление к выгоде, успеху и богатству, но и провозглашающие такие установки универсальным стандартом нравственности. Английский философ Бейтам создал философию утилитаризма, провозглашающую полезность основной ценностью и движущим мотивом человеческого поведения. В качестве нравственного идеала утилитаризм признавал "наибольшее счастье наибольшего числа людей", а критерием нравственности – достижение выгоды, удовольствия, добра и счастья. Индивидуальные интересы рассматриваются Бентамом как единственно реальные, общественные интересы сводятся к совокупности индивидуальных. В 1970-х гг. в Америке складывался философский прагматизм, рассматривающий мораль как продукт конкретного человеческого опыта и признающий критерием добра удовлетворение осознанных потребностей. А так как потребностей много, то для достижения гармонии необходим компромисс, т.е. удовлетворение максимально возможного количества потребностей при минимизации жалоб. Таким образом, удовлетворение потребности в богатстве и успехе уравновешивается удовлетворением потребности общества в экономическом развитии и производстве материальных благ и услуг и в создании рабочих мест.

Параллельно развитию рыночной экономики вырабатывались нравственные стандарты взаимоотношений участников рынка. В. Зомбарт рассматривает становление деловой морали как один из истоков "капиталистического духа". При этом он выделяет две ее составляющие:

1) "мораль в деле" как совокупность нравственных качеств, необходимых для стабильности деперсонифицированных договорных отношений на рынке. Ее сущность состоит в надежности, обязательности, пунктуальности при соблюдении договоров;

2) "мораль для дела", состоящая в формировании нравственной репутации, говоря современным языком, "имиджа" порядочного делового человека: "Отныне становится выгодным (из деловых соображений) культивировать известные добродетели, или хоть по крайней мере носить их напоказ, или обладать ими и показывать их. Эти добродетели можно объединить в одном собирательном понятии: мещанская благопристойность". Выгодным же было иметь репутацию трудолюбивого, трезвого и умеренного, скромного, религиозного гражданина.

Универсализация некоторых моральных качеств как предпосылок стабильности воспроизводства рыночных отношений отличала капиталистических предпринимателей от традиционных, ориентированных в большей степени на личные связи и доверие, порожденное именно личными отношениями.

Современные специалисты в области деловой этики исходят из того, что экономическая жизнь слишком сложна и многогранна, затрагивает личные и совокупные интересы и мотивы слишком большого числа людей, чтобы к ней можно было подходить с единой и универсальной шкалой оценок, с позиций только добра или зла. Применительно к сфере предпринимательства и деловой жизни, как и к политике, социальным отношениям и даже к религиозной истории, нельзя дать однозначного заключения об абсолютной предпочтительности одних типов поведения и организации и абсолютной недопустимости других. Альтруизм и эгоизм, гуманное и антигуманное, общественное и антиобщественное столь тесно переплетены в деловой жизни, что, по мнению канадского ученого Д. Брейбрука, о ней можно судить лишь как о неком конкретном "среднем типе" нравственного поведения. Как подчеркивает Брейбрук в работе "Этика в мире бизнеса", оценка поступков с сфере деловой жизни возможна не с однозначных позиций абсолютного добра или зла, а как совокупность эгоистических и альтруистических тенденций. Такую модель деловой этики он назвал "принципом триплета".