Дефицит государственного бюджета: причины, последствия для экономики и способы погашения
Если экономика находится в состоянии равновесия, то должно соблюдаться условие равенства сбережений (S) и инвестиций (I): I = S. В более развернутом и приближенном к практике виде условие макроэкономического равновесия можно представить как S + Т = I + G, поскольку к сбережениям домашних хозяйств (S) прибавляются доходы государства, которые состоят в основном из налогов (T), а к частным инвестициям добавляются государственные расходы (G).
Последнее уравнение в преобразованном виде можно представить следующим образом: S – I = G – Т. Согласно данной формуле разница между сбережениями и инвестициями равна разнице между государственными расходами и доходами, т.е. дефициту государственного бюджета, если текущие расходы государства превышают его доходы или профициту государственного бюджета, если текущие доходы государства превышают его расходы. Превышение сбережений над инвестициями идет на покрытие бюджетного дефицита чаще всего в виде государственных займов, что мы подробнее рассмотрим в дальнейшем.
Бюджетный дефицит возникает вследствие отставания темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Основные причины возникновения бюджетного дефицита приведены ниже.
1. Отрицая догматическое требование ежегодного балансирования расходной и доходной частей бюджета, Дж. М. Кейнс обосновал, как было ранее отмечено, возможность сознательного допущения бюджетного дефицита в целях стимулирования экономического роста.
2. Крупномасштабные структурные преобразования в экономике, такие как, например, индустриализация, требуют больших централизованных вложений в нее. При этом государство может допустить дефицит бюджета, который будет компенсироваться будущим его профицитом в преобразованной, окрепшей, развивающейся на новой экономической основе экономике.
3. Ни одна национальная экономика не застрахована от войн и крупномасштабных стихийных бедствий. Преодоление последствий этих катаклизмов требует значительных государственных расходов, что неизбежно порождает дефицит государственного бюджета.
4. Экономика любой страны периодически переживает различные кризисные ситуации. Речь идет о циклических, институциональных, трансформационных, структурных кризисах. Выход из кризисов сопровождается, как правило, увеличением государственных расходов, что ведет к возникновению дефицита бюджета либо увеличению существующего дефицита. Так, преодоление энергетического кризиса 1970-х гг. в условиях резкого повышения цен на энергоносители потребовало крупномасштабного финансирования развития собственного топливно-энергетического комплекса в ряде развитых стран.
5. Проводимая государством милитаризация экономики в мирное время, известная в бывшем СССР под термином "гонка вооружений", гипертрофированное развитие военно-промышленного комплекса также может вызвать большой и устойчивый дефицит бюджета.
6. Недостаток политической воли, решимости и дальновидности действующего правительства, его неспособность четко контролировать и регулировать ситуацию в финансовой сфере.
Дело в том, что расходы нередко приносят дополнительные голоса на выборах, тогда как повышение налогов ведет к политической опале. Формально политики и их избиратели выступают против бюджетного дефицита, но конкретные предложения по сокращению расходов и повышению налогов встречают больше сопротивления, чем поддержки. Наибольшее противодействие вызывает сокращение программы социальных льгот.