Дефициты в платежном балансе США
Большую тревогу у экономистов и политиков вызывает проблема глобальных дисбалансов, проявляющихся в дефицитном сальдо внешней торговли США и одновременно в крупном положительном сальдо многих развивающихся стран. Постоянный внешнеторговый дефицит приводит к дефициту всего счета текущих операций платежного баланса США, который достиг максимального уровня в 6% ВВП в 2007 г. Под влиянием мирового финансового кризиса он сократился до 2,7% в 2009 г. Однако по мере завершения кризиса он снова стал быстро возрастать и составил в 2010 г. около 140 млрд долл.
Американские экономисты по-разному объясняют причины роста дефицита счета текущих операций и в целом дефицита платежного баланса (двойного дефицита) в последнее десятилетие. Одни аналитики подчеркивают ключевую роль снижения нормы национальных сбережений США по отношению к норме инвестиций в росте американского дефицита. До тех пор, пока норма сбережений в США не повысится, масштабный приток капитала в страну будет продолжаться, приводя к дефициту счета текущих операций счета. В то же время, по их мнению, более высокий уровень сбережений снизит потребление и торговый дефицит. Гипотеза "глобального избытка сбережений", предполагает, что причина дефицита – в росте сбережений в развивающихся странах, а экономика США, в свою очередь, привлекает эти "избыточные сбережения" – такова точка зрения бывшего председателя ФРС США Бена Бернанке[1]. Она опровергается целым рядом экономистов, в том числе Дж. Стиглицем и П. Кругманом[2]. Они солидарны в том, что главная причина дефицита – в сущности экономической политики, которую буквально "разносят" крупные корпорации и банки, в чрезмерных уступках большому бизнесу, запредельных оборонных расходах[3].
Другие экономисты (Рогофф, Рейхардт) отмечают разницу в доходности американских инвестиций за границей и иностранных инвестиций в США, что обеспечивает Соединенным Штатам положительное сальдо в инвестициях и поддерживает крупный размер внешнеторгового дефицита. Так, за период 1952–2011 гг. доходность заграничных инвестиций США была на 2,6% выше прибыльности инвестиций иностранцев в Штатах. Эта величина выросла с 1,3% в 1952-1972 гг. до 3,4% в 1973-2011 гг.
Огромный текущий дефицит США покрывается притоком иностранного капитала в страну. Этот приток капитала для покрытия американского текущего дефицита выступает фактором, обуславливающим стабильность всей мировой валютной системы. Доля Соединенных Штатов в мировом импорте капитала в 2008–2012 гг. составила 35,1%. США выступают чистым импортером капитала и являются чистым международным должником с зависимостью от устойчивого притока иностранного капитала. Баланс активов и обязательств по международным инвестициям, или чистая внешняя задолженность, в 2011 г. составила 4,1 трлн долл., а общие долговые обязательства США почти сравнялись с величиной ВВП (порядка 17 трлн долл. в 2012 г.).
В 2008 г. под влиянием мирового финансового кризиса произошло существенное падение потоков инвестиций в США (на 75%). В 2009 г. приток капитала составил всего 305,7 млрд долл., а отток – 140,5 млрд долл. В итоге чистый приток снизился до 165,3 млрд долл. с 534 млрд долл. в предыдущем году (2008). В III квартале 2010 г. приток капитала составил 506,1 млрд долл., отток – 324,5 млрд долл., чистый приток – 181,6 млрд долл. Хотя показатели еще не достигли докризисного уровня, наблюдалась их положительная динамика[4]. Она, однако, довольно резко снизилась в 2011– 2012 гг., и новый рост притока капитала в США наметился лишь в первом полугодии 2013 г.
Отметим также и то, что до 2008 г. импорт капитала было достаточным для финансирования дефицитов. В 2008 г. приток иностранного капитала в размере 3,7% ВВП не покрыл даже дефицит по внутренним инвестициям в объеме 5,6% ВВП. В 201 1–2012 гг. приток капитала снизился до 450 млрд долл. в среднем, а отток остался на прежнем уровне – 320 млрд долл., что способствовало росту дефицита платежного баланса в целом.
Несомненно то обстоятельство, что "двойной дефицит" платежного баланса США оказывает серьезное давление на устойчивость мировой валютной системы, основанной на долларе. Некоторые экономисты полагают, что американский дефицит, приводящий к наращиванию чистой внешней задолженности США, может вызвать отказ иностранных инвесторов приобретать американские активы. Это в свою очередь может вызвать обвал доллара США и, соответственно, крушение всей мировой валютной системы. Причины этого сценария объясняются по-разному. Так, профессор М. Филд- штейн связывает эту угрозу с изменением характера финансирования текущего дефицита США – в начале десятилетия дефицит был устойчив, поскольку финансировался частными инвесторами, которых привлекала высокая доходность вложений в американскую экономику. С конца десятилетия приток капитала в страну обеспечивается за счет того, что иностранные правительства приобретают долговые обязательства США, которые финансируют дефицит, с целью поддерживать профицит торгового баланса с Соединенными Штатами. Полагаясь на покупки ценных бумаг казначейства иностранцами, в частности азиатскими центральными банками, США стали очень уязвимыми от внезапных изменений экономической конъюнктуры[5].
Вослед Полу Кругману, профессор Ф. Бергстен прогнозирует, что рост текущего дефицита приведет к серьезным издержкам для Соединенных Штатов. Правительству США следует сокращать внешние дефициты и "в большей мере опираться на экспортно-ориентированную модель экономического роста, чем на ориентированную на потребление, а дефицит текущего счета следует поддерживать па уровне нс более 3% ВВП"[6].
Другая группа экономистов ("официальная", либерал- экстремисты), считает, что платежные дисбалансы мировой экономики представляют собой равновесное и устойчивое явление, а дефицит текущего счета платежного баланса США является одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост во всех остальных странах. Сторонниками этой точки зрения являются бывший глава ФРС США Бен Бернанке и его предшественник Алан Гринспен. Последний не рассматривает увеличение дефицита текущего дефицита США "как причину для чрезмерной тревоги. Опасения по поводу внешнего дефицита определенно не обоснованы. <...> Постоянно возрастающий дефицит текущего счета платежного баланса не имеет серьезных отрицательных последствий для американской экономики, поскольку этот дефицит – чисто структурный элемент сдвигов в международном разделении труда, которые необратимо происходят в нашем глобализирующемся мире"[7].
Сторонники этой точки зрения проводят аналогию между современной валютной системой и послевоенной валютной системой фиксированных валютных курсов, в которой США были "центральным регионом", рынки товаров и капитала которых были свободными от контроля, а страны Западной Европы, Япония, другие страны – "периферией", и утверждают, что США по-прежнему являются "центральным регионом". Однако место "периферии" заняли Китай и другие азиатские страны, включая и Японию, которые опираются на экспортно-ориентированную стратегию экономического роста, привязывая национальные валюты на искусственно низком уровне к доллару, который остался в центре валютной системы. Эта группа авторов также отмечает, что в современных условиях "хронический дефицит текущего счета США – неотъемлемая и устойчивая черта успешной мировой валютной системы" и якобы этот дефицит не оказывает отрицательного воздействия. Это – маргинальная точка зрения на слишком очевидные проблемы Америки, призванная просто отрицать их существование, без всяких доказательств.
Анализ, проведенный известным экономистом Э. Мендозой, показал, что финансовая либерализация среди стран с различным уровнем развития финансовых систем ведет к нарастанию больших глобальных дисбалансов[8]. Это верно. Но одновременно он же делает вывод о том, что наличие дефицита текущего счета США – абсолютно нормальное явление и является следствием того, что финансовый рынок США наиболее развит. Вряд ли эта "развитость" финансового рынка США избавит страны мира от растущих угроз, способных подорвать любые рынки.
Резюме
Платежный баланс страны играет важнейшую роль во всей финансово-экономической политике государства, показывая результаты деятельности хозяйственных предприятий как общий их итог.
• Платежный баланс и его показатели (источники денежных средств, экспорт товаров и услуг, приток капитала, импорт товаров и услуг и отток капитала и т.д.) дают возможность оценить динамику экономического состояния страны как в годовом, так и в более коротком или длительном временном срезе, увидеть в объемных и стоимостных показателях рост любого сектора национальной экономики и, соответственно, использовать результаты непрерывного анализа в экономической политике государства.
• Внешнеторговый баланс оказывает основное воздействие на платежный баланс в целом, поскольку именно он играет ключевую роль в формировании баланса по текущим операциям. Накопление из года в год суммы отрицательного сальдо формирует внешнюю задолженность страны.
• Платежный баланс – это универсальный учетный инструмент в области финансово-экономической деятельности современного государства, позволяющий объективно оценивать главные параметры его общего состояния в конкретном году, дающий возможность проводить расчеты на выполнение тех или иных социально-экономических, производственных, технических задач и обеспечивать функционирование государства как такового.
• Одновременно платежный батане как универсальный учетный инструмент позволяет количественно оценить взаимосвязи страны в системе мировой экономики и мирового рынка, характер (качество) этих связей и отношений показатели международной торговли и ее качество. Это представляется особенно важным в прогнозировании развития страны и ее внешнеэкономических связей, а также в перспективном анализе мирового экономического развития как в целом, так и в отдельных направлениях (мировая торговля, рост прямых иностранных инвестиций, мировые финансы и т.д.).
• Платежный баланс – важнейший инструмент соединения национальной экономики с мировой экономикой и международными рынками. Отсюда следует актуальность понимания того, как это соединение осуществляется на практике. Платежный баланс страны дает достоверную информацию о результатах внешних операций и сделок за определенный период времени. Он самым тесным образом связан с национальной и международной валютами и выступает наиболее "чувствительным" элементом финансовой политики государства. В сравнительном анализе особое значение имеет "баланс (счета) текущих операций" разных стран, позволяющий определить общее финансовое состояние той или иной страны или группы стран.