Лекция 10. ДЕБАТЫ С ОППОНЕНТОМ

В результате изучения этой главы студенты должны:

знать

• особенности дебатов как формы деловой коммуникации;

• этапы подготовки и проведения дебатов;

• основные роли участников дебатов: ведущий, оппонент, судья;

• особенности позитивной критики в дебатах;

уметь

охарактеризовать основные этапы проведения дебатов;

• объяснить типичные проблемы, которые возникают в процессе дебатов;

владеть

• способами разрешения проблемных ситуаций, которые возникают в процессе дебатов.

В межличностной сфере и в деловой коммуникации часто возникают споры. Спор – это словесное состязание, обсуждение чего-либо двумя и более лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свою позицию. Это борьба мнений по вопросам деловой жизни, проблемам науки, политики, культуры. Спор возникает там, где отсутствует единое мнение, имеются разногласия. Дебаты – это один из видов спора, имеющий свои особенности.

Особенности дебатов как формы коммуникации

Дебаты – это такой вид спора, в основе которого лежит обсуждение актуальных вопросов деловой или общественно- политической жизни. В процессе дебатов сопоставляются разные, в том числе противоположные точки зрения, позволяющие раскрыть обозначенную проблему с разных позиций. В отличие от дискуссии цель дебатов – это победа, утверждение собственной позиции. Наиболее зримо особенности жанра дебатов выражены в широко известной телепрограмме "К барьеру" с ведущим Владимиром Соловьевым.

И за рубежом, и в нашей стране популярностью пользуются теледебаты политического характера, и, как показывает практика, мнение электората во многом складывается под влиянием поведения участников дебатов.

Дебаты берут свое начало из Древней Греции, где они являлись неотъемлемым элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках различных предлагаемых законов, такой спор давал возможность всесторонне проанализировать проблему. В Древнем Риме существовали школы ораторов (риторов), в которых обучали ораторскому искусству. Эти школы были престижны, а преподаватели были одними из самых высокооплачиваемых.

В Средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства и дебатов. Эта традиция несколько позже получила свое развитие и в системе образования в России, в частности в Московском университете.

В 1930-е гг. в США дебаты начали свое формирование как вид молодежной деятельности. Предвыборные кампании дали новый толчок развитию дебатов и сформировали их в таком виде, какой они имеют и сейчас. Популярность дебатов в США значительно увеличилась после первых телевизионных дебатов между Джоном Кеннеди и Робертом Никсоном во время президентских выборов в 1960 г. В настоящее время в США и Европе клуб "Дебаты" есть практически в каждом вузе.

В России первый клуб "Дебаты" был основан в марте 1998 г., сейчас в России клубы "Дебаты" есть более чем в 40 городах, количество вузов, в которых существуют аналогичные клубы, превышает 100. Клубы взаимодействуют между собой, проводят встречи по обмену опытом: городские и международные чемпионаты по ораторскому искусству.

Дебаты – это аргументированный спор, в котором стороны ставят задачи убедить кого-либо в чем-либо. Отличительные признаки дебатов:

• строгое соблюдение лимита времени;

• четкие ролевые функции участников;

• разнообразие и объективность критериев оценки.

При оценке спора используются в первую очередь такие критерии, как качество аргументов, риторические приемы, умение контактировать с аудиторией, выразительность речи и т.п. Дебаты требуют умения критически мыслить, рассуждать, формируют способность противостоять "информационному зомбированию" и самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Дебаты помогают тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, а также способность слушать и правильно воспринимать другого человека, понимать, что другая позиция тоже имеет право на существование.

Дебаты как особый вид деятельности требуют создания команды, групп поддержки, учат взаимодействию, работе в команде, развивают умение делиться с участниками своими идеями и соображениями, помогать и поддерживать друг друга. Сегодня дебаты все шире используются в качестве образовательной технологии, направленной на развитие критического мышления, толерантности, культуры диалога, оттачивания коммуникационных навыков.

Дебаты как форма обучения используются для обучения ораторскому искусству, логике, аргументации. Учебные дебаты чаще всего проводятся в американском формате "Парламентские дебаты", который имитирует рассмотрение законопроектов в парламенте. В игре принимают участие судьи (парламент) и две команды (правительство и оппозиция). Задача правительства – выставить на обсуждение парламента законопроект и во время своих выступлений при помощи аргументации, мимики и жестов убедить парламент в том, что данный законопроект нужно принять. Задача оппозиции обратная – убедить судей (парламент) в том, что принимать законопроект не стоит. Такой подход делает процесс обучения максимально эффективным, формируя у обучаемых практические навыки участия в спорах, дискуссиях и дебатах.