Даосизм (Taoism)

Биографические сведения. Основоположником даосизма считается Лао Цзы ("Старый мудрец" или "Старый ребенок"), который, по преданию, был старшим современником Конфуция. О жизни его практически ничего не известно. По легенде, в преклонном возрасте Лао Цзы решил покинуть Китай, и начальник стражи заставы, через которую он проходил, попросил его оставить Китаю часть своей мудрости. Лао Цзы согласился и написал книгу "Дао-Дэ-цзин". Многие современные ученые считают, что Лао Цзы вообще не существовал или жил значительно позже Конфуция, а "Дао-Дэ-цзин" – собрание текстов различных авторов.

Даосизм как философское учение в своей классической форме получил оформление и систематизацию в работах Чжуан Цзы (ок. 369–286 гг. до н.э. или 370–301 гг. до н.э.), Ле Цзы и Ян Чжу, их учеников и последователей.

На основе философских идей даосизма во II в. до н.э. начинается развитие религиозного даосизма, который в эпоху Средневековья считался одной из трех основных религий Китая (наряду с конфуцианством и буддизмом).

Основные труды. Лао Цзы "Дао-Дэ-цзин" ("Книга о Дао и Дэ"); Чжуан Цзы "Чжуан Цзы" ("Книга учителя Чжуан"); Ле Цзы "Ле Цзы" ("Книга учителя Ле"),

Философские воззрения. Центральное место в даосизме занимают проблема Дао как сущности бытия и Дэ как проявления Дао. Оба эти термина, используемые уже в мифологии, получили широкое распространение в китайской культуре и различную трактовку в философских учениях, в том числе даже внутри даосизма.

Учение о Дао и Дэ в "Дао-Дэзин". В "Дао-Дэ-цзин" Дао понимается, прежде всего, как Великий Путь, которым следует Вселенная, или как Космический Закон, согласно которому идет возникновение, развитие и исчезновение мира, но одновременно Дао – это и субстанция, т.е. основа и носитель этого закона. Отсюда Дао может пониматься как субстантивированная закономерность всего сущего. Дао присуща благородная сила – Дэ (добродетель), посредством которой Дао себя проявляет.

Человек

"Человек следует (законам) Земли,

Земля

Земля следует (законам) Неба,

Небо

Небо следует (законам) Дао,

Дао

а Дао следует самому себе".

(Дао-Дэ-цзин)

Дао первично по отношению к Небу, Небо первично по отношению к Земле, Земля первична по отношению к человеку.

Дао – изначально и принципиально двойственная сущность. В "Дао-Дэ-цзин" можно обнаружить следующие противоречивые характеристики Дао (табл. 5).

Таблица 5

Двойственность Дао

Одинокое, отдельное от всего

Всеохватывающее, всепроникающее (подобно воде)

Постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое

Изменяющееся вместе с миром, действующее

Недоступное восприятию и познанию

Доступное для восприятия и познания

Недоступное словесному выражению, безымянное

Выразимое в имени и символе

Бестелесное

В его глубине скрыты тончайшие частицы, обладающие высшей действительностью и достоверностью

Мельчайшее

Бесконечное

Пустое

Неисчерпаемое

Порождающее "небытие", дающее начало Небу и Земле

Порождающее наличное бытие, предок "тьмы вещей"

Отсюда получается, что существуют как бы два Дао – Небытие, не имеющее имени (так как, назвав его, мы превращаем его в Бытие), и Бытие, имеющее имя.

Небытие порождает Бытие и, прежде всего, Небо и Землю. Но все вещи, входящие в состав Бытия, непрочны, существуют лишь временно, и, окончив свое существование, они опять возвращаются к своей сущности, т.е. уходят в Небытие, которое единственное является вечным.

Развитие идей космологии и космогонии в даосизме. В "Чжуан Цзы" Дао в космологическом плане по-прежнему выступает как порождающее начало, предшествующее миру "оформленных вещей": "Дао, не будучи вещью среди вещей, делает вещи вещами".

Но при этом субстанциональной первоосновой бытия считается Ци (этого понятия нет в "Дао-Дэ-цзин"), Древнейшее значение этого слова (иероглифа) – "пар над жертвенным рисом", позднее данный термин получает еще ряд значений: эфир, атмосфера, воздух, дыхание, дух, темперамент, энергия, жизненная сила, материя и др.

В даосизме в космологическом смысле Ци понимается прежде всего как универсальная субстанция Вселенной, составляющая исходный Хаос (Великий Предел). Именно из Ци выделяются две противоположные силы – Инь и Ян (схема 7) – и образуются пять стихий (Огонь, Земля, Металл, Вода, Дерево) и, соответственно, все вещи, существующие в мире и состоящие из этих стихий. И именно в Ци все они со временем возвращаются. Бытие мира понимается как постоянный круговорот стихий (схема 8).

Схема 7. Диалектика Инь и Ян

Учение о познании. В "Дао-Дэ-цзин" утверждается, что знание Дао доступно не всем людям, а только совершенно мудрым. Это люди, лишенные всех страстей, способные видеть за борьбой вещей их гармонию, за движением – покой, за бытием – небытие. Знание Дао состоит в молчании: "Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает".

Учение о человеке и об обществе. Человек и человеческое общество – это часть природы, поэтому их развитие также определяется Дао. Путь подвижника состоит в постижении Дао и жизни в соответствии с ним. Отсюда основополагающий принцип даосской этики – недеяние: "человек с высшим Дэ бездеятелен и осуществляет недеяние", он "не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен".

Принцип недеяния лежит и в основе даосской концепции правления. Лучший правитель – тот, кто не вмешивается в управление и позволяет всему идти естественным путем; "тот, о ком парод знает лишь то, что он существует"; "когда правительство деятельно, народ становится несчастным".

Судьба учения. Даосизм (наряду с конфуцианством, а позднее – и буддизмом) был ведущим философским учением Древнего и Средневекового Китая.

Схема 8. Даосизм: круговорот пяти стихий