Даосизм

Даосизм возник в Китае в IV–III вв. до н.э. По преданию, тайны учения открыл древний легендарный Желтый император (Цинь Шихуанди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и учению древних магов, а его воззрения изложены в "Каноне о пути и добродетели" ("Дао дэ цзине"), приписываемом легендарному мудрецу Лао-цзы, и в трактате "Чжуан-цзы", отражающем взгляды философа Чжуан Чжоу (IV–III вв. до н.э.). Как целостная система даосизм восходит к трудам "Лэ-цзы" (ок. IV–III в. до н.э.) и "Хуайнань-цзы" (II в. до н.э.).

Главная категория даосизма "дао" – своего рода закон спонтанного бытия Космоса, всеобщий закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее произошло от дао, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель, и завершение бытия. Постижение дао как "изначальной пневмы" недоступно для органов чувств и проявляется лишь через силу дэ (добродетель). Задача подвижника – познать дао, встать на путь "естественности", стремиться к гармонии мира, слиянию человека с природой.

Другим важным понятием даосизма выступает "недеяние" как следование естественному миропорядку. Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое, стремится к гармонизации противоречий. Мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает смуту.

По Чжуан-цзы, жизнь и смерть лишь ступени всеобщей метаморфозы. Человек-микрокосм, как и универсум, вечен: со смертью его физического тела дух растворяется в мировой "пневме". Бессмертие достигается путем слияния с дао как источником жизни путем религиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга, сексуальной гигиены и т.п.

Отшельники-даосы, уединяясь на лоно природы и пытаясь достичь бессмертия и долголетия, обращались к "питанию духа", поскольку человек рассматривался как обиталище многочисленных духов, скопление божественных сил. Этой сонме телесных духов соответствовала иерархия небесная. Духи на Небе вели счет дел человека и определяли срок его жизни, призывали блюсти заповеди, быть добродетельными. Важным условием долголетия полагали "питание тела" – соблюдение строжайшей диеты и дыхательную гимнастику, привлекающую в организм животворящий эфир.

Учение древнего даосизма стало фундаментом религиозных воззрений даосов в Средние века как части синкретического комплекса "трех учений" наряду с конфуцианством и буддизмом. Видными представителями даосской мысли были Гэ Хун (IV в.), Ван Сюаньлань (VII в.), Ли Цюань (VIII в.), Тянь Цяо (Тянь Цзиншэн) (X в.), Чжан Бодуань (XI в.). Конфуциански образованная элита проявляла интерес к древнему культу простоты и естественности, поскольку в слиянии с природой обреталась свобода творчества. Внимание к даосизму особенно усилилось после падения династии Хань, когда конфуцианство как официальная религия исчерпало свои возможности. Даосизм воспринял некоторые черты учения и культа буддизма, понятия и концепции которого переводились в привычных для китайцев даосских терминах. Даосизм воздействовал на развитие неоконфуцианства.

Даосизм, оккультный, связанный с магией и физиогномистикой, привлекал широкие народные массы. Даосские воззрения становились идейной базой тайных обществ ("Путь Великого равенства", "Учение Белого лотоса" и др.) и знаменем крестьянских выступлений (например, восстания "Желтых повязок" в 184 г.).

Разработав учение о Западном рае, месте обитания богини Сиванму – нерожденной Матери, прародительницы всех людей, даосы обосновывали идею всеобщего равенства и социальной справедливости. Ее популярность усиливалась и тем, что многие даосы были врачевателями, гадателями, предсказателями.

Даосская религия восприняла древние анимистические верования, культ Неба и святых мудрецов. Выйдя из недр народных верований, даосизм Средневековья был неразрывно связан со всеми аспектами быта и духовной культуры китайцев. Даосы верили в царство демонов, где мучились души грешников, и населенные божествами Небеса, уготованные для праведников. В Средние века ярким выражением синкретизма стал даосский пантеон с его иерархией божеств, легендарных правителей, мифических героев и мудрецов, видных представителей конфуцианства, исторических деятелей. Наибольшей популярностью пользовалась восьмерка бессмертных мудрецов-волшебников.

Во II в. возникает новое направление "Путь небесных наставников". Первый его глава – Чжан Даолин (I–II вв.) якобы получил откровение от Лао-цзы и право быть его наместником на земле. Его титул "Небесного учителя" в роду Чжан наследуется вплоть до настоящего времени. В IV в. возникли школы "Высшей чистоты" и "Духовной драгоценности", практикующие приемы медитативного созерцания.

С IV–VI вв. многие положения даосского учения все более пользовались официальным признанием. Был выработан даосский канон. В VII–VIII вв. возникли институт монашества и монастыри. В VII в. на севере Китая появляется много школ, и одна из них – "Учение совершенной истины" – сохранилась до наших дней.

Поздние даосы пытались превратить свое учение в государственную религию. Они разработали по буддийскому образцу заповеди, составили список заслуг и проступков добропорядочных подданных. Самые суровые кары полагались за государственную измену и бунт. Танский императорский дом (VII в.) вел свое происхождение от официально обожествленного Лао-цзы.

Даосизм оказал сильное влияние на культуру Китая. Занятия алхимией способствовали накоплению богатого эмпирического материала в области химии, иглотерапии, фармакологии. Даосские сочинения сохранили рецепты лекарств, описание свойств металлов и минералов.

В наше время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане и среди китайских эмигрантов. Даосские храмы, монастыри и святые места посещают сотни тысяч верующих.