ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
Опиумная война 1840 г., которая привела к открытию Китая для европейской колониальной экспансии, означала вступление огромной двухтысячелетней империи в новый этап ее существования, в период колониализма. К этому времени маньчжурская династия Цин уже пережила период своего расцвета и явно клонилась к упадку. Собственно, поражение цинского Китая в опиумной войне и было наглядным проявлением этого упадка, а навязанная стране система неравноправных договоров, предоставлявшая иностранному капиталу торговые, таможенные и другие экономические, политические и правовые льготы и привилегии, стала неким символом нового этапа в ее истории. Многое теперь зависело от того, как традиционная структура столь мощной и обширной империи с ее исключительными по силе и значимости традициями будет реагировать на перемены в жизни страны. Реакция эта не могла быть слабой, ибо слишком большие силы пришли в движение. Вопрос был лишь в том, какую форму примет ответ древней империи на вызов эпохи и символизировавшей ее чужеземной системы колониального капитала.
Крестьянская война тайпинов
Эта форма вначале оказалась традиционной для Китая, т.е. такой, в которой почти не была заметна антииностранная, антизападная линия недовольства. Даже напротив, чуждые традиционной структуре западные христианские идеи сыграли едва ли не решающую роль в формировании той заметно обновленной идейной доктрины, под знаменем которой многомиллионные массы китайского крестьянства выступили против царствующей династии и даже были близки к тому, чтобы одержать над ней верх. Как это могло случиться и как это понимать?
Кризис империи начался с увеличения ввоза в Китай опиума, результатом чего было как массовое отравление населения южных провинций страны, так и выкачка из нее серебра и связанный с этим резкий финансово-экономический дисбаланс.
пример
Лян (унция) серебра в 1830 г. соответствовал примерно тысяче медяков-вэней, в начале 1840-х гг. - полутора тысячам, в 1848 г. - двум тысячам, а в начале 1850-х гг. - почти пяти тысячам медяков.
Обесценение медяков, в которых вели свои расчеты миллионы крестьянских семей, приводило к росту налогов, так как ставки налога традиционно исчислялись в лянах, и к массовому разорению земледельцев. В свою очередь это послужило причиной восстаний, вспыхивавших в Китае одно за другим, особенно на юге, в конце 1840-х гг. Восстаниями руководили различные тайные общества, идейно-доктринальная основа которых при всем разнообразии восходила примерно к одинаковому набору лозунгов и требований, окрашенных чаще всего в религиозные, преимущественно даосско-буддийские цвета. Восставшие требовали восстановить социальную справедливость, покарать нерадивых чиновников, отнять излишки у богатых. На этом общем фоне в начале 1850-х гг. выделилось движение тайпинов.
Идея тайпин, великого равенства, восходит к рубежу нашей эры и в свое время вдохновила участников восстания "желтых повязок" в эпоху Хань. Однако теперь она стала интерпретироваться несколько иначе. Идеолог движения тайпинов Хун Сю-цюань (1814-1864), неудавшийся претендент в конфуцианские сюцаи (трижды терпел поражение на экзаменах на первую степень), в начале 1840-х гг. в Гуанчжоу (Кантоне), куда он ездил сдавать экзамены, сблизился с христианскими миссионерами и проникся их идеями. Из христианства Хун взял, во-первых, идею о высшем едином Боге, чьим пророком он вскоре стал себя воспринимать, а во-вторых, столь близкую китайской традиции идею о социальном равенстве и справедливости, которую Хун идентифицировал с принципом тайпин.
Хун основал новое Общество поклонения Богу с традиционной для китайцев внутренней сплоченностью, железной дисциплиной, полным повиновением младших и низших высшим и старшим. Он резко выступил против привычных для восставшего китайского крестьянства даосско-буддийских лозунгов и изображений, заменив их почитанием христианского Бога, в какой-то мере идентифицированного с конфуцианским Небом. На практике это вполне сочеталось как с традиционным конфуцианским культом морального совершенства, самодисциплины, ритуального церемониала, так и со столь же традиционными даосско-буддийскими требованиями равенства в его наиболее примитивной уравнительной форме. Однако такая смесь оказалась достаточно жизнеспособной для того, чтобы увлечь миллионы ставших тайпинами китайских крестьян. Это была типичная, хорошо известная китайской истории крестьянская война за восстановление порушенной нормы и оказавшегося в кризисном упадке привычного образа жизни.
Войско тайпинов, хорошо организованное, разбитое на мелкие военно-религиозные ячейки с совместным строго регламентированным бытом (общность имущества, снабжение из общих складов, казарменные условия существования), быстро стало одерживать победу за победой, занимать один южно-китайский город за другим. Сделав своей столицей Нанкин, тайпины вскоре оказались перед необходимостью организовать управление уже достаточно большим государством. Казарменный аскетизм был для этого недостаточен. Пришлось ориентироваться на традиционные китайские формы управления, вплоть до конфуцианских экзаменов на ученую степень. Естественно, это не могло не поколебать прежних устоев и принципов идеологии тайпинов. Уже в середине 1850-х гг. движение тайпинов, как то не раз случалось в аналогичной ситуации с крестьянскими восстаниями в Китае, обрело очертания привычной для империи бюрократической структуры. Руководители движения получили княжеские титулы, обзавелись дворами и гаремами, стали ожесточенно соперничать между собой за власть.
Тем временем события в Китае и явная неспособность маньчжурской династии справиться с восставшими начали всерьез беспокоить европейские державы, лишь недавно открывшие двери Китая для колониального капитала. Воспользовавшись незначительным инцидентом в качестве предлога, англичане осенью 1856 г. высадили войска в Гуанчжоу. Позже к ним присоединились французы. Гуанчжоу был захвачен, войска стали продвигаться к Шанхаю, затем, в мае 1858 г., были высажены на севере, близ Пекина и Тяньцзиня. Цинские власти предпочли пойти на переговоры и новые уступки державам (Тяньцзиньский договор 1858 г.). Правда, вскоре после подписания договора чуть оправившиеся от испуга маньчжурские власти решили было частично изменить его условия, но новая серия вооруженных столкновений китайских войск с экспедиционным корпусом держав, завершившаяся поражением Китая и разгромом знаменитого комплекса летних императорских дворцов Юаньминьюань, разграбленных и сожженных колонизаторами, привела к подписанию в 1860 г. Пекинских соглашений. На сей раз последовали еще большие уступки державам, уже не только Англии и Франции, но и России.
Тем временем тайпины, некоторое время находившиеся в состоянии острого внутриполитического кризиса, как бы обрели второе дыхание. В 1859 г. в Нанкин прибыл один из близких родственников Хун Сю-цюаня Хун Жэнь-гань (1822-1864), который несколько лет провел в Гонконге в общении с христианскими миссионерами. Он принес с собой программу новых реформ, имевших явственный отпечаток иноземного влияния. Суть преобразований сводилась к тому, чтобы энергично содействовать частнособственническому предпринимательству, заимствуя у Запада его опыт, достижения и даже некоторые институты. Однако при этом следовало по-прежнему укреплять дисциплину, бороться с суевериями и всемерно упрочивать власть государства. Впрочем, нововведения Хун Жэнь-ганя в том, что касается следования западному опыту, не могли быть реализованы. Более того, поладившие с цинским двором державы теперь, с начала 1860-х гг., были заинтересованы в том, чтобы покончить с тайпинами. По букве новых договоров с Китаем после разгрома тайпинов они приобретали некоторые привилегии в районе бассейна Янцзы, оплота государства восставших.
Это привело к тому, что державы, с одной стороны, стали вооружать маньчжурское войско, а с другой - сами решили вмешаться в ход военных действий. Была создана бригада во главе с англичанином Уордом (после его смерти ею командовал Гордон), которая нанесла тайпинам ряд существенных поражений. Активизировали военные действия и добились некоторых успехов и цинские армии. Началась блокада Нанкина. И хотя отдельные группировки войск тайпинов, в частности, армии Ши Да-кая, время от времени еще достигали успехов, участь восстания в целом была решена. В 1864 г. Нанкин был взят штурмом, Хун Сю-цюань покончил с собой, Хун Жэнь-гань был взят в плен и казнен. Вскоре и оставшиеся войска тайпинов прекратили сопротивление. С последней в истории императорского Китая великой крестьянской войной было покончено. Восставшие потерпели поражение.
Феномен тайпинского восстания поучителен во многих отношениях. Но для нашего анализа важнее всего обратить внимание на его общую политико-идеологическую направленность. Это не была антизападная, антиколониальная акция, не было сопротивление традиционной структуры нежелательным нововведениям. Дело в том, что нововведения как таковые еще не успели сказаться и повлиять на структуру, вызвать с ее стороны сопротивление. А то, что уже успело проявить себя (ввоз опиума, утечка серебра и финансово-экономический кризис), было лишь привычными в истории империи сигналами, свидетельствовавшими о нарушении приемлемой жизненной нормы и о необходимости противостоять такого рода нарушениям.
К подобному китайская традиционная структура привыкла, на этот случай существовали веками отработанные нормы социополитической реакции. Именно так и следует расценивать крестьянские движения 1840-х гг., которые в итоге привели к восстанию тайпинов.
Целью тайпинов, как то явствует из их лозунгов и практики, было стремление восстановить нарушенную норму, добиться социальной справедливости (такой была цель всех китайских, да и не только китайских крестьянских движений). Средством для достижения цели были опять-таки привычные для традиционного Китая формы, сводившиеся к созданию нового государства, организованного по обычной для Китая модели (альтернативы просто не существовало), но более непримиримого к отклонениям, наносящим вред стране и народу. Непривычным было разве что идейное наполнение политических программ. Речь идет как о христианстве, так и о программе реформ Хун Жэньганя с ее попытками провозгласить новый курс на поддержку частнопредпринимательской деятельности. То и другое оказало сравнительно слабое воздействие на ход и идейное ОГЛАВЛЕНИЕ движения тайпинов. Для реализации курса на частное предпринимательство просто не было условий. Что же касается христианских идей, то ориентация на них в политике свелась по сути лишь к борьбе с привычными даосско-буддийскими суевериями (не вполне ясно, дала ли эта борьба желаемые результаты, что сомнительно). В остальном от христианства мало что осталось. Судя по всему, идея Бога была поглощена привычным для страны представлением о конфуцианском Небе, а сакральность пророка Хуна слилась в понимании масс с обычной для них сакральностью верховного правителя, сына Неба. Поэтому вернее вести речь не столько о роли западной религии и западных влияний в идеологии тайпинов, сколько о самом факте, самом феномене.
Суть и смысл этого феномена состоит в том, что Запад и его идейный символ, христианство, в середине XIX в., на заре колониальной экспансии в Китае, не воспринимались еще как нечто чуждое, угрожающее, одиозное. Это было что-то новое, необычное и даже в чем-то близкое своему, привычному. Именно эти близкие к китайской традиции моменты и были заимствованы из христианства Хун Сю-цюанем. Иными словами, и это самое главное, тайпинское восстание не было реакцией традиционной китайской структуры на колониализм. Оно было реакцией на кризис, хотя сам кризис был спровоцирован колониализмом, о чем не могли даже догадываться малообразованные и чуждые далекому и еще вовсе не знакомому им
Западу восставшие крестьяне. Что же касается знакомства с христианством, то о его католической версии, связанной с кратким пребыванием в Китае в XVI-XVII вв. иезуитов, страна уже успела забыть за долгие века ее изоляции от европейцев. Протестантская же версия, с которой и познакомился Хун после открытия Китая для колониальной экспансии, еще не успела стать символом чуждого влияния. Просто то, что было в этом учении созвучным с традицией, оказалось воспринятым идеологами тайпинов.
Поражение тайпинов сняло проблему влияния христианских идей среди крестьян, но поставило немало новых вопросов, важных для страны. Первым из них был вопрос о формах существования Китая в новых условиях. Эти условия характеризовались, с одной стороны, слабостью династии, с трудом восстанавливавшей свои силы после изнурительной войны с тайпинами и энергичного натиска колониальных держав. С другой - проникновением в страну иностранного капитала и связанным с этим постепенным крушением традиционной структуры, неизбежной и мучительной переоценкой привычных ценностей под воздействием вестернизации. Найти выход из сложившейся ситуации оказалось для Китая делом весьма нелегким. Решение проблемы затянулось более чем на столетие. Но его основные принципы начали отчетливо вырисовываться сразу же после тайпинского восстания. Они сводились к тому же, что было характерно для всего Востока, т.е. к сопротивлению и приспособлению. Впрочем, в Китае и то, и другое приняло, естественно, свои, китайские, обусловленные тысячелетней традицией формы.