Дальнейшая суверенизация республик
В составе СССР РСФСР занимала особое место. Россия являлась самой крупной и экономически мощной среди союзных республик, обладала наибольшим научным и культурным потенциалом. Поэтому значительная часть предприятий и учреждений, находившихся на ее территории, имела общесоюзное значение и была в ведении Союза ССР. На долю органов власти РСФСР оставались, в основном, дела второстепенные, провинциальные. Фактически государственность России растворилась в органах Союза, которые традиционно решали российские вопросы напрямую, минуя ведомства РСФСР. Не существовало ни компартии РСФСР, ни соответствующих руководящих партийных органов. Получалось, что Россия занималась только социальными и хозяйственными вопросами. Органы же власти и управления СССР, находясь на ее территории, одновременно замещали и ее органы.
В годы "перестройки" в России, как и в других республиках, сложилось мнение, что большинство проблем РСФСР связано с отсутствием у нее возможности без санкции СССР использовать свои материальные и финансовые ресурсы, осуществлять внешнеэкономическую деятельность, самостоятельно решать вопросы, связанные с изменением основ общественного и государственного строя республики. Вместе с тем даже в последние годы существования СССР суверенитет России не противопоставлялся факту существования СССР.
12 июня 1990 г. первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики". В преамбуле документа, в частности, говорилось, что Съезд торжественно провозглашает суверенитет РСФСР на всей се территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Однако в тексте, самой Декларации содержались такие положения, которые не только противоречили Конституции СССР, но и ставили под сомнение возможность существования Союза вообще. В частности, это касается провозглашения "верховенства Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР" и признания возможности приостанавливать действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами России. Одновременно Декларация содержала и положение о необходимости "существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР". Впервые в документе важнейшей политической значимости наметился отказ от национально-территориального принципа построения Федерации. Это видно из того, что о правах краев и областей говорилось одновременно с правами национально-территориальных образований.
Программа реализации положений Декларации, перечень конкретных организационно-правовых мер были сформулированы в постановлении Съезда народных депутатов РСФСР от 22 июня 1990 г. "О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (основы нового Союзного договора)". Этим документом предусматривалось закрепить за СССР Министерство обороны, КГБ, министерства гражданской авиации, путей сообщения, морского флота, связи и некоторые другие. Из подчинения Союза ССР выводились Совет Министров РСФСР, МВД РСФСР, Российский республиканский банк Госбанка СССР, преобразованный в Государственный банк России. Определялся исчерпывающий перечень сфер, переданных в ведение Союза ССР, намечались меры по участию в них России. Таким образом, Декларация существенно ослабляла СССР как федеративное государство, вносила конфедеративные черты. Однако, несмотря на это, сохранение за Союзом ССР важнейших функций, обеспечивающих его жизнеспособность, показывает, что в тот период времени идея упразднения СССР еще не овладела умами руководителей всех его членов и, в частности, России. Позднее Верховный Совет РСФСР принял несколько законов для реализации норм, содержащихся в вышеупомянутых Декларации и постановлении.
Заметную роль в ослаблении СССР и создании предпосылок преобразования его из союзного государства в союз государств сыграл Закон РСФСР "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР". Он устанавливал, что союзная собственность есть не что иное, как совместная собственность республик, что РСФСР, как и другие республики, имеет право на часть золотого запаса, алмазного и валютного фондов. Предполагалось обязательное согласие республики при определении порядка их использования. По сути, здесь впервые был серьезно поднят вопрос о дележе имущества Союза между республиками.
Децентралистские тенденции не могли не затронуть и саму Россию, которая являлась сложным государственным организмом. Вначале о суверенитете заявляют российские автономии. В частности, 27 сентября 1990 г. была провозглашена Декларация о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия). Суверенитет провозгласили и другие республики. Некоторые члены Российской Федерации заявили об изменении своего государственно-правового статуса. Так, четыре автономные области: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Горный Алтай и Хакасия стали республиками. Процессу "суверенизации" России способствовали не только пример союзных республик, но и политика, официально декларировавшаяся руководством России, пришедшим к власти в результате выборов 1990 г.
Процессами, аналогичными тем, что протекали в России, были охвачены и другие союзные республики. Конечно, здесь имелась и своя специфика.
Противостояние центра и республик не могло не затронуть вопроса об армии. Республики, заявившие о выходе из СССР, начинают создавать собственные вооруженные формирования и полностью игнорируют исполнение Закона о воинской обязанности СССР, а республики Прибалтики и Молдова потребовали вывода частей Советской Армии со своей территории. Однако большинство союзных республик в это время имело другое мнение. Президент СССР и представители девяти республик сделали совместное заявление о том, что республики поддерживают центр в строительстве единой интернациональной армии страны, комплектуемой по экстерриториальному признаку, однако сами определяют степень своего участия в ней.
Если первоначально акты о суверенитете большинства союзных республик не затрагивали факт вхождения в Союз ССР и не ставили под сомнение необходимость его существования, то в дальнейшем поднимается широкая волна сепаратизма.
Как уже упоминалось, Конституция СССР не рассматривала порядок реализации республиками права на выход, конкретного механизма, процедуры реализации создано не было. В связи с постановкой этого вопроса в конце 80-х гг. рядом союзных республик Верховный Совет СССР был вынужден принять соответствующий Закон. Однако он, как и большинство других, оказался мертворожденным. Бессилие руководства страны обеспечить действие законов СССР обусловило их полное игнорирование. Так получилось и с выходом союзных республик из состава Союза.
Выборы в республиканские Верховные Советы весной 1990 г. повсеместно принесли победу национал-демократическим силам, которые и проводят через свои парламенты соответствующие решения. 11 марта 1990 г., ночью, в канун открытия третьего Съезда народных депутатов СССР, Верховный Совет Литвы проголосовал за ее выход из Союза. 20 мая 1990 г. Верховный Совет Латвии принял Декларацию "О восстановлении независимости Латвийской республики". Акты о самостоятельности издали и другие члены СССР. Однако ни Союз, ни мировое сообщество в это время пока что не признавали этого.