Временная администрация по управлению проблемным банком
Как уже отмечалось, одной из мер предупреждения банкротства банка считается назначение в него временной администрации (ВА), которая и будет управлять банком в течение определенного времени (может быть еще временная администрация, назначаемая в банк, у которого отозвана лицензия, но этот случай здесь не рассматривается). Нормативные положения о ВА по управлению проблемной кредитной организацией содержатся в Законе о ЦБ РФ и Законе о несостоятельности КО, а также в Положении ЦБ РФ от 09.11.2005 № 279 "О временной администрации по управлению кредитной организацией" (в основном дублирует соответствующее ОГЛАВЛЕНИЕ названных законов).
Из Закона о ЦБ РФ
Ст. 74.
<...>
В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации (КО), а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией ... операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
<...>
2) потребовать от КО: осуществить мероприятия с целью финансового оздоровления КО, в том числе изменить структуру ее активов; заменить руководителей КО...;... реорганизовать КО;
<...>
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается в федеральных законах и издаваемых в соответствии с ними нормативных актах Банка России;
<...>
7) предложить ... участникам КО, которые ... имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления КО, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) КО до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.
Ст. 75. Банк России ... анализирует деятельность кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы РФ.
В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные в ст. 74 настоящего ... Закона, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия с целью финансового оздоровления КО.
Гораздо подробнее регламентируются вопросы временной администрации во втором из названных законов.
Из Закона о несостоятельности (банкротстве) КО Ст. 16. Временная администрация
1. ВА является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном в настоящем ... Законе и нормативных актах Банка России.
2. ВА действует в соответствии с настоящим ... Законом, иными федеральными законами и нормативными актами Банка России.
3. В период деятельности ВА полномочия исполнительных органов КО актом Банка России о назначении ВА могут быть либо ограничены, либо приостановлены в порядке и на условиях, которые установлены в настоящем ... Законе.
Ст. 18. Срок действия временной администрации
1. ВА назначается ... на срок не более 6 месяцев.
<...>
3. Если к моменту окончания установленного в настоящем... Законе срока действия ВА по-прежнему имеются основания для ее назначения, предусмотренные в настоящем ... Законе, то ВА направляет в Банк России ходатайство об отзыве у КО лицензии...
<...>
Ст. 19. Руководитель временной администрации
1. Руководителем ВА назначается служащий Банка России...
2. Состав ВА определяется приказом Банка России. Руководитель ВА распределяет обязанности между членами ВА и несет ответственность за ее деятельность. В состав ВА по согласованию с ... корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" ... могут включаться ее служащие.
3. Руководитель ВА в случае приостановления полномочий исполнительных органов КО действует от имени КО без доверенности.
Ст. 21. Функции временной администрации в случае ограничения полномочий исполнительных органов КО
1–3. <...>
Ст. 22. Функции временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов КО
1–4. <...>
Ст. 23. Последствия приостановления полномочий исполнительных органов КО на период деятельности временной администрации
1. В случае приостановления полномочий исполнительных органов КО на период деятельности ВА:
– исполнительные органы КО не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции в федеральных законах и учредительных документах КО;
– решения иных органов управления КО вступают в силу после их согласования с ВА.
2. Исполнительные органы КО в случае приостановления их полномочий на период деятельности ВА не позднее дня, следующего за днем назначения ВА, обязаны передать ей печати и штампы КО, а в сроки, согласованные с временной администрацией, – бухгалтерскую и иную документацию, материальные и иные ценности КО.
3. Воспрепятствование со стороны руководителей, других работников КО и иных лиц осуществлению функций ВА (в том числе воспрепятствование доступу в помещения КО, доступу к ее документации и иным носителям информации, отказ от передачи документов, печатей) является основанием для применения Банком России в порядке надзора мер, предусмотренных в федеральном законе, а также влечет ответственность в соответствии с федеральным законом.
4. В случае приостановления полномочий исполнительных органов КО на период деятельности ВА единоличный исполнительный орган КО, имевший право до назначения ВА действовать от имени КО без доверенности, вправе представлять ее интересы в арбитражном суде при обжаловании решения Банка России о назначении ВА...
Ст. 26. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов КО
1. В случае приостановления полномочий исполнительных органов КО и при наличии основания, предусмотренного в подп. 1 п. 1 ст. 17 настоящего ... Закона, Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов КО ... на срок не более 3 месяцев.
Действие указанного моратория распространяется на денежные обязательства и обязанности исполнения обязательных платежей, которые возникли до момента назначения ВА.
<...>
Ст. 27. Отказ от исполнения договора КО
Руководитель ВА в случае приостановления полномочий исполнительных органов КО с момента назначения ВА вправе отказаться от исполнения договора КО в порядке, предусмотренном в ... Законе о несостоятельности КО.
Ст. 28. Недействительность сделок КО
1. Сделка КО, совершенная ею до момента назначения ВА, может быть признана судом, арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя ВА по основаниям, предусмотренным в федеральном законе.
2. Сделка, совершенная кредитной организацией в течение 3 лет, предшествовавших назначению ВА, может быть признана судом, арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя ВА или кредитора КО в случаях, если цена указанной сделки и иные условия существенно в худшую для КО сторону отличаются от цены и иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки.
Ст. 29. Расходы временной администрации
Расходы ВА, связанные с ее деятельностью, осуществляются
за счет КО.
Смету расходов ВА утверждает Банк России.
<...>
Ст. 30. Отчет временной администрации
ВА отчитывается перед Банком России в порядке, установленном в нормативных актах Банка России.
Ст. 31. Прекращение деятельности временной администрации
1. Банк России принимает решение о прекращении деятельности ВА:
• в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;
• после вынесения арбитражным судом решения о признании КО банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или вступления в силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора;
• по другим основаниям, предусмотренным в настоящем... Законе и нормативных актах Банка России.
2. В случае признания КО банкротом или принятия решения о принудительной ликвидации ВА не позднее чем через 3 дня после дня вынесения арбитражным судом решения о признании КО банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора обязана передать ему печати и штампы КО, а в срок, не превышающий 10 дней, – бухгалтерскую и иную документацию, включая реестр требований кредиторов КО, материальные и иные ценности КО, принятые от исполнительных органов КО в соответствии с п. 2 ст. 23 настоящего ... Закона.
Порядок прекращения деятельности ВА устанавливается в нормативных актах Банка России.
3. Прекращение деятельности ВА при устранении причин, послуживших основанием для ее назначения, влечет восстановление полномочий исполнительных органов КО.
Полномочия руководителей КО, отстраненных на период деятельности ВА от исполнения своих обязанностей, восстанавливаются после прекращения деятельности ВА, если руководители КО не освобождены от них в соответствии с законодательством РФ о труде.
Все технические вопросы деятельности ВА решаются в Положении ЦБ РФ № 279 "О временной администрации по управлению кредитной организацией" и приложениях к нему.
На основании антикризисного варианта Положения ЦБ РФ № 279 (п. 5.11) ВА в случае принятия Банком России решения об уменьшении размера УК "нездорового" банка обязана осуществить мероприятия, предусмотренные в ст. 7 Федерального закона от 27.10.2008 № 175 "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31.12.2014 г." (указанная статья называется "Изменение размера уставного капитала"), в том числе принять решение о размещении дополнительного выпуска акций (внесении дополнительного вклада в УК).
Кроме того, в соответствии с данным Законом (ст. 8) в случае согласия АСВ участвовать в предупреждении банкротства банка функции ВА могут быть по решению Банка России возложены на АСВ. С этого момента приостанавливаются права участников банка, связанные с участием в его УК (в том числе право созыва общего собрания участников), и полномочия органов управления банка. Особенности выполнения Агентством страхования вкладов функций ВА по управлению кредитной организацией детально излагаются в "антикризисной" главе 22.1 Положения ЦБ РФ № 279.