Чувство взрослости
К. Левин говорил о своеобразной маржинальности подростка, выражающейся в его положении между двумя культурами – миром детей и взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще нс может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности. Первое новообразование сознания, сигнализирующее наступление подросткового кризиса, – это чувство взрослости.
Варианты проявления взрослости. Сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгунавой. Они многообразны, к ним в первую очередь можно отнести:
1. Подражание внешним признакам взрослости – курение, игра в карты, употребление спиртных напитков, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют "низкой культурой досуга", при этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями. Равнение нодростков-мальчиков на качества "настоящего мужчины". Это – сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.
2. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, благополучие их принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, фотографировать и т.п.), а девочки – готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста – очень благоприятное время для этого. Поэтому необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.
3. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоя- щему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, ОГЛАВЛЕНИЕ которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т.п.). Значительный объем знаний у подростков – результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование.