Что такое политическое сознание

При любой попытке вычленения политической культуры, анализа ее основных параметров и составляющих, определения места и роли в подсистеме политического неизменно встает вопрос о ее соотношении с общественным сознанием вообще и политическим в частности. Без надлежащего выяснения этого вопроса адекватный анализ политической культуры как самостоятельного феномена, играющего свою роль в обществе, представляется невозможным.

Дело в том, что при всем обилии литературы по данной теме вопрос о политическом сознании остается одним из наименее выясненных. Зачастую говорят о политическом сознании, но имеют в виду общественное сознание как таковое, либо политическую идеологию, либо то или иное идейно-политическое течение; говорят о политической культуре, но имеют в виду то, что традиционно рассматривается как политическое сознание. Поэтому прежде чем приступить к анализу собственно политической культуры, необходимо разобраться в вопросе о том, как она соотносится с понятием "политическое сознание".

Не вдаваясь в детали данной проблемы, отметим, что политическое сознание, как правило, рассматривается как одна из множества форм общественного сознания. Если согласиться с такой постановкой вопроса, то нельзя не признать, что основной костяк, так сказать, его сердцевину составляют ценности, установки, ориентации, стереотипы, относящиеся к политической системе, системе власти и властных отношений, государственному управлению, политическим институтам, к таким категориям, как свобода, справедливость, равенство, демократические принципы, авторитаризм, тоталитаризм, социализм, права человека и др.

ОГЛАВЛЕНИЕ и смысл общественного сознания раскрываются через деятельность людей, в их отношении к окружающему миру. При этом обнаруживается, что такие устойчивые образования, как мотивы, оценки, потребности, интересы, социальные ожидания и притязания, принадлежат социокультурной и политико-культурной сферам. Их можно трактовать и как составные элементы политического сознания. Важно учесть и то, что субъективный мир политического помимо установок, ориентаций, ценностей и др., относящихся к миру политики, охватывает также нормы и правила игры, поведенческие стереотипы, вербальные реакции, политическую символику и знаковую систему, выражаемые не только словесно, но и иными средствами и формами.

Политико-культурный подход призван учитывать подобные моменты. Для правильного понимания данной проблемы важно знать, что все названные и другие основополагающие феномены и категории адекватно можно осмыслить лишь в том случае, если рассматривать их как составляющие общей для конкретной нации или другой социально-исторической общности культуры. Сознание, в том числе и общественное, в различных его проявлениях есть одновременно и процесс, и результат познания и освоения действительности.

Что же в таком случае представляет собой культура? Вопрос не из самых простых – хотя бы потому, что культурантропологи К. Клакхон и А. Кребер еще в 1952 г. выявили и проанализировали 167 определений культуры. С тех пор это число еще более увеличилось.

С рассматриваемой точки зрения нам важно понять, что культура представляет собой основополагающую инфраструктуру, социально-историческую среду обитания, жизнедеятельности и воспроизводства человека. В ней человек ищет свое отражение, идентифицирует себя с себе подобными и, собственно говоря, познает себя.

При таком понимании очевидно, что общественное сознание является интегрирующим компонентом социокультурной системы, которая составляет основополагающую ткань духовной культуры, обеспечивающей ее воспроизводство и трансмиссию от поколения к поколению. По аналогии можно сказать, что политическое сознание, если выделить его в качестве самостоятельной категории, функционирует и самовоспроизводится в определенной политико-культурной среде. Вместе с тем оно есть и условие, и одновременно средство воспроизводства политической культуры.