Вражда и агрессивность
Рассуждения о природе и проявлениях вражды и агрессивности в настоящей главе не случайно следуют за рассуждениями о дружбе, любви и альтруизме (проблема власти остается как бы в стороне от этих рассуждений из-за двойственной моральной оценки такого стремления у людей). Во-первых, эти отношения действительно являются антиподами, во-вторых, вражда и агрессивность нередко возникают на основе вырождения дружеских и других несложившихся отношений между людьми (Б. Спиноза), в-третьих, дружба, любовь, альтруизм с одной стороны, вражда и агрессивность с другой стороны находятся как бы на разных полюсах одного и того же континуума человеческих отношений, в центре которого (или, возможно, в стороне от него) располагается стремление к власти.
Отношения типа вражды и агрессивности можно определить как проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью людей. Эти отношения, как показывает длительная история существования человеческого общества, являются столь же "вечными", как и отмеченные выше положительные взаимоотношения типа дружбы, любви и альтруизма. Почему же вражда и агрессивность между людьми существовали, существуют и, наверное, долго будут еще существовать?
Прежде всего, наверное, потому, что интересы людей существенно различны, а их потребности могут оказаться несовместимыми и зачастую могут быть удовлетворены только за счет нарушения или пренебрежения интересами и потребностями других людей. Кроме того, вражду может порождать и социальное неравенство людей, которое большинство из них рассматривает как несправедливое. К примеру, тот, кто имеет от жизни больше, вызывал и, вероятно, всегда будет вызывать у неимущих людей чувство зависти. От этого чувства большинству людей вряд ли когда-либо удастся полностью избавиться.
История человеческих отношений и страстей, наглядно и красочно представленная нам писателями и философами, убедительно свидетельствует о том, что люди, какими они были сотни лет тому назад, такими остаются и сейчас. Описание человеческих страстей, порождаемой ими вражды в произведениях Шекспира как две капли воды похоже на страсти и враждебные отношения современных людей. Новейшая история и современность демонстрируют не меньше вражды, чем семьдесят, сто, двести и более лет тому назад. Все это говорит о том, что существуют, наверное, трудноустранимые, не всегда подвластные людям причины проявления между ними неприязни, вражды и ненависти.
Среди этих причин можно назвать не только объективные, но и субъективные факторы. Главный объективный фактор — несовместимость интересов людей, обусловленная тем, что во многих случаях жизни одни невольно становятся причиной нарушения интересов и неудовлетворения потребностей других, по данной причине вызывают спровоцированные или неспровоцированные враждебные действия противников и сами отвечают на них. Один из субъективных факторов вражды — интеллектуальные и личностные индивидуальные различия людей, которые зачастую ведут к непониманию друг друга. Вообще же причины вражды оказываются теми же, которые ведут к конфликтам (эти отношения будут нами рассматриваться в одной из следующих глав учебника).
Возникновение и развитие враждебных отношений имеет свои законы и динамику. Обычно в качестве начального этапа появления межличностной неприязни людей выступают их индивидуальные различия и несовместимость интересов. Если их влияние на межличностные отношения каким-то образом не блокировано, то рано или поздно исходное противоречие породит конфликт и вызовет со стороны одного или обоих вовлеченных в него индивидов открытую неприязнь, способную превратиться во вражду. Возникшая таким образом вражда всякий раз будет вызывать у одного человека бессознательную установку на противодействие оппоненту. В результате поведение этого человека в отношении другого с самого начала оказывается направленным на то, чтобы доставить тому неприятности.
Вражда между людьми, если она уже возникла, становится трудноустранимой, так как связанные с ней отрицательные эмоциональные и мотивационные установки являются устойчивыми, возникают автоматически и с трудом контролируются сознанием. Это, однако, не значит, что враждебные отношения между людьми невозможно устранить, это лишь означает, что их легче предупредить, чем изменить тогда, когда они уже возникли.
В современной научной литературе чаще, чем термин "вражда", используется понятие "агрессивность". В человеческих отношениях, которые обсуждаются в данной главе, эти слова означают примерно одно и то же, поэтому краткое знакомство с тем, каким образом ставится и решается в психологии проблема агрессивности, поможет нам разобраться и в вопросе о враждебных отношениях между людьми.
Агрессивность выражается в сознательном или бессознательном стремлении человека нанести кому-либо или чему-либо вред, уничтожить, разрушить. Агрессивностью не называется вынужденная, ответная защитная реакция на угрозу или совершение наносящих вред действий в отношении того человека, который сам агрессивно ведет себя по отношению к другим людям. Агрессивным называют человека, который проявляет невынужденную, неслучайную, морально не оправданную, не вызванную объективными обстоятельствами, например необходимостью самообороны или защиты других людей, склонность нападать на людей, оскорблять их словом и делом.
Агрессивность может порождаться различными причинами. Среди них — неправильное воспитание, напряженное и постоянно раздраженное психическое состояние человека, неблагополучный личный опыт жизни, частые фрустрации, повышенная активность так называемого биологического центра агрессивности, существующего в мозге (о нем будет несколько слов сказано ниже), и рядом других причин. В связи с множеством возможных причин агрессивности до сих пор не существует единой теории происхождения агрессивности.
Объектом агрессивного поведения человека может оказаться он сам, и тогда враждебные действия называют аутоагрессией. Его агрессивные действия могут быть направленными на других людей, и в этом случае чаще всего используют термин "агрессия". Различают также враждебную агрессию и так называемую инструментальную агрессию. Враждебная агрессия проявляется в том, что связанные с ней действия и высказывания человека преследуют цель причинения кому-либо вреда (предполагается, что другого мотива у подобных агрессивных действий нет). Инструментальной называют агрессию, которая не является самоцелью и выступает как средство достижения какой-либо иной цели. Если, например, один человек стремится к чему-либо, а кто-то другой препятствует ему в достижении этой цели, то агрессивные действия, совершаемые в отношении того, кто стоит на пути к цели, будут рассматриваться как инструментальные. Если же конечная цель действий человека состоит непосредственно в том, чтобы причинить вред другому человеку, то такие действия подходят под определение враждебной агрессии.
В психологических словарях называются и другие виды агрессии: альтруистическая, вызванная страхом, индуцированная, смещенная, трансактная, территориальная. Дадим и им краткие определения.
Альтруистическая агрессия представляет собой агрессивные действия, предпринимаемые "из благих побуждений", например в защиту других людей (скажем, агрессивные действия матери в защиту своего ребенка). Агрессия, вызванная страхом, представляет собой агрессивные действия, порожденные чувством страха и стремлением избавиться от него. Индуцированной (спровоцированной) называют искусственно, преднамеренно вызванную агрессию. Смещенная агрессия представляет собой агрессивные действия, направленные против лица или объекта, которые не являются первопричинами возникновения агрессивного поведения. Трансактной называют агрессию, возникающую и усиливающуюся в результате непрерывной последовательности активных и взаимно подкрепляющих друг друга насильственных (агрессивных) действий людей, которые они совершают в отношении друг друга (агрессивные акты в данном случае выступают в качестве реакции на проявление агрессивности со стороны партнера). Если никто из взаимодействующих таким образом людей не останавливается и не прерывает по собственной инициативе цепь взаимно направленных агрессивных действий, то они продолжаются достаточно долго и могут до предела обострить отношения между людьми.
Установлено, что трансактная агрессия возникает и развивается по следующим общим правилам (в следующей типичной последовательности):
• вначале люди провоцируют друг друга на агрессивные действия;
• затем кто-то из них не выдерживает и первым проявляет агрессивность в отношении партнера;
• этот партнер, в свою очередь, отвечает агрессору-провокатору тем же, то есть ответными агрессивными действиями;
• после этого происходит быстрая эскалация агрессии, и возникает прямая конфронтация (конфликт) взаимодействующих сторон, которая ведет к дальнейшему усилению агрессии;
• трансактную агрессию может еще более усилить последовавшая за этим фрустрация любого партнера по взаимодействию, например какой-либо предмет или человек, который в данный момент времени случайно окажется на его пути и помешает ему добиться поставленной цели.
Территориальной называют агрессию, цель которой состоит в защите территории живого существа от посягательств на нее других живых существ (животных или человека). Речь идет о защите территории, которую, например, человек рассматривают как свою, как принадлежащую ему по праву.
Ученых интересовали не только проявления агрессии, но и возможные мотивы агрессивного поведения людей. Мотивация агрессивности, как выяснилось, может быть как биологической, так и социальной. Биологическая мотивация агрессивности предполагает наличие определенных генетических или органических предпосылок к проявлениям агрессивности — таких, которые заложены в организме, его строении и работе. Биологически мотивированные проявления агрессивности являются спонтанными и мало зависят от внешних, социальных, воздействий. Социальная мотивация агрессивности, напротив, связывает ее проявления с внешними факторами. Предполагается, что в этом случае проявление агрессивности человеком мало зависит от того, как устроен и функционирует его организм, а определяется тем, что происходит с ним и вокруг него в обществе.
В пользу биологической точки зрения на мотивацию агрессивности говорят следующие факты.
1. Агрессивность люди проявляют с древнейших времен. Она существовала всегда и продолжает существовать до сих пор, проявляясь в настоящее время даже в наиболее развитых в экономическом и социально-культурном отношениях странах.
2. Агрессивность проявляли и проявляют животные в борьбе за существование. Это наводит на мысль о том, что и человек унаследовал свои агрессивные действия в качестве инстинктов от животных.
3. Доказано, что в мозге человека и животных действительно существуют биологические структуры, стимуляция которых порождает спонтанное, внешне не спровоцированное агрессивное поведение (биологические "центры агрессивности").
В пользу социальной точки зрения на происхождение мотивации агрессивности говорят следующие, не менее убедительные факты.
1. Путем воспитания можно сделать человека добрым, отзывчивым, внимательным к людям и животным, и такие, безусловно, воспитываемые, черты характера исключают агрессивное поведение.
2. Если детей в семье воспитывают так, что любые проявления агрессивности не только с их стороны, но и со стороны окружающих людей осуждаются, если в поведении окружающих людей дети не видят признаков агрессивности, то и сами они не вырастают агрессивными людьми.
3. Если, напротив, ребенка часто и жестоко наказывают, если вокруг себя он видит множество примеров проявления агрессивности, в том числе и в отношении его самого, то такой ребенок может вырасти агрессивным.
4. В некоторых теориях агрессивности ее возникновение связывают с фрустрацией, и сама агрессивность рассматривается как социально-психологическое следствие частого возникновения у человека такого состояния.
Особое внимание среди теорий социального происхождения агрессии привлекла именно последняя, фрустрационная теория агрессии, предложенная американским ученым Д. Доллардом. Эта теория исходит из того, что фрустрация является обязательной предпосылкой агрессии, а агрессивность, в свою очередь, выступает в качестве ее неизбежного следствия. Другими словами, предполагается, что необходимым и достаточным условием возникновения агрессии является фрустрация — состояние, которое возникает у человека, когда кто-либо или что-либо мешает ему добиться значимой для него цели.
Еще одна социальная теория агрессии, ставшая популярной в последней четверти XX века, исходит из концепции социального научения. Этой теории, в частности, придерживался А. Бандура, который утверждал, что агрессивное поведение приобретается человеком в результате научения. Такое научение может происходить в следующих случаях:
• когда человек убеждается в том, что агрессивные действия поощряются и поддерживаются значимыми для него людьми;
• когда он видит, что все люди вокруг ведут себя агрессивно, и убеждается в том, что агрессия является принятой всеми или большинством людей социальной нормой поведения;
• когда агрессивные действия провоцируются враждебным отношением к человеку со стороны других людей, и он приходит к выводу, что агрессия в данной ситуации является единственным способом самозащиты.
Среди еще не рассмотренных нами социально-психологических теорий следует упомянуть и так называемую ритуальную теорию агрессии. В этой теории агрессивное поведение человека представляется как ритуал, обычай, культурная традиция, проявляющиеся, например, в милитаризованных сообществах и в экстремистских организациях, связанных с жертвоприношением, строящих свои отношения с другими, не согласными с ними организациями и группами людей на силовой основе, считающих, кроме того, войны и силовую борьбу нормой человеческой жизни. В таких сообществах армия и другие силовые структуры считаются наиболее важными атрибутами государства и являются весьма популярными среди населения.
В действительности ни одна из рассмотренных выше теорий агрессии полностью и исчерпывающим образом ее не объясняет, так как во всех случаях, на которые опираются эти теории, из общего правила можно найти немалое количество исключений. Например, справедливость биогенетической теории оспаривается указанием на то, что у всех людей по причине одинакового устройства их организма имеются биогенетические предпосылки к агрессивному поведению, но далеко не все люди ведут себя агрессивно. Недостаток фрустрационной теории заключается в наличии немалого количества фактов, когда фрустрация не порождает агрессию. Правильность социальных теорий агрессии подвергается сомнению ссылками на то, что есть люди, которые не ведут себя агрессивно в тех социальных ситуациях, которые согласно данным теориям должны порождать агрессию. Вместе с тем нельзя не признать, что в каждой из рассмотренных выше частных теорий агрессии содержится зерно истины.