Что писать во введении
Введение - это важнейшая часть работы. Зачастую преподаватели знакомятся только с введением, заключением и списком литературы работы, а также оформлением, не читая подробно сам текст работы. В связи с этим введение выступает "лицом работы", и к его написанию следует подойти особенно серьезно.
Часто преподаватели указывают на те пункты, которые должны быть раскрыты во введении. Если же конкретных указаний по поводу его написания нет, то помогут следующие советы
Введение может быть как кратким, так и полным по содержанию вне зависимости от его объема. Примерные размеры введения указаны в табл. 1 (§ 1.1 "Что такое реферат, курсовая и дипломная работы").
Краткое введение состоит, как правило, из обозначения актуальности темы и указания цели и задач работы. Краткое введение используется для написания рефератов.
Написание полного введения - более сложная и трудоемкая работа, в рамках него выделяются следующие структурные элементы:
o Актуальность темы исследования.
o Степень научной разработанности проблемы.
o Объект исследования.
o Предмет исследования.
o Цель работы.
o Задачи работы.
o Методологические подходы к исследованию.
o Методы исследования.
o Эмпирическая база исследования.
o Новизна исследования.
o Положения, выносимые на защиту.
o Научно-практическая значимость работы.
o Апробация работы.
o Структура работы.
Такая структура введения характерна для диссертаций или дипломных работ.
В курсовых работах рекомендуем применять следующую структуру введения:
o Актуальность темы.
o Объект исследования.
o Предмет исследования.
o Цель работы.
o Задачи работы.
o Научно-практическая значимость работы.
В зависимости от требований для некоторых курсовых работ можно ограничиться только определением актуальности, целей и задач работы.
Актуальность темы исследования представляет собой обоснование того, почему данный вопрос следует изучать и для чего это нужно. Например. Актуальность вопросов исследования занятости в России определяется тем, что в современных условиях именно она во многом формирует качество жизни людей, решает целый ряд социально-экономических проблем, способствует росту благосостояния. В актуальности темы необходимо подчеркнуть проблему исследования - это такой вопрос, ответ на который недостаточно раскрыт в существующем научном знании или не содержится вовсе, или имеется какая-либо противоречивая ситуация действительности. Например. Проблемой исследования выступает недостаточная разработанность в научной литературе механизмов обеспечения полной занятности в регионе. Объем текста об актуальности темы должен занимать от 2-3 абзацев до 2 страниц.
Степень научной разработанности проблемы проставляет собой раздел введения, в рамках которого указываются фамилии основных ученых, которые исследовали тему работы с кратким перечислением основных направлений их научного интереса. Фамилии авторов в рамках одного предложения лучше располагать в алфавитном порядке, инициалы располагать перед фамилией. Например. "Тема истории французских модных домов получила широкое распространение в научной литературе. Для написания дипломной работы использовались произведения таких авторов, как А. Васильев, Я. Грицак, Д.Ю. Ермилова, СИ. Иконникова, И.М. Каминская, Т. Кингсвелл, Е.В. Киреева, Л.В. Орлова, Ж. Саме, Э. Такер и др.".
Структурное построение раздела "Степень научной разработанности проблемы" в студенческой работе может быть осуществлено двумя способами.
Первый способ - расположение фамилий исследователей в хронологическом порядке.
Например. "До 1917 года исследованием феномена абсентеизма в практике выборов в России занимались такие исследователи, как И.Д. Беляев, ММ. Богословский, В.О. Ключевский, П. Кудряшов, Г. Шмелев и др. В советское время проблема абсентеизма на примере СССР практически не изучалась. Основная масса работ была посвящена критике абсентеизма в западных государствах, причины неявки избирателей к урнам объяснялись негативным влиянием капиталистической общественной формации. Первые работы, где проблема абсентеизма была обозначена как важная проблема политической теории и практики, появились в России в начале 80-х годов прошлого столетия. Тогда в свет вышли труды Е.Г. Андрющенко, Ф.М. Бурлацкого, A.B. Дмитриева, И.М. Кейзерова, B.C. Комаровского, Я. Иванова, Ю.П. Ожегова, О. В. Рукавишникова и др.
Второй способ - характеристика какого-либо вопроса в рамках исследуемой темы с указанием фамилий основных исследователей.
"Осмысление западных теорий применительно к условиям российской действительности показано в работах Е.Б. Лабковской, A.B. Новокрещенова, Н.А. Сысоевой, А.З. Фархутдиновой. Отдельно следует выделить исследователей, затрагивающих исторические традиции абсентеизма в нашей стране. Речь идет о работах В.Б. Безгина, A.B. Белоновского, В.Н. Белоновского, М.В. Желтова, И.В. Динникес, БМ. Миронова и др..
В ряде случаев преподаватели требуют приводить в данном разделе краткую аннотацию основных трудов, которые использовались в работе. Например: "Автор работы "История костюма: от античности до современности" Р.В. Захаржевская - крупнейший специалист по истории костюма - анализирует в книге различные стили и направления в развитии этой области искусства. В книге ММ. Мерцаловой "Костюм разных времен и народов" изучается развитие форм костюма в контексте исторических событий. В работе Ж. Саме "Высокая мода" собраны факты, наблюдения, события из жизни и творчества представителей модных домов. Книга характеризует модные коллекции Пьера Кардена, Ива Сен-Лорана, Джона Гальяно".
При любом способе построения раздела "Степень научной разработанности проблемы" при его завершении необходимо привести общий вывод по анализу литературы. Например: "Анализ литературы показал недостаточную степень изученности проблемы, что составляет один из наиболее значимых аргументов для подготовки настоящего исследования".
Объектом исследования выступает та сфера познания, на которую обратил внимание исследователь.
Предмет исследования - часть объекта исследования, которая непосредственно интересует исследователя. Например: " Объектом исследования в дипломной работе выступают выборы как составная часть политической системы. Предметом исследования является процесс становления выборов в России как института".
Важно отметить, что понимание объекта и предмета крайне различается среди преподавателей. Для кого-то предмет шире объекта, для кого-то наоборот. Для кого-то будет достаточным выделить только предмет исследования. Для кого-то предметом исследования выступает, к примеру, конкретное предприятие или группа людей, на основании которых пишется работа. Все точки зрения имеют право на существование, в этом вопросе лучше посоветоваться с куратором написания студенческой работы.
Цель работы представляет собой конечный результат, который мы хотим достичь в результате написания работы. Для простых работ цель допускается обозначить словами "анализ", "исследование", "изучение". Например, целью дипломной работы является исследование возникновения, трансформации и развития института выборов в современной России.
Цель следует из предмета исследования. Она формулируется после определения объекта и предмета исследования, поскольку цель деятельности можно ставить лишь на конкретном объекте, предмете.
Для работ, которые подразумевают практическое исследование или осмысление темы, цель работы может звучать следующим образом:
- разработка рекомендаций для совершенствования-
- формирование стратегии развития-
- выявление наиболее благоприятного сценария развития-
- выработка предложений по развитию...
Достижение той или иной цели не может быть одномоментным процессом. Как правило, достижение цели основывается на нескольких последовательных этапах - задачах, маленьких подцелях исследования.
В тексте работы после цели можно написать следующую фразу: для реализации указанной цели в работе были поставлены следующие задачи. Далее под нумерацией или через маркированный список указываются задачи работы.
Например, задачи работы:
-охарактеризовать историю возникновения экологического туризма в мире и в России;
- определить виды и разнообразие экологического туризма;
Правило: задачи в работе должны соответствовать тем параграфам, на которые был разделен текст работы. Название задачи должно содержать категорию действия. Например: охарактеризовать особенности развития...
- проанализировать экологические ресурсы РФ и требования к ним;
- охарактеризовать природные ресурсы Северо-Западного региона, способствующие развитию экологического туризма;
- оценить предложения экологических туров в Северо-Западном регионе;
- выявить проблемы и перспективы развития экологических туров в Северо-Западном регионе;
- осуществить анализ опыта организации экологических туров в районе Ладожского озера;
- дать общую характеристику и идею тура "Тайны Вепсского леса";
- разработать организационный и ресурсный план тура "Тайны Вепсского леса".