Что есть политическая философия?
Политическая философия выступает одновременно и как теория познания мира политического, т.е. как политическая эпистемология, и как учение о политическом бытии, т.е. как политическая онтология. В первом качестве это особая дисциплина (или поддисциплина), призванная изучать духовные и мировоззренческие аспекты мира политического. Она включает политическую онтологию, аксиологию, эпистемологию и методологию. Во втором же качестве это та сфера духовной деятельности людей, где формируются мировоззренческие, нормативные и ценностные основы мира политического, сама идея мира политического, идеи государства и власти.
Можно сказать, что политическая философия, затрагивая одновременно сферы как философии, так и мира политического, располагается в области пересечения философии и политической науки. С одной стороны, политическая философия является частью общей философии в собственном смысле слова. Более того, как уже отмечалось выше, в качестве самостоятельного феномена на определенном этапе исторического развития она вышла из лона общей философии. С другой стороны, она теснейшим образом связана с политической наукой и в отдельных своих аспектах входит в последнюю в качестве самостоятельного подраздела.
Поэтому, очевидно, что ее судьбы теснейшим образом связаны с судьбами как философии, так и политической науки. К тому же она не может не иметь определенных точек соприкосновения с социологией и особенно с политической социологией. Поэтому, говоря, что политическая философия занимает некую точку пересечения между политической наукой и философией, имеется в виду вся сложность и многоаспектность мира политического.
Знания о мире политического интегральной частью включают в себя интерпретации, трактовки, субъективные оценки. А эти последние, в свою очередь, по самой своей природе предполагают их принятие или неприятие, выбор или отклонение, одобрение или осуждение. Поэтому все они не могут быть нейтральны. Их невозможно правильно понять, если они не рассматриваются в терминах добра и зла, справедливости и несправедливости, сущего и должного.
Показательно, что в античной философии в качестве одной из центральных выступала проблема добродетели, рассматриваемой, прежде всего, как идеал, т.е. должное. По большому счету наличные политические реальности соизмерялись с идеалом. Поэтому неудивительно, что в рамках политической мысли и, несомненно, политической философии разрабатывались разного рода политические утопии, предлагающие альтернативные существующим, более совершенные, на взгляд их авторов, формы государственно- политического устройства. Более того, один из величайших философов всех времен и народов Платон создал модель утопического государства, а его труд "Государство", в котором изложена эта модель, рассматривается как политикофилософское произведение.
Политическая философия не может не касаться вопроса о критериях и качествах, дающих отдельному человеку, группе, классу право управлять другими людьми, партией, государством. Поднимая этот вопрос, политический философ не может нс коснуться основополагающих морально- этических норм и правил человеческого общежития, составляющих сердцевину системы легитимации большинства существующих форм правления.
Политическая философия, включающая комплекс теорий, концепций, идей, имеет одной из своих целей легитимацию или делегитимацию определенного политического порядка. Она призвана выявить истинность или ложность общепризнанных политических норм и ценностей. Поэтому она всегда ставит под сомнение господствующие концепции политического порядка. При этом она призвана определить некую магистральную линию политического развития.
С данной точки зрения, пожалуй, прав был Э. Берк, который утверждал: дело теоретика – философа – указать истинные цели государства; дело же политика-практика – это найти соответствующие средства для достижения этих целей и успешно пользоваться этими средствами.
Все изложенное говорит о том, что мир политического и политическая философия, как неотъемлемая часть его, пронизаны морально-этическим началом. Из этого вытекает, что политическая философия не может не затрагивать аксиологический аспект мира политического. Более того, можно говорить о политической аксиологии как самостоятельном подразделе политической философии, о чем речь пойдет в соответствующем разделе данного учебника.
Смысл жизни коренится не только в рациональных, научных, поддающихся исчислению и строго научному анализу феноменах, но и в иррациональном, традиционном, волевом, эмоциональном, характерологическом, которые не всегда и не обязательно поддаются такому анализу. Человек немыслим без мифа, сами табу и табуизация, сыгравшие столь большую роль в восхождении человека из стадного состояния, теснейшим образом связаны с мифическим началом.
Даже можно сказать, что в определенном смысле сама история человечества пронизана мифологическим началом, поскольку не только жизнь простых людей, но и жизнеописания великих людей, а также феноменов, творивших эту историю, в большинстве случаев окутаны как бы непроницаемой оболочкой мифического. Мы имеем в виду не только божественных и полубожественных, легендарных и полулегендарных героев и персонажей вроде Зороастра, Конфуция, Будды, Иисуса Христоса, Мухаммеда и других и созданных ими религиозных систем. Речь идет также о, казалось бы, самых что ни на есть реальных персонах в лице древнеегипетских фараонов, Дариев, Александра Македонского, римских императоров, халифов, средневековых королей и др., которые якобы получали свою власть прямо от Бога.
Во всех этих и во многих других качествах миф является интегральной, неотделимой частью человеческой истории, и человек не имеет будущего без мифа, без мифологии, без веры.
В целом можно сказать, что политическая философия занимается поисками ответов на следующие и подобные им кардинальные вопросы: в силу каких причин возможна политическая самоорганизация общества? Каковы факторы, определяющие политическую самоорганизацию общества? Как создаются, сохраняются, изменяются и распадаются различные политические системы? Что есть raison d'etre (смысл существования) государства? В какой мере политическую реальность можно изобразить в соответствующих понятиях и терминах? Насколько ОГЛАВЛЕНИЕ этих последних значимо для субъектов политики? Что именно лежит в основе права: божественный закон, разум, естественное право, право сильного, насилие? Как совместить права и свободы отдельного индивида с его ответственностью перед обществом или с правами коллектива?
Иными словами, можно утверждать, что в центре внимания политической философии стоят вопросы о сущности государства и власти, их предназначении и целей, их отношении к природе человека и общества и др. Она призвана анализировать, например, государство и власть прежде всего как социальные феномены, как институты политической самоорганизации общества, имеющей главной своей целью реализацию всеобщего интереса. В этом плане одним из основных для всех теорий политического является поставленный некогда Платоном вопрос: "кто должен господствовать?" или другими словами: "чья воля может и должна доминировать в обществе?"
На этот вопрос существует множество разных ответов: воля Всевышнего, воля истории, воля государства, воля народа, воля большинства, воля класса, партии, вождя и т.п. Вопрос может быть поставлен и несколько иначе: кому следует править? почему? как? в чьих интересах? В зависимости от ответов на эти и подобные им вопросы формулируются и конструируются основополагающие параметры политической системы.
Однако любой политический феномен, например, власть, взятый сам по себе, невозможно сколько-нибудь четко фиксировать в понятиях, взятых изолированно от других феноменов. Чтобы выявить ее сущность, необходимо определить ОГЛАВЛЕНИЕ понятия "государство", а его в свою очередь нельзя выяснить, не выявив то, какое именно ОГЛАВЛЕНИЕ мы вкладываем в понятие "политическое". Власть, взятая в ее конкретной явленности, в чисто практическом ее воплощении или в сциентистском, эмпирико-фактографическом аспекте, лишается многих своих важных сторон, редуцируется и упрощается.
Поэтому при анализе власти, равно как государства и других ключевых составляющих мира политического, применяется множество подходов, каждый из которых имеет свое понимание момента истины, при этом оставляя как бы за скобками вопрос о природе власти как человеческого, социального феномена вообще. Используя разные методологические подходы и методы исследования, науки о политике политическая философия призвана раскрывать место, роль и функции власти и властных отношений в мире политического, их взаимосвязей с другими сферами человеческой деятельности. Здесь политическая философия занимается проблемами, связанными с соотношением целого и частного, общего и индивидуального, теории и практики, свободы, справедливости и равенства в мире политического.
В свете изложенного очевидно, что наука, претендующая на освещение реальной жизни, где центральное место занимает человек, не вправе игнорировать то, что обозначается понятием "человеческое измерение". Поэтому естественно, что политическая философия тесно связана с такими ключевыми категориями человеческой жизни как добро и зло, сущее и должное, достойное и недостойное, справедливое и несправедливое и т.п.
Из этого следует, что политическая философия не может не затрагивать аксиологического, т.е. ценностного аспекта мира политического. Более того, можно говорить о политической аксиологии как о самостоятельном подразделе политической философии. (Об этом речь пойдет в соответствующем разделе.) Его весьма трудно, если не невозможно, втиснуть в прокрустово ложе каких бы то ни было искусственно сконструированных теорий, моделей, математических формул. Постигать нс поддающееся количественным измерениям и строго научному анализу духовное начало, символический аспект общественной жизни – удел интуиции.
Важной составной частью политической философии является методология, представляющая собой определенный способ видения и организации исследования. Она включает систему аналитических методов и приемов, проверки и оценки, концептуального и идейного арсенала, в совокупности составляющих общий подход к решению стоящих перед данной наукой проблем. Известный германский философ К. Ясперс неслучайно настаивал на том, что всякая подлинная наука представляет собой знание, включающее знание о методах и границах этой науки. Методология включает правила и критерии интерпретации фактов, равно как исследовательские планы, приемы сбора данных. Она тесно связана с теорией, которая, в свою очередь, является частью господствующей в данный период общественно-политической парадигмы.
Вопрос о том, как познать социальную реальность, ведет к вопросу: "что такое социальная реальность?", который, в свою очередь, провоцирует вопрос: "что такое человек?". Другими словами, для адекватного познания социальной действительности необходимо занять антропологическую позицию, утверждающую постулат о культурной природе человека, постулат о том, что человек является существом не только экономическим и политическим, но и социокультурным. В таком качестве рациональные компоненты в его сознании тесно переплетаются с элементами эмоциональноволевыми, мифологическими, традиционными, национально-психологическими.
Без проникновения в сферу целей и идеалов не может быть речи и об адекватном изучении мира политического.
Она имеет дело с пониманием и толкованием человеческих целей, а там, где речь идет о целях, непременно присутствуют ценности. Поэтому уже по самому своему определению изучение политики не может не иметь моральное измерение. Неслучайно еще И. Кант выделял два самостоятельных уровня реальности – феноменальный, соответствующий науке, и ноуменальный – соответствующий этике.
Если первый создается человеческим разумом и рационален по своей природе, то второй трансцендентен по отношению к человеческому разуму, на нем зиждется этическая и духовная жизнь человека. Хотя в реальной жизни такое разграничение носит весьма условный характер, с точки зрения идеально-типологической оно вполне правомерно и даже необходимо.
Вопрос о политической ассоциации – это вопрос о ранжировании человеческих ценностей и наилучших средств их достижения. А это моральный вопрос. Другими словами, политико-философское исследование пронизано морально-этическим началом. В данном контексте исследователь концентрирует внимание, прежде всего, на наиболее актуальных на данный момент политических проблемах, не скрывая своих симпатий и антипатий, исходя из того, что наука не может быть ценностно нейтральной. Факт нельзя отделить от ценности, ценностные соображения должны быть соотнесены со знанием фактов. Задача исследователя состоит в том, чтобы выявить пути достижения наибольшего совпадения между миром сущего и миром должного.
Это говорит о том, что политический философ, равно как и политический ученый в самом широком смысле этого слова, должен нести ответственность за общество, защищая человеческие ценности и не превращаясь в изолированного от общественных проблем бесстрастного техника. Он должен поставить знания на службу интересов переустройства общества. Изучение политики уже само по себе представляет собой политический акт и человек, занимающийся ею, должен способствовать исправлению всех форм несправедливости.