Четыре теории прессы
Почти невозможно писать что бы то ни было, не напоминая хотя бы намеком об истинах, которые смертельно оскорбляют правительство.
Стендаль. Прогулки по Риму
Модели взаимоотношений власти и прессы стали основой четырех теорий прессы, обобщенных американскими авторами[1]. Исторический опыт взаимоотношений прессы и власти авторами приведен к "общему знаменателю": выделяя философско-социологические теоретические основания каждой из моделей, они вычленяют в них главную цель, социальных субъектов, имеющих право использовать СМИ, рычаги контроля за прессой, социальные зоны, которые власть запрещает критиковать, виды собственности, отличительные характеристики.
Авторитарная теория
Теория получила развитие в Англии в XVI и XVII вв., где и была широко распространена. В основании лежит философия абсолютной власти монарха или его правительства. Главная цель – поддерживать и проводить политику действующего правительства и обслуживать государство. Право использовать СМИ имеет всякий, кто получает королевский патент или аналогичное разрешение. В качестве рычагов контроля за прессой выступают правительственные патенты, гильдии, лицензирование, иногда цензура. При этом власть запрещает критиковать политическую машину и чиновников, ее обслуживающих. Собственность на институты прессы, как правило, частная или общественная. Отличительная характеристика – пресса является инструментом проведения политики правительства, существует государственная монополия на владение и управление СМИ. Государственные органы контролируют всю систему СМИ.
Либертарианская теория
Была принята Англией и в США в конце XVII в. и до сих пор распространена весьма широко. В качестве философско-социологического теоретического основания могут быть названы работы Д. Мильтона, Д. Локка, Д. С. Милля и общая философия рационализма и естественных прав. Главная цель, по мнению авторов, информировать, развлекать и продавать, размещая рекламу, но в основном – помогать находить истину и контролировать правительство. Право владеть прессой имеет всякий, у кого есть на это средства. Рычагами контроля за прессой являются социальная дискуссия на "свободном рынке идей" и защита точек зрения в судах. Запрещаются клевета, непристойность, неприличное повеление, антиправительственная пропаганда в военное время. Собственность в основном частная. Отличительная характеристика – пресса является инструментом контроля за правительством и удовлетворяет информационные нужды общества.
Теория социальной ответственности
Как утверждают авторы, такая теория соответствует практике функционирования прессы в США в XX в. Философско-социологические основания восходят к практике Комиссии по свободе прессы конца XVIII в., а также к этическим кодексам СМИ, принятым тогда же. В теории и практике декларируется главная цель – информировать, развлекать и продавать, размещая рекламу, но в основном переводить конфликт на уровень обсуждения. Право использовать СМИ имеет всякий, у кого есть что сказать. Рычаги контроля за прессой – общественное мнение, действия потребителя, профессиональная этика. Запрещено серьезное вмешательство в сферу прав личности и жизненно важных общественных интересов. Преимущественно частная собственность или государственная, когда правительство обеспечивает общественные интересы. Отличительной характеристикой является то, что СМИ должны стать социально ответственными, в противном случае их заставят быть таковыми.
Советская тоталитарная теория
Эта теория получила развитие в Советском Союзе, хотя некоторые элементы ее практиковались во многих тоталитарных странах. Философско-социологические теоретические основания используются в марксистско-ленинско-сталинском учении наряду с некоторыми положениями философии Г. В. Ф. Гегеля и русской философией XIX в. Главная цель – способствовать успеху и поддержанию советской социалистической системы, в частности диктатуры правящей партии. В качестве социальных субъектов, имеющих право использовать СМИ, выступают преданные и проверенные члены партии. Контроль за прессой состоит в надзоре за ней. Запрещена критика задач партии, но это не распространяется на практику партии; СМИ принадлежат государству, жестко им контролируются и являются его орудием.
Практически все исследователи соглашаются с модификацией типологии вышеуказанных авторов, когда все многообразие национальных моделей (и в исторической ретроспективе, и в сегодняшней действительности) сводится к таким возможностям: авторитарная, либертарианская, тоталитарная модель, модель социальной ответственности и модель социального развития (developmental). Типология прессы строится на характеристиках, которые являются существенными для практики функционирования прессы в разных странах: характеристики собственности; контроля за СМК; особенностей аудитории; прав информационных органов и их возможностей (media rights and uses). Действительно, они взаимоисключающи и весьма существенно различают предложенные типы, хотя, как всегда, дьявол кроется в деталях.
Движение социальных сообществ в новейшее время все чаще демонстрирует уничтожение монополии власти, в том числе одной из ее существенных составляющих – монополии на информацию. В этом прежде всего состоит переход к развитой демократии: трансформация направлена на "предоставление доступа мнениям, ранее не звучавшим на общественном рынке идей. Вопрос в том, каким образом и для кого открыт этот рынок, какими источниками власти и денег и в каких целях поддерживаются новые или дополнительные поставщики на рынке идей"[2].