Врачебная этика
Одним из древнейших видов профессиональной этики является врачебная этика. Во все времена общество интересовал этический аспект деятельности и поведения врача. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас вавилонские, египетские, индийские, китайские древние рукописи. Сформулированные в V—IV вв. до н.э. Гиппократом в форме Клятвы заповеди медицинской этики почти без изменений действуют и поныне. Неслучайно участники Первого Международного конгресса по медицинской этике и деонтологии (1969) подтвердили актуальность всех положений Клятвы, дополнив ее лишь одним пунктом: "Клянусь обучаться всю жизнь", что вполне оправданно в условиях бурно развивающихся наук, "прорывных" научных открытий. Современный врач обязан знать все новое, что происходит в медицинской практике, и стремиться к наиболее полному овладению этими знаниями. Его профессиональная готовность предполагает обладание широким спектром необходимых качеств, среди которых нравственные качества тесно смыкаются с интеллектуальными, психологическими и физическими.
Сегодня в профессиональной медицинской среде и в обществе активно дискутируются нравственные аспекты эвтаназии, трансплантации жизненно важных органов, генетического контроля и изменения пола, искусственного оплодотворения и имплантации и пр. Великобритания стала первой страной, где в соответствии с принятым в 2001 г. Законом о репродуктивном клонировании человека (Human Reproductive Cloning Act) было разрешено терапевтическое клонирование человека. Однако Европейский парламент рекомендовал Великобритании воздержаться от своих планов в этом вопросе. В Нидерландах в 2002 г. была разрешена эвтаназия. В 2014 г. парламент Бельгии принял решение о разрешении применять эвтаназию к безнадежно больным детям, не достигшим 18-летнего возраста.
Правила медицинских исследований запрещают проведение на людях экспериментов, безопасность и эффективность которых не проверена опытами на животных. "Перспектива клонирования человека ставит нас и наше общественное сознание перед большой этической, культурной и политической проблемой... Поэтому мысль о запрещении клонирования человека оправдана на всех уровнях: медицинском, юридическом, моральном. Это запрещение, впервые рекомендованное во Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека, которая была принята ЮНЕСКО в 1997 г. и затем одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1998 г., должно стать окончательным", — заявил Генеральный директор Международного комитета по биоэтике (IBC) ЮНЕСКО[1].
Ведущими принципами современной медицинской этики, обусловленными тем, что взаимное доверие пациента и врача является непременным условием успешности лечения, становятся принципы врачебного долга и врачебной ответственности. Именно поэтому все действия врача, повлекшие неблагоприятные последствия для жизни и здоровья пациента, судебной медициной делятся на три группы: несчастный случай, связанный с непредвиденными обстоятельствами и не влекущий ни уголовной, ни этической ответственности; врачебная ошибка, связанная с неправильными действиями врача, безответственностью, халатностью; уголовно наказуемое профессиональное преступление.
Требования медицинской этики ставят целью предупредить и нейтрализовать возможность злоупотребления властью, которой обладает врач над пациентом, требуют от него руководствоваться соображениями сохранения телесного и душевного здоровья пациентов, брать на себя ответственность за разумный риск в освоении новых, более эффективных методов лечения болезней. Идея самопожертвования ради спасения других людей всегда составляла основу медицинской этики, проявляясь в конкретных действиях. Луи Пастер, разработав в 1881 г. метод профилактической вакцинации против сибирской язвы, исследовал на себе действие вакцины и создал прививку от этой болезни. В 1997 г. 50 ученых США в целях исследования новых средств лечения "чумы XX в." ввели себе вакцину СПИДа.