Четвертая многолетняя финансовая программа ЕС на 2007-2013 гг.
С 1988 г. в ЕС разрабатываются два бюджетных плана — годовой план и среднесрочный план в виде многолетних финансовых программ, первая из которых была рассчитана на 1988—1992 гг., затем на 1993—1999 гг.; "Повестка дня 2000" на 2000—2006 гг., Четвертая семилетняя финансовая программа — на 2007—2013 гг.
Бюджет ЕС формируется из следующих источников:
• таможенные пошлины и налоги на импортируемую продукцию из третьих стран;
• отчисления стран — членов от НДС;
• отчисления стран — членов в размере 1,24% ВНП;
• прочие поступления, в том числе от защитных и компенсационных пошлин, санкций, процентов, налогов с заработной платы чиновников ЕС.
Расходная часть бюджета поделена между целевыми фондами и программами. Основная часть бюджетных средств распределяется через пять структурных фондов. Европейский сельскохозяйственный фонд гарантий и Европейский фонд развития села, которые заменили в 2005 г. ФЕОГА (1964); с 1994 г. действует Фонд содействия рыболовству. Посредством Европейского социального фонда (1960) и Европейского фонда регионального развития (1975) оказывается помощь отстающим районам и нуждающимся социальным группам населения.
Фонд сплочения (1993) финансирует проекты в области защиты окружающей среды и развития транспортных сетей в государствах-членах, где подушевой ВВП не достигает 90% от среднего по ЕС. Средства Фонда солидарности (2003) предназначаются для оказания быстрой помощи пострадавшим от природных и техногенных катастроф. Ресурсы Европейского фонда выравнивания в условиях глобализации формируются из остатков и предназначены гражданам ЕС в форме прибавки к зарплате или пособия на период переквалификации или поиска работы.
Бюджетные ассигнования на 2007 г. составили 119,2, на 2013 г. — 127 млрд евро (в ценах 2004 г.), что соответственно равнялось 1,1 и 1,0% ВНП ЕС, взносы стран — членов ЕС — 1,24% ВПП. За 2007—2013 гг. ассигнования на статью "Устойчивое развитие" повысились с 51,2 до 58,3 млрд евро; при этом расходы на конкурентоспособность, включая научно-техническую, транспортную и общеобразовательную политику, увеличились с 8,4 до 12,9 млрд евро и составили 7 и 10,1% в общих бюджетных расходах соответственно; на региональную политику — с 42,9 до 45,3 млрд евро (36 и 35,7%).
Бюджетные ассигнования на статью "Сохранение и управление природными ресурсами" снизились с 53,5 до 51,2 млрд евро, их доля сократилась с 44,9 до 40,3%; на статью "ЕС как мировой партнер", включая помощь странам-кандидатам, отчисления на политику соседства, гуманитарную помощь, акции по поддержанию мира и безопасности, — с 6,5 до 8 млрд евро (5,2 и 6,3%).
Внебюджетное финансирование ЕС осуществляется через Европейский инвестиционный банк и Европейский инвестиционный фонд (ЕИФ). Членами ЕИБ являются страны — члены ЕС; банк действует на некоммерческой основе, предоставляет займы и дает гарантии под проекты, которые представляют общий интерес для Евросоюза. Банк финансирует проекты социально-экономического развития отстающих районов ЕС; оказывает техническую помощь проектам, финансируемым структурными фондами и Фондом сплочения; поддерживает проекты социально-экономического развития в странах Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов (АКТ) и других странах и регионах.
Европейский инвестиционный фонд содействует экономическому росту и занятости в ЕС, он предоставляет гарантии по кредитам малым и средним предприятиям ЕС и странам-кандидатам на инновационные проекты. Акционерами ЕИФ являются Европейский инвестиционный банк, который имеет 2/3 в уставном капитале, Европейская комиссия (1/4) и другие европейские финансовые институты.
Финансирование Общей аграрной политики ЕС. В 2005 г. ФЕОГА был разделен на два специализированных фонда. Европейский фонд сельскохозяйственных гарантий финансирует производство, сбыт сельскохозяйственной продукции, доходы фермеров (88% бюджета ОАП); Европейский аграрный фонд развития села занимается модернизацией сельского хозяйства, соблюдением социальных и природоохранных норм, комплексным развитием села, качеством и безопасностью продуктов питания (12% бюджета ОАП).
Ассигнования ЕС на проведение ОАП занимают первое место в бюджетном финансировании Евросоюза, что позволяет проводить дальнейшие преобразования в области сельского хозяйства. В 2005 г. началась реализация аграрной реформы Фишера, которая позволила сократить запасы, а но некоторым товарам их полностью ликвидировать за счет продаж. Главным нововведением стал единый аграрный платеж — фиксированная денежная сумма, которая дается каждому фермеру при условии соблюдения им агроэкологических и социальных требований. Остальная подавляющая часть дохода фермы зависит от эффективности, выбранной стратегии развития и рыночной ориентации.
Единый платеж способствует производству востребованной рынком продукции. Размер единого платежа, который получает ферма, напрямую зависит от того, как на ней соблюдаются нормы охраны труда, стандарты землепользования, охраны окружающей среды, условия содержания животных, безопасности и качества продукции.
"Повестка дня 2000" на 2000—2006 гг. установила потолок расходов на ОАП в размере 40,5 млрд евро до 2006 г. Цены вмешательства на ряд товаров были снижены на 15—20%, они распространялись и на новых членов ЕС, но нормы прямых выплат для них были ниже, чем для ЕС-15. Реализация "Повестки дня 2000" не сияла основные проблемы, в частности, размер субсидий фермерам по-прежнему определялся номенклатурой и размерами производства, а не показателями эффективности.
На 2007—2013 гг. ассигнования на ОАП снизились на 4,5%, и их доля в бюджетных расходах сократилась с 44,9 до 40,3%. Большая часть ассигнований направляется на регулирование сельскохозяйственных рынков.
что составило в 2007 г. 43,1 млрд евро (36,1%), в 2013 г. — 40,6 млрд евро (32%); остальные средства передаются Европейскому сельскохозяйственному фонду гарантий, Европейскому фонду развития села и Фонду содействия рыболовству.
Региональная политика занимает второе место в бюджетном финансировании ЕС. Она осуществляется через Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975), Европейский социальный фонд (ЕСФ, 1960) и Фонд сплочения (1994), на финансирование которых в 2007 г. было выделено 42,9, в 2013 г. — 45,3 млрд евро, что составило 36 и 35,7% в общих бюджетах на соответствующие годы.
Региональная политика направлена на выравнивание диспропорций в социально-экономическом развитии стран-членов и приобрела особую значимость в условиях присоединения к Евросоюзу стран ЦВЕ. Наивысший показатель по уровню развития производительных сил в 2007 г. среди стран ЦВЕ имела Чехия — 20 200 долл. ВВП/на душу населения, что составило 81,4% к ЕС-27 (24 800 долл.), самый низкий показатель имела Болгария — 9500 долл. ВВП, что равнялось 38,3% к ЕС-27.
Большой разрыв сохранялся и между странами — членами ЕС-15, где лидерами были Люксембург — 68 500 долл. ВВП/на душу населения, Ирландия — 36 300 долл., Нидерланды — 32 500 долл.; самые низкие показатели имели Португалия (18 500), Греция (24 300) и Италия 25 200 долл. ВВП/на душу населения.
Для проведения региональной политики ЕС располагает безвозмездными субсидиями структурных фондов (ЕФРР, ЕСФ, Фонд сплочения) и внебюджетными средствами Европейского инвестиционного банка. Региональная политика пересматривается каждые семь лет одновременно с многосторонней финансовой программой, очередная реформа которой состоялась в 2013 г. В реформе 2006 г. деятельность структурных фондов имела три направления: конвергенция, конкурентоспособность, развитие человеческого капитала.
Конвергенция — означает содействие развитию районов, имеющих ВВП надушу населения ниже 75% к ЕС; в таких районах проживает пятая часть населения ЕС-15 и 90% новых стран—членов ЦВЕ. В рамках этого направления осуществляются проекты в сфере транспорта и связи, НИОКР, туризма, здравоохранения, образования, малого и среднего бизнеса. Конкурентоспособность — означает помощь промышленным и сельскохозяйственным территориям с чрезмерной безработицей, особенно среди молодежи, со структурными трудностями и признаками упадка.
Развитие человеческого капитала направлено па преодоление долгосрочной безработицы и неравенства на рынке труда; на оказание поддержки образовательным учреждениям, центрам профессиональной переподготовки и государственной службы занятости. Направление не имеет территориальной привязки и финансируется целиком из Европейского социального фонда, который участвует в программах по всем трем направлениям и распоряжается 1/3 средств всех структурных фондов.
Вклад фондов в тот или иной проект по принципу дополнительного участия в рамках направления "конвергенция" не может превышать 75% всех
затрат, в рамках остальных двух направлений — 50%. Большинство проектов разрабатываются странами-членами; совместные проекты ЕС финансируются через специальную программу.
В отличие от структурных фондов Фонд сплочения оказывает содействие отстающим государствам, а не районам, которые имеют ВВП на душу населения ниже 90% среднего по ЕС. Помощь Фонда сплочения обусловленная; это значит, что заинтересованные страны принимают на себя обязательства по выполнению и соблюдению маастрихтских критериев конвергенции.
Фонд финансирует только проекты, связанные с защитой окружающей среды и строительством трансевропейских коммуникационных сетей, он предоставляет до 85% бюджета проекта. Ассигнования на политику социально-экономического сплочения в 2007—2013 гг. планировались в размере 308 млрд евро, из которых расходы по линии Фонда сплочения составили 61,6 млрд евро. Ежегодные расходы на политику сплочения составляют более трети бюджета ЕС. Главные получатели помощи в рамках политики сплочения в 2007—2013 гг. были Польша (59,7 млрд евро), Испания (31,5), Италия (25,6), Чехия (23,7), Германия (23,5), Венгрия (22,4), Португалия (19,1), Греция (18,2), Румыния (17,3), Франция (12,7 млрд евро).