Человек: взгляд "из педагогики" и взгляд "из профессии"
Каждый человек – носитель общего и индивидуального. Среди великого множества различных функций, которые предназначены человеку и пронизывают собой все стороны его физического и духовного существования, – обеспечение социального воспроизводства поколений, их преемственности. Поэтому среди взаимосвязанных, составляющих систему факторов социального воспроизводства одним из самых главных выступает целенаправленная подготовка людей как субъектов преемственности: выработка готовности и способности быть таковыми. Причем не только на важнейших этапах детства, юношества, взрослеющих при поддержке взрослых, но и на этапе развития у последних уже самой социальной зрелости – политической, гражданской, профессиональной, юридической и прочей, дающей право на ответственное проявление озабоченности судьбами младших поколений, их поддержку. Такая подготовка – главное предназначение педагогической теории и практики. В сущности, именно в этом заключается взгляд педагогики на человека, как и его ожидания от нее.
Преемственность – явление, предполагающее движение и продвижение будто во взаимно противоположных направлениях: от прошлого к настоящему, а затем – к будущему, и из будущего в настоящее, учитывая уроки прошлого. К обеим тенденциям непосредственно относится педагогика, во-первых, потому что ее субъектами и объектами являются люди, во-вторых, потому что она готовит их к обеим ролям. Сначала это происходит стихийно, потом более целенаправленно, и так будет происходить всегда, пока живет человечество. С педагогической точки зрения самое существенное во взаимосвязи этой взятой в названии данного параграфа в кавычки пары – соотнесенность друг с другом: что дают человек профессии и профессия человеку; как проявляются человеческое в профессиональном и профессиональное в человеческом. Их взаимосвязь динамична; ее вектор, ОГЛАВЛЕНИЕ, технологии определены изменениями историко-культурных, социально-экономических условий. Но при этом невозможны, а потому и нереальны жесткие, безусловные, формально фиксированные границы между прошлым, настоящим и будущим, ибо с любым поколением неизбежно сосуществуют предыдущие и последующие, привносящие в жизнь новые для старшего поколения идеи и ценности, а также внешние признаки (мода, сленг и т.д.).
Меняются поколения; "авангард" под влиянием достижений науки и техники, появлением инновационных технологий, не желая "жить по-старому", хочет быть иным, порой самоутверждаясь отрицанием прошлого и плохо представляя будущее, но стремясь к нему. Часто такие "нарушители" преемственности оказываются ведущими в доброе будущее. И рядом с ними те, кто над будущим не задумывается, кто не верит, что грядущее может быть и будет лучше. При этом, как бы ни были устойчивы проверенные веками положения народной педагогики, сколь бы ни показали свою объективность многие постулаты педагогики научной и основанные на них технологии педагогической практики, они не могут превращаться в нечто консервативное, а неизбежно оказываются перед необходимостью изменений, вызванных временем, новыми поколениями, условиями их жизнедеятельности. Представитель этого поколения не может быть хуже или лучше своих предшественников. Он – иной, но каким бы ни был, воспитан старшими. И за это, и за проявления разлада между поколениями, за отсутствие взаимопонимания в значительной мере ответственна педагогика (не путать с профессиональными педагогами – от воспитателя детского сада до преподавателя вуза) не столько как наука и практика обучения и воспитания, сколько в качестве одного из реальных проявлений общественного сознания, одного из обязательных элементов любой сферы общественного производства, общественных отношений, духа культуры, в целом социального бытия человека.
При разнообразии возрастов, менталитетов, ориентаций сосуществующих поколений их преемственность обеспечивается важными для развития общества и каждого человека постоянными факторами жизнедеятельности. Один из таких интегративных по сути факторов – участие людей в общественно-полезном труде, связанном, как правило, с деятельностью в той или иной профессии.
Меняются условия развития, ценности и ожидания поколений, однако в основе педагогической функции общества, его институтов (и в их числе, разумеется, системы общего и профессионального образования) в отношении к человеку остается принципиальная гуманистическая ориентация на его активность в самореализации. Едва ли не в первую очередь это связано с его подготовкой к профессиональной самореализации, с выработкой готовности к профессиональному самосовершенствованию в течение всей трудовой жизни. Педагогика адресована каждому человеку, ибо каждый – осознанно или нет – испытывает в ней потребность, в то же время выступая ее "агентом" по отношению к другим и к себе.
Таков взгляд на человека "из педагогики", им призвано руководствоваться все общественное устройство – при любой сложности, противоречивости возникающих социальных условий и процессов, вызываемых сосуществованием поколений, которое, естественно, усложняет и сами педагогические задачи, и их практическое решение. Среди таких задач – педагогическое обеспечение профессионального существования человека, т.е. взаимоотношений человека и выполняемой им работы, и здесь речь идет о взгляде на него "из профессии".
Человек вкладывает душу в профессию, без души она представляет собой безликий перечень должностных инструкций, квалификационных требований к содержанию и технологиям определенной деятельности. Этот перечень необходим именно как совокупность общих требований, но каждый специалист соответствует им индивидуально. Своеобразие придают черты его характера, особенности психических процессов, отношение к делу и т.д. Вместе они обогащают профессию, раскрывая заложенные в ней возможности знаниями и опытом, поиском новых решений профессиональных задач. В свою очередь, и профессия может благотворно влиять па человека. Прежде всего она представляет ему возможность реализовать себя – в труде, познании, общественной жизни, в деятельности, отношениях, общении, связанных с выполнением профессиональных обязанностей. Не менее важно, что при этом происходит (во всяком случае, должна происходить) проверяемая практикой самооценка психологической готовности и содержательно-технологической подготовленности к данной работе, сложившаяся в процессе профессионального образования и (или) предшествующего опыта. Такая самооценка стимулирует (должна стимулировать) самообразование и самосовершенствование специалиста, его карьерные и статусные намерения и ожидания, овладение смежными профессиями и пр.
Человеческое в профессиональном проявляется (должно проявляться) реальным отношением к делу: движением от неизбежного сначала ученичества к мастерству, творчеству, стремлением к общей культуре, сочетающейся с профессиональной удовлетворенностью материальной и духовной сторонами деятельности, эмоциональным откликом на удачи и неудачи. Но и профессия со своей стороны влияет на человека: те же отношения к удачам и неудачам, рабочая атмосфера, профессиональное достоинство и ответственность, профессиональные навыки и привычки и даже лексика, умение жить в заданном ритме, распоряжаться временем – так или иначе все это переносится в семейный быт, домашнюю атмосферу, а главное – на характер психических процессов, мышления, эмоций, отношений, внося ощутимый вклад в "интеллектуально-нравственный фонд" личности специалиста, не говоря о том, что отношение старших к своей профессии, к труду вообще нередко передается детям и продолжается в них.
Всему этому учит не только жизнь, окружающая среда, общественный опыт и т.п. Серьезную роль играют и целенаправленное обучение и воспитание, педагогическая поддержка самообразования и самовоспитания, развитие личности профессионала в целом.