Человек: самоцель и самоценность
Человек – высшая ценность, его благо – высшая цель всякого общества. При всей известной истории множественности ценностей и целей высшая ценность – именно человек, единственный носитель разума и духа, реальный творец цивилизации, материальной и духовной культуры, самого себя. Он способен не только ошибаться, но и исправлять свои ошибки, не только ввергать себя и других в социальные катаклизмы, драмы и трагедии, но и преодолевать противостояние добра и зла. Это в полной мере относится и к человеку вообще (к человечеству и его истории), и к каждому из нас: потрясения испытывают как общество, так и любой из людей, будь то младенец, зрелый человек или старик.
Когда говорят, что человек – высшее творение природы, это звучит несколько высокопарно, особенно если отнесено к конкретному, любому из подавляющего большинства людей. Тем не менее данное утверждение является если не истиной, то в принципе правдивым суждением, которого недостойны лишь человеконенавистники (фашисты, террористы, убийцы и им подобные), какими бы антигуманными по сути теориями, учениями, заповедями, обычаями они ни руководствовались. К счастью, таких, хотя и рожденных людьми, все-таки меньше, а кроме того, и они – творение природы в широком значении этого понятия, включающего в данном случае и общество, созданное людьми.
Человек – носитель единства природного и социального, со всем лучшим, противоречивым и худшим, что присуще человеку: его физической, биологической, психической субстанциям, его духовным потенциалам, наследственному и приобретаемому. Именно этим бесконечным многообразием качеств, признаков, проявлений создается двоякий "эффект": практически не имеющее количественного предела множество индивидуальностей при множестве же общих черт человеческого и человечности, объединяющих всех людей. К числу таких признаков относятся, скажем, разум (способность мышления), чувства (способность восприятия и эмоций), воля (способность сознательного действия, целенаправленной активности), вместе рождающие духовность, потенциалы ее разностороннего проявления. Именно это, в разной мере, но присущее всем людям, создает принципиальную возможность, главную основу развития человечества и каждого человека. В свою очередь, таким образом создаются реальные предпосылки и условия становления человека как личности, индивидуальности, как объекта стихийного и целенаправленного развития и как субъекта саморазвития и самореализации. Среди объединяющих людей проявлений – социально-профессиональные (по статусу и роли), семейные, социокультурные, как раз и требующие психолого-педагогического изучения и обеспечения.
Самые разные потенциалы окружающего мира (природа и цивилизация, социум и культура) только заданы объективно, их еще надо освоить собственной субъектностью активности – деятельностью, образованием, взаимодействием со средой, отношениями как едва ли не универсальным воплощением связи с ней, общением... Названная заданность – будто исходная преференция, побуждающая человека сделать собственную активность способом личного существования в рамках прав и обязанностей, ответственности перед собой и людьми, а для этого необходимо изучать, осваивать, созидать, творить жизнь. Первейшая объективная потребность всякой активности – потребность в образованности, общей и профессиональной, – общества и отдельного человека.
Жизнь многообразна и сложна, и в реальности внутренний мир человека не только сложен, но и противоречив. Встречаются хорошие, добрые, нравственные люди, выросшие в неблагоприятных условиях, а те, которые формировались в благополучной, дружной, культурной семье, могут, однако, стать нарушителями этических норм. Недруг может быть нрав в каких-то своих суждениях, а друг может ошибаться. Есть люди, живущие ненавистью к другим (нацисты, террористы): их черные дела не случайно называют бесчеловечными. Не столь уж редки те, кто поражен различными социальными болезнями, как и те, кто оказался не в ладу с уголовным кодексом. Встречаются сопротивляющиеся негативным явлениям и влияниям, но и – противящиеся влияниям положительным...
Какими бы пи были люди, каждый из них – человек. С ним можно и нужно работать во имя его самого и тех, кто его окружает. Чтобы предупредить или преодолеть зло, человеку нужны силы, желание и умение сопротивляться и самоутверждаться, обретаемые в знаниях, в собственном опыте. Знания и опыт помогают обрести школа, семья, армия, производство, общественные объединения – и педагогика им в помощь. Для педагогики исходна высшая цель – благо человека, понимаемое как участие (наряду с экономикой, политикой, общественным устройством) в достижении каждым из людей личного счастья: полноты самовыражения в социальности, т.е. в культуре, образованности, духовном богатстве, гармонии со средой. Так ценности становятся обоюдно адекватными целями общего, особенного и единичного. "Венец творения" и творец всего – Человек.