Человек психологический и социальный
Явственнее всего концепция человека психологического и социального проступает в обобщающей работе К. Д. Ушинского "Человек как предмет воспитания", где ученый написал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Великий педагог указывает путь – "приобретение педагогами точных сведений по всем тем антропологическим наукам, на которых основываются правила педагогической теории". Их изучение позволит педагогам приобрести всесторонние сведения о человеческой природе, за воспитание которой они берутся. К числу самых важных антропологических знаний К. Д. Ушинский относит знания психологические. "Пересматривая психические факты, добытые в разных теориях, – пишет он, – мы поражаемся едва ли еще не более обширной возможностью иметь громадное влияние на развитие ума, чувства и воли в человеке". "Но, конечно, психология в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога, занимает первое место (курсив мой. – И. П.) между всеми науками".
В первой части своего труда – физиологической – К. Д. Ушинский рассматривает определение организма, описывает силы его развития, раскрывает отличия между организмами единичными и общественными, к числу которых он относит людей. Он заявляет свой решительный отказ от "жизненной силы", которой прежде обозначали все причины развития организмов и предлагает говорить об идее, управляющей жизненным развитием. "Во всяком живом зародыше есть творящая идея, которая развивается и обнаруживается в организации. В продолжение своего существования, живое существо остается под влиянием этой самой творящей жизненной силы, и смерть наступает, когда она не может более реализоваться. Здесь, как повсюду, все исходит от идеи, которая одна только творит и управляет". К. Д. Ушинский не отрицает душу – принадлежность существ одушевленных, он только предлагает отличать ее от силы развития, действующей во всех живых организмах.
Рассматривая существенные свойства растительного организма, К. Д. Ушинский обращает внимание на такие из них, как рост, план, органы, силы развития, материалы для развития, значение питательного процесса и его условия, влияние питательного процесса на перерождение организмов. Мыслитель полагает, что эти знания важны для педагогов, особенно в организации процессов физического воспитания.
Далее в книге анализируется растительный организм в животном. Отличительный признак животного – жизнь и нервная система. Подробно изучается вопрос о необходимости и особенных условиях возобновления тканей живого организма. Проанализированы причины утомления и возобновления сил, условия правильного возобновления организма. Из них выводятся основы физического воспитания человека. Для хорошего обучения важны: 1) перемена деятельности и 2) полноценный сон. "Вот почему воспитание, заботясь о гармоническом развитии человеческого организма, должно управлять и сном".
В главах 6-10 анализируются нервная система и органы чувств:
– орган зрения и его деятельность;
– разделение нервной системы на центры, разветвления и окончания;
– физические основы зрения;
– устройство глаза;
– орган слуха;
– деятельность слухового органа;
– гармония звуков и развитие слуха;
– орган обоняния, его устройство и деятельность;
– орган вкуса и его связь с ощущениями обоняния и осязания;
– орган осязания и его деятельность;
– мускулы, мускульное чувство;
– орган голоса и способность членораздельных звуков;
– нервная система, ее центр и разветвления;
– деятельность нервной системы и ее состав.
К. Д. Ушинский на высоком уровне обобщил результаты научных исследований в этой области и вывел на арену педагогики целостного физиологического человека со всеми его преимуществами и недостатками. "Весьма вероятно предположить, – пишет он, – что органом, посредством которого душа наша испытывает различные состояния нервной системы, является головной мозг, и при том не весь, а только та часть его, которая называется большим мозгом. Но все, что известно о большом мозге, не отличающемся ничем ни по анатомическому своему устройству, ни по химическому составу от других нервных центров, ни малейше не объясняет нам возможности самостоятельного зарождения в нем ощущений и мотивов произвольных движений".
Весьма важна правильная деятельность нервной системы. Нервная усталость, нервное раздражение – постоянные спутники плохо организованного обучения.
Переход от физиологии к психологии К. Д. Ушинский начинает с рассмотрения рефлексов. Рефлекторная деятельность лежит в основании привычек, а выработка правильных привычек – важная цель всякого воспитания. Привычное действие есть действие рефлекторное, как раз настолько, насколько оно привычно. Привычки и навыки, как усвоенные рефлексы, обеспечивают стабильное поведение человека в ежедневных привычных ситуациях. Благодаря им обширное значение привычек в человеческой деятельности часто становится определяющим. В связи с этим правильное воспитание должно быть направлено на формирование полезных привычек. Механизм образования привычек известен и сводится к многократным упражнениям, закрепляющим поведение на нужном уровне.
К. Д. Ушинский приходит к выводу о возможности наследования привычек и их связи с инстинктами и характерами. "Теперь становится ясно само собой, почему наша душа может выбирать с особенной охотой те деятельности, мысли, стремления, чувства, наклонности, телесные движения, мимические черты, для которых находит уже подготовку в нервной системе. Душа беспрерывно ищет деятельности и из двух представляющихся ей деятельностей избирает ту, которая легче для организма, к которой организм более подготовлен наследственно". Добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему.
По мнению К. Д. Ушинского, есть два вида памяти – животная и душевная. Приписывая акт памяти только нервной системе, исследователи допускают ошибку. Должно отдать телу все, что принадлежит телу, а душе все, что принадлежит душе. Духовная память, о которой говорит Фихте, конечно, есть, но есть также и неравная память, о которой говорит физиология.
Отметим ту естественность, с которой К. Д. Ушинский говорит о душе как неотъемлемой силе человека, постоянно связывая с ней все, ч то с ним происходит. Объяснить что-либо без присутствия жизненной силы для него не представляется возможным. Может быть, поэтому рассуждения учителя русских учителей на эту тему обходили, а из его сочинений брались только практические советы.
Переход от физиологии к психологии К. Д. Ушинский начинает анализом отношения души к нервному организму. "Отношение, в которое душа поставлена к нервному организму, составляет одну из величайших тайн творения... Теперь, по крайней мере, ясно для нас уже одно, что нервный организм стоит неизбежным звеном и единственным посредником между внешним миром и душой...". Ученый отказывается от устоявшейся системы изложения психических явлений и предлагает свою систему – дидактическую, максимально приспособленную к педагогике. Разделение психических явлений на явления сознания, чувства и воли выполнено под признанием особенного субстрата душевных явлений. "Таким образом, мы будем иметь в нашей антропологии три главные отдела: отдел... телесного организма, ко второму отделу, посвященному душевным явлениям, приступаем теперь, а третьим отделом, отделом явлений духовных, закончим нашу психологию".
Сознание проявляется в различных душевных процессах: в процессе внимания, памяти, воображения и рассудка. Внимание принадлежит душе. Точно также ей принадлежат и сознание, и ощущение. Припоминание может быть механическим или душевным. Ассоциации "по сердечному чувству" тоже существуют. Теперь ученые регистрируют их по силе энергетического возбуждения.
Душа и память – неразделимы. Мы – то, что мы помним. Только то, что мы удерживаем внутри нас, можем мы перерабатывать далее: развивать в высшие духовные формы и прилагать к жизни. Вспоминать, воображать и мыслить – не одно и то же. Процесс воображения совершается в форме единичных представлений, а процесс мышления в форме понятий. Отсюда еще одно определение человека: он может образовывать понятия, а животное – нет.
Влияние духовных особенностей человека на рассудочный процесс выражается в том, что идеи и слова, являясь основой этого процесса, совершенно различным образом соединяются в рассудочном процессе, откуда возникает огромное многообразие заключений, вычленить среди которых правильные и неправильные не представляется возможным. Человеку дано руководствоваться рассудком и разумом. Рассудок – это принцип науки, а разум – принцип практической жизни.
Движение всех душевных процессов К. Д. Ушинский рассматривает в неразрывной связи с социумом. Человека он не мыслит вне человеческого общества и многократно подчеркивает влияние последнего на развитие человека, на зависимость результатов этого развития от уровня состояния общества, степени включенности человека в общественную деятельность и производство.
Заключая свой труд, К. Д. Ушинский еще раз подчеркивает значение знаний психологических и социальных, которые он рассматривает в единстве с душевными и духовными, для правильного воспитания юношества. Если знания, которыми мы обладаем, будут разумно использованы наставниками молодых поколений, то польза от этого отечеству и каждому человеку будет большая.