Лекция 5. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Общество, как и природа, является средой обитания человека, оно представляет собой систему экономических, политических, социальных, правовых и духовных отношений, в которые включен человек. При этом человек не растворяется в обществе, так же как он не растворяется в природе. Личностное отношение к общественным отношениям, стереотипам поведения и деятельности предполагает автономность и свободу. Человек может думать, оценивать и в зависимости от этого что-то поддерживать в существующем обществе, а что-то отрицать и менять. Если же личность растворяется во внешних социальных связях, то она теряет идентичность и чувство реальности своего "я"[1]. Сущность общества заключается во взаимодействии людей, общество – это и процесс такого взаимодействия, и его форма, и результат. Общественные отношения – наиболее устойчивые и значимые взаимодействия между людьми, а общество – целостная самоорганизующаяся система таких взаимодействий.

История, социология, этнография, культурология – все эти науки изучают общество. Кроме того, общество – особый предмет и философской рефлексии. В отличие от частных наук, философия формирует целостный взгляд на историю и выделяет ценностный момент в изучении общества, т.е. размышляет о смысле и цели истории, о судьбах человечества и гармоничном общественном устройстве, а также о месте человека в истории. Иными словами, философия предлагает не только объективные знания об обществе и истории, но и ценности, в которых выражается конкретное, обусловленное эпохой и культурой представление об обществе и о месте человека в нем. В вопросах об обществе и об истории мировоззренческая природа философского знания проявляет себя во всей полноте[2]. Философия истории является одновременно синтезом и интерпретацией истории, она анализирует ход событий и показывает, что они подчиняются внутреннему закону. Философ Арнольд Джозеф Тойнби считает, что философия истории изучает универсальное историческое бытие сквозь призму субъективного опыта человека.

Самой ранней известной концепцией общества была теория идеального государства Платона[3]. По мнению Платона, идеальное государство стремится к своей главной цели – общему благу, этому подчинены частные интересы людей. Идеальное государство состоит из трех каст: философов (правителей), воинов (стражей), ремесленников и земледельцев. Платон выделяет три сословия по аналогии с тремя частями человеческой души: разумной (философы), яростной (воины) и вожделеющей (ремесленники и земледельцы). Различие в душевных свойствах дано людям от рождения, т.е. они уже рождаются представителями той или другой касты. По мнению Платона, государство может быть мудрым и справедливым благодаря душевным свойствам управляющих им людей. Поскольку мудростью обладают только философы, то именно они должны управлять государством. Задача воинов – защищать государство от внешних и внутренних врагов, а роль ремесленников и земледельцевобеспечение всех необходимыми материальными благами. Государство справедливо, если каждое сословие добросовестно выполняет свою работу. Ремесленникам и земледельцам для этого необходимы собственность и семья, а стражам и философам для выполнения их общественных функций семья и собственность не нужны.

Средневековая философия изменила взгляд на природу общества и впервые предложила линейную концепцию исторического процесса. История начинается с грехопадения первых людей и заканчивается Страшным судом и вторым пришествием Христа. Один из философов Средневековья Аврелий Августин рассматривает историю как долгую борьбу добра со злом, а затем спасение человечества и обретение им утраченного единства с Богом. Этот взгляд на историю был главным в философии Средневековья.

Важной вехой в развитии философских представлений об обществе и государстве стали идеи философа эпохи Возрождения Никколо Макиавелли. По его мнению, политика должна быть свободна от всего внешнего, т.е. от религиозных, этических и философских норм и правил. Политика – это сфера действия, а главная цель действиявласть. Макиавелли утверждает, что цель оправдывает средства, поэтому для того, чтобы удержать власть, правитель может и должен использовать любые средства. Самые удачные и эффективные инструменты удержания власти – это любовь и страх, причем страх – лучшая гарантия власти, чем любовь. Макиавелли считает, что люди по своей природе злы, поэтому правитель должен удерживать их от неблаговидных поступков с помощью страха наказания. Концепция Макиавелли явилась радикальным поворотом в философских представлениях об обществе и государстве, поскольку ее предметом впервые стала реальная политика, а не идеальные и умозрительные конструкции.

Новое время предложило свою версию происхождения и устройства государства – концепцию естественного права и общественного договора. По мнению Томаса Гоббса, природное равенство людей приводит к соперничеству, поэтому естественное (догосударственное) состояние – это война всех против всех. Страх смерти и осознание того, что естественное состояние гибельно для человеческого рода, подталкивает людей к заключению общественного договора. Общественный договор – это договор каждого с каждым о передаче права управления общей власти. Сам факт заключения такого договора свидетельствует о переходе человечества от естественного состояния к гражданскому. Главный признак гражданского состояния – государство, т.е. публично организованная принудительная сила. Держателем власти выступает суверен. Заключая общественный договор, люди передают ему часть своих прав и превращаются в подданных. Гоббс считает, что общественный договор отнимает не все права, у подданных остаются неотъемлемое право на жизнь, право не свидетельствовать против себя, право на решение семейных дел, право на выбор места жительства, право покупать и продавать. И эти права государство должно защищать.

Джон Локк уточнил идею естественных прав, заявив, что неотчуждаемыми правами личности являются право на жизнь, свободу и собственность. Этими правами обладают все люди от рождения, а гражданские законы, по мнению Локка, основываются на естественных правах.

Философ-просветитель Жан Жак Руссо предлагает свою версию концепции общественного договора. В отличие от Макиавелли он считал, что люди по природе добры, и поэтому естественное состояние – это вовсе не война всех против всех, а свобода, простота и всеобщее счастье. В основе перехода от естественного состояния к гражданскому лежит частная собственность и порождаемое ею неравенство. Руссо утверждает, что именно гражданское, цивилизованное состояние искажает природу человека и делает его злым. Общественный договор, который сознательно заключают люди, призван совместить свободу и общий союз в условиях цивилизации, т.е. создать и сохранить справедливое гражданское состояние. Этот договор делает каждого человека, с одной стороны, подданным, с другой стороны, сувереном, а единство этих двух качеств и создает, по мнению Руссо, гражданина – подлинного участника государства.

До середины XIX в. философы разных школ и направлений считали, что развитие общества и истории определяют поступки и решения великих людей: королей, императоров, крупных политических, религиозных или военных деятелей. Их замыслы и расчеты, их ошибки и поражения приводят к тем или иным историческим событиям, которые и определяют ход истории. Согласно другой точке зрения, главную роль в истории играют вовсе не люди, а Бог, абсолютная идея или мировой дух. В этом случае развитие общества идет целенаправленно и не зависит от воли людей, даже великих, которые остаются лишь орудием сверхличных сил.

Материалистическое объяснение истории впервые было предложено Карлом Марксом в середине XIX в., его теория общественно-экономических формаций будет подробно рассмотрена в параграфе 5.8.

В конце XIX в. произошел и еще один поворот в философских взглядах на историю: на смену линейному взгляду на историю пришло представление о цикличности общественного развития, история человечества предстала как цепь сменяющих друг друга цивилизаций[4]. Этот новый подход получил название цивилизационного, он связан с именами Фридриха Ницше, Освальда Шпенглера, Макса Вебера, Арнольда Джозефа Тойнби.

В современной философии нет единой концепции возникновения и развития общества. Философы придерживаются формационного и цивилизационного подходов, линейной и циклической моделей истории, это многообразие выражает реальную сложность исторической жизни, которую невозможно свести к какой-то одной философской теории. Такое разнообразие, скорее, следует считать достоинством современной философии. В зависимости от того, какой аспект общества или истории нужно изучить, можно выбрать ту или другую философскую концепцию. И никогда не стоит забывать, что жизнь богаче, чем любые теории, ее объясняющие.