Лекция IV. Человек, государство и право
Человек как разумное существо в соответствии со своими потребностями и интересами устанавливает определенные цели, для достижения которых он выбирает в зависимости от обстоятельств ту или иную организационно-правовую форму своего существования вплоть до государства. В рамках научной абстракции можно утверждать, что человек сам создает, выбирает различные организации, в том числе государство, делегируя ему часть своих прав и обязанностей, сознательно ограничивая свою свободу в надежде на защиту с его стороны всего комплекса жизненно важных интересов. Разумеется, не всегда это зависит от субъективного желания индивида, не всегда его удовлетворяет сложившееся положение, и у него есть два выхода: или смириться с существующим порядком вещей, или пытаться изменить ситуацию. В любом случае в основе тех или иных действий всегда лежит интерес.
При этом следует иметь в виду, что интерес изначально не является правовой категорией. В основе интереса могут лежать биологические, психологические, экономические, политические и иные потребности. Правовым интерес становится тогда, когда для его обозначения и реализации необходимы юридические формы и средства. Таковыми выступают субъекты и нормы права, субъективные права, обязанности, юридические гарантии, методы и формы их осуществления и др.
Формы, виды и степень участия человека в формировании государственно-правовых институтов могут быть самыми разнообразными. В зависимости от форм демократии можно различать непосредственное (сходы, референдумы) и опосредованное участие (выборы представительных органов государственной власти). По степени активности - активное и пассивное участие (реализация активного или пассивного избирательного права). По субъектам общественных отношений это участие может осуществляться через государственные органы или через политические партии, общественные организации, оно может иметь индивидуальный или коллективный характер, быть направлено на удовлетворение частных или публичных интересов.
Воздействие человека на формирование и функционирование указанных институтов может также выражаться в виде одобрения или критики в средствах массовой информации, на собраниях и митингах, в форме поддержки или пассивного сопротивления (участия или неучастия в выборах, государственных программах, займах), в виде активных вынужденных или спровоцированных действий вплоть до неправовых (несанкционированных демонстраций, забастовок и т.п.).
Одной из важнейших форм участия человека в организации и функционировании государства и правовой системы общества является правотворчество.
Определение, принципы и виды правотворчества
В широком смысле понятие "правотворчество" - интеллектуальная человеческая деятельность по созданию права и государства. Результатом этой деятельности являются нормативные правовые акты, составляющие в своей совокупности позитивное право. Эти акты, например конституции, учреждают органы государства, закрепляют их компетенцию. Поэтому в узком смысле понятие "правотворчество" - это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене правовых актов, содержащих юридические нормы. Таким образом, государственный характер правотворческая деятельность приобретает в силу того, что ее осуществляют в основном соответствующие органы государства (парламент, президент и т.д.). Кроме того, иным формам права: результатам референдумов, опросов, обычаям, прецедентам - также придается общеобязательное значение путем утверждения, санкционирования их государством.
Принципы правотворчества - основные интеллектуально-идеологические начала организации и осуществления правотворческой деятельности.
Принцип демократизма характеризует соответствие законодательства существующему в стране демократическому государственно-политическому режиму, реальность влияния на правотворческий процесс институтов гражданского общества. Он выражается в широком круге субъектов права законодательной инициативы, в процедурах и стадиях принятия законов, гласности обсуждения законопроектов, наличии такой формы правотворчества, как всенародное голосование, и др.
Принцип законности означает, что нормативные правовые акты должны приниматься только соответствующими государственными органами в пределах их компетенции и не должны противоречить конституции страны и действующему законодательству. Принятие их осуществляется в соответствии с установленным регламентом с соблюдением необходимых правовых процедур.
Принцип преемственности заключается в том, что всякий вновь разрабатываемый нормативный правовой акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государства и цивилизации в целом. Примером может служить ГК РФ, в котором появились новые для российского законодательства институты доверительной собственности, банковской гарантии и др.
Принцип научности в данном случае имеет несколько значений. С помощью науки можно: а) выявить общественные потребности в необходимости принятия того или иного нормативного правового акта; б) разработать концепцию законопроекта; определить технико-юридический инструментарий; в) разработать методику мониторинга эффективности действия этого акта.
Принцип профессионализма требует от всех участников правотворческого процесса (депутатов, чиновников, политических и общественных деятелей) оптимальных правовых знаний и навыков в этой специфической юридической деятельности.
В зависимости от субъекта, осуществляющего создание права, различают следующие виды правотворчества:
- референдум (одобрение или неодобрение проекта закона путем всенародного голосования);
- принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства;
- санкционирование государством обычаев;
- выработка судебного прецедента.
Во всех современных государствах самый распространенный вид правотворчества - создание закона. Иначе говоря, главный источник права - закон.
Закон - обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Перечислим характерные признаки закона как ведущего источника права.
1. Закон - юридический документ, содержащий нормы права.
2. Это результат правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или референдума всего народа.
3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе, нуждающиеся в юридическом урегулировании законом.
4. Он обладает высшей юридической силой, проявляющейся в невозможности его отмены другим органом, кроме примявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.
5. Закон является фундаментальным юридическим документом, базой, основой, ориентиром для нормотворческой деятельности иных государственных органов или судов.
Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах. Это предъявляет повышенные требования к содержанию закона. В самом общем плане можно сказать, что ОГЛАВЛЕНИЕ закона должно быть правовым, т.е. соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым, естественным правам человека. Такие права заключены в основном в авторитетных международно-правовых документах ООН. Эти документы составляют юридическую базу правовой защиты каждого человека в отдельности и человеческой цивилизации в целом и служат юридическим императивом для законодателей любых государств (например, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. и др.). Степень соблюдения прав человека в законе - это критерий качества самого закона, показатель его сущности и полезности, справедливости и ориентированности на свободу. ОГЛАВЛЕНИЕ закона образует первичные нормы, которые получают конкретизацию и развитие в подзаконных актах.
Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение гуманистично: человек и общество защищены от возможной опасности волюнтаризма, грубых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение невозможно без оснований, указанных в законе.
В государстве, имеющем парламентскую систему, формируется, естественно, и система законодательства, состоящая из нормативных актов парламента (законов, статусов и т.д.). Механизм законопроектной работы парламента отличается следующими особенностями: ограниченным кругом субъектов законодательной инициативы; строгой процедурой прохождения проекта в парламенте; последовательной сменой стадий правотворчества; множественностью средств юридического реагирования, находящегося к распоряжении законодателя; обусловленностью юридического содержания правотворческого акта кругом регулируемых отношений.
Особой разновидностью правотворческой деятельности является подзаконное правотворчество. Оно имеет место во всех случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к высшим представительным органам государства. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона. На практике часто встречаются случаи, когда закон завершается статьей, указывающей па то, что порядок применения закона определяется постановлением правительства и, пока такое постановление не издано, закон не может вступить в силу.
К субъектам подзаконного правотворчества относятся президент (глава государства), правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов.
Особый вид правотворчества, примыкающий к подзаконному правотворчеству, - правотворчество органов местного самоуправления и негосударственных юридических лиц.