Человек энергоинформационный
В отличие от европейской восточная философия с древнейших времен рассматривает человека как энергоинформационное существо. Физическое тело, простейшие физиологические функции для его обслуживания – это низшая и далеко не определяющая структура человека. Даже более тонкая психическая структура, в которой европейская философия усматривает "высший смысл" человеческого, служит всего лишь для ответных реакций на вызовы внешнего мира и приспособления человека к условиям существования в физическом мире.
Восточная философия никогда не исключала из своих теоретических рассмотрений и практических действий душу, которая рассматривается как средоточие жизненной энергии человека. Наоборот, душа, энергия – краеугольный камень в фундаменте всех восточных учений. На учениях об энергетической природе человека возникли мощнейшие практики, из которых европейцам более-менее известны йога и восточная медицина. Как известно, эти практики направляют свои главные усилия не на исцеление физического тела, а на корректировку энергий организма, развитие духовных сил. Когда высшие сферы человека укрепляются духовно, тело становится здоровым автоматически.
Почему расходятся между собой в оценке человека восточная и европейская философии? Все дело в выборе оснований и способах мышления. Если для европейской философии характерен так называемый линейный подход к проблеме человека, то восточная всегда придерживалась и придерживается нелинейного подхода. Линейно мыслящий человек воспринимает порядок вещей строгой логикой и в точном соответствии с научными достижениями. Человек нелинейного мышления не привязан к прямому материальному подтверждению результатов наблюдений и убежден в существовании вещей, до открытия и объяснения которых наука пока "не дошла". Он принял "другую точку зрения", иную основу рассмотрения всего сущего и поэтому твердо убежден в существовании того, что недоступно чувствам, чего не видят глаза и не слышат уши.
Различие между линейным мышлением в оценке человеческого существования, характерным для материализма XX в., и нелинейным мышлением, свойственным науке Востока, особенно отчетливо проявилось в связи с новыми открытиями в сфере естественных наук. Физика уже не может объяснить природу многих естественных явлений, полагаясь только на классический материалистический подход. Волей-неволей для приемлемого объяснения пришлось соединять материальное и нематериальное, признавать, что элементарные частицы ведут себя и как материальные объекты, и как волны, образующие поля. Квантовая физика, теория поля, другие разделы современной физики все дальше уходят от упрощенного материалистического объяснения сущности явлений. В размышлениях современных физиков все больше присутствуют силы, энергии, волны, поля, вибрации.
Для европейских ученых отход от линейного мышления наметился лишь в XX в. с появлением квантовой теории и, особенно, с развитием синергетики. Не считая некоторых гениальных прозрений Гераклита, а также представлений монизма в XVI в., не нашедших в свое время продолжения, европейская наука строго следовала принципам линейного (так и хочется сказать – прямолинейного) мышления. Между тем, Восток шел своим путем. Он так и не пристал к логическим доказательствам, предлагаемым европейской наукой. Правдиво сказано: "Восток – дело тонкое".
Европейская философия постулировала доминирование ума – всем правит Логос. На первый взгляд, только так и должно быть. Ведь мы наблюдаем строгий порядок в Космосе, в природе. Логос – универсальный принцип всего сущего. Наука должна отыскать начала порядка, установить закономерности его изменения. При этом само собой подразумевалось, что порядок может наблюдаться только среди материальных объектов (частиц), а поэтому все требовалось прежде всего свести к частицам. О том, что в мире существуют не только материальные частицы, знали, но работать с материей было проще, удобней. Здесь можно было все проверять логикой, и все, что ей не соответствовало, объявлять ненаучным. Клеймо "антинаучно" надолго, если не навсегда, закрывало доступ пытливым умам в величественный храм науки. Лишь в последней четверти XX в. забурлил поток альтернативных публикаций, которые поспешили назвать паранаукой (от греч. para – "рядом"). И сегодня, когда вы входите в Интернет и набираете вызов "Энергетика человека", система сначала отправляет вас к разделам "парапсихология", "паранаука".
О том, чтобы отказаться от привычной формы мышления, европейские ученые не помышляли. Немногое изменилось и сегодня.
На Востоке, и прежде всего в китайско-индийской философской традиции, нелинейное мышление является естественным с древнейших времен. В отличие от греческого Логоса, Дао не создает сущего из противоположных стремлений (элементов), а следует спонтанному ритму мира. В Древнем Китае считали, что все вовремя приходит и вовремя уходит, то "инь", то "янь" набирает силу, и на грани Великого предела ("Тай-цзы") начинается обратный путь: они меняются местами. При этом нет ничего однонаправленного и однозначного, все одновременно и "инь", и "янь", все центробежно и все центростремительно, все одновременно в покое и в движении.
В отличие от греко-романского мира, который очень рано стал противопоставлять дух и материю (в христианстве противопоставление души и тела), китайцы никогда их не разделяли: для них мир был непрерывной последовательностью от пустоты на одном конце до самой грубой материи на другом, и поэтому душа не стала в Китае невидимым антиподом материального тела.
Мы уже обсуждали главный методологический подход нашей науки о человеке – расчленять целое на части с целью более глубокого познания отдельных частей. Беда в том, что отдельные части, как бы глубоко они не были исследованы, мы не умеем "склеить" в целое. Дискурсивное мышление, основанное на принципе бинарных оппозиций, по своему имманентному принципу не может не расчленять целое на части и не противопоставлять их друг другу. При этом разрушается гармоническое единство и целостность бытия, и человек отчуждает себя как от окружающей природной среды, так и от своей внутренней сущности, и в итоге утрачивает целостное видение мира.
Даосско-буддийский мир принципиально неразделим. Для даосско-буддийского мышления характерны: нелинейность, сингулярность, синхронность, вытекающие из непричинного типа связи; недуальность, обусловленная взаимопроницаемостью "инь-янь"; недвойственность уровней единого, универсального, непреходящего и единичного, уникального, переходящего. Целостный подход обусловлен осознанием принципиального единства макро- и микромира, внутреннего и внешнего, души и тела.
Только целостность, никакого членения и выделения. Это главный принцип конфуцианства. Великий сунский неоконфуцианец Чжу Си (1130-1200) считал Космос организмом, способным к воспроизведению через рождение и наделенным сознанием, которое присутствует во всяком объекте. Структуры Космоса и человека однотипны и одноприродны так же, как и структура сознания. Поскольку основные нормы общественной жизни заданы Космосом, то он обладает теми же этическими чертами. Сунские философы связывали социальное, моральное и космическое в единое целое не только для того, чтобы очеловечить все сущее, но также и для того, чтобы понять Человека в космическом смысле.
Сунский философ Чжан-Цзай (1020–1077) выделил первоначало всего, энергию "ци". Этим он вернул конфуцианству философскую основу. Если первоначально "ци" означало "газ" или "эфир", то неоконфуцианцы рассматривают "ци" в рамках гораздо более сложной и абстрактной идеи – как основную субстанцию Вселенной. Выше было заявлено, что основной субстанцией Вселенной является энергия, это не противоречит учению неоконфуцианцев, поскольку "ци" тоже существует в виде волн-энергий и способна концентрироваться при определенных обстоятельствах в материальные частицы.
Поскольку все вещи состоят из "ци", люди, являясь частью огромного тела Вселенной, тоже состоят из этих волн-частиц. Отсюда и основная характеристика человека – его энергетическое (квантовое) поле. Подобно квантовому полю, открытому современной квантовой физикой, "ци" воспринимается как нематериальная, ускользающая от восприятия форма существования материи, присутствующая одновременно во всем пространстве и способная концентрироваться в виде различных материальных тел. "Ци" конденсируется и рассеивается с ритмической периодичностью, порождая формы, которые вновь растворяются в Пустоте. Как и в теории квантового поля, поле "ци" не только лежит в основе всех материальных объектов, но и осуществляет их взаимосвязь, принимая форму волн. Согласно китайским философам "ци", конденсирующееся в виде осязаемого вещества, не имеет самостоятельной сущности, а все остальные предметы взаимодействуют друг с другом при помощи волн или колебаний, характер которых зависит от ритмического колебания инь-янь.
Рис. 10. Человек энергоинформационный
Таким образом, отдельные предметы обладают своими собственными ритмическими характеристиками, которые вплетаются в общий узор мировой гармонии. Подобно восточной Пустоте, физический вакуум – не просто состояние абсолютной незаполненности, но в соответствии с наивысшим достижением физики конца XX в. – Стандартной Моделью физики элементарных частиц – содержит в себе возможность существования всех форм мира.
В Древнем Китае понятие "ци" использовалось также для обозначения душевной, жизненной энергии, или энергии, одушевляющей Космос.
Европейские мыслители сегодня тоже говорят о душе как энергии человека. Согласно новейшим (в то же время и древнейшим) взглядам душа человека – жизненная энергия. Тело – вместилище души. Душа проявляет себя через энергию, которой в избытке наполнены все органы человеческого тела, особенно мозг и сердце. Ее можно обнаружить и даже визуализировать с помощью новейших методов, в частности метода газоразрядной визуализации (ГРВ) (рис. 10).
Санкт-Петербургские ученые под руководством академика К. Г. Короткова утверждают, что процессы сознания, души, воспитания принадлежат другому, нефизическому измерению. О них мы можем судить через преобразования процессов физических и, при внимательном рассмотрении, видеть в них то, чего раньше не замечали, – проявление скрытых энергий. Такой подход уже пробивает себе дорогу в различных науках. Создатель метода газоразрядной визуализации профессор К. Коротков пишет: "Таким образом, с нашей точки зрения, современные научные методы позволяют строго исследовать многие спиритуальные, метафизические процессы, "таинственные явления человеческой психики", такие, как телепатия, целительство, телекинез, и при этом оставаться в рамках научной парадигмы".
Педагогика больше не может отрицать новейших знаний об энергоинформационной природе человека, о его душе и душевных явлениях, имеющих первостепенное значение для воспитания.