Лекция 1. ЧЕЛОВЕКООБРАЗОВАНИЕ
Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью.
Виктор Пого
Можно смело утверждать, что ни о ком и ни о чем не написано так много и разнообразно, как о феномене человека, личности, индивидуальности... Ненасыщаема вечная потребность людей знать и узнавать о себе все больше. В сущности, именно этой вечной как мир и жгучей потребностью подвигнуты многие науки, посвященные самым разным аспектам человеческой жизни. И среди них знающая пусть не все, но очень многое о внутреннем мире, душе человека психология и посвятившая себя поискам того, как правильно помогать этому миру формироваться и воплощаться, педагогика. Обе эти науки, каждая по-своему, тесно связаны их общей ответственностью за наши представления о взаимосвязи и взаимовлиянии внутреннего мира личности и его внешних проявлениях в активности самого человека, реализуемой в деятельности, в отношениях, общении с другими людьми. Впрочем, ответственны и мы, каждый из нас, за то, насколько мы руководствуемся рекомендациями названных наук в своем собственном общественном и индивидуальном повседневье – семейном, профессиональном, социальном, – в котором и образуется, и самореализуется человеческая личность.
Иногда приходится слышать: мол, все эти научные премудрости понятны только профессионалам – педагогам, психологам; у них свои "разговоры и заморочки", а у нас проблемы другие – жизненные. Что ж, верно: проблемы у каждого свои, но ведь с подобными, такими же проблемами сталкиваются, встречаются и другие люди. Как разобобщением и объяснением, осмыслением и описанием этих проблем, их причин и характера и озабочена наука, обосновывая и предлагая пути и условия решения. А что касается "разговоров и заморочек", то, во-первых, какими бы они ни были, они всегда – о тех же жизненных проблемах; во- вторых, в прикладном плане доступны всякому, кто захочет их понять, найти объяснение их природе и конкретным особенностям. Согласимся: чтобы решить геометрическую задачу, нужно знать соответствующую теорему; чтобы объяснить некое событие далекого прошлого, нужно знать законы истории; чтобы писать без ошибок, надо знать правила грамматики. Это и подобное очевидно, но мы почему-то норой ошибаемся и в математических расчетах, и в предположениях о прошлом и грядущем, и в записи слов и выражений...
Многое, очень многое важно знать и о таком сложном явлении, как человекообразование, сколь бы ни был своеобразен этот процесс при тех или иных особенностях психического развития, в тех или иных возрастных, социальных условиях, жизненных ситуациях. Поэтому настоятельно советуем проявить активность и постараться понять то, казалось бы, очень общее, о чем пойдет речь в данной главе. А если какие-то наши с вами "разговоры" окажутся поначалу непонятны, рекомендуем: не отбрасывайте их, как говорится, с порога, а загляните в словарь в конце книги, чтобы все-таки освоить действительно непростой материал.
Социальное воспроизводство поколений
Вынесенным в заголовок параграфа словосочетанием обозначается человекообразование – процесс созидания и самосозидания целостного человека как единства разума и чувств, духа и воли. Представлением об этом процессе определяются суть, назначение и реализация взаимосвязи психологии и педагогики. Каждый из людей – участник сложного и непрерывного процесса социального воспроизводства поколений. Он восходит к глубокой древности, к тому времени, когда стадо становилось обществом, и составляет главный смысл существования человечества, а потому и ровесник ему и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Биологическая сущность людей остается принципиально неизменной, в том числе и функция биологического воспроизводства. Социальная же функция изменяется по мере развития цивилизаций, преемственно воспринимается и передается от поколения к поколению. Социальность может быть представлена интеграцией ряда аспектов:
• осознания себя членом общества – субъектом взаимодействия с ним, с другими людьми;
• сознательного выполнения норм социального бытия;
• способности активно приобщаться к социальным ценностям, их освоению и созиданию;
• реализации познавательной, трудовой, семейной, досуговой функций на основе гуманизма и духовности.
Социальность – это культура мышления и культура чувств, культура духовной жизни и культура поведения. Именно социальность не только отличает человека от животного, но и делает его Человеком, и с этой точки зрения она выступает наиболее общим признаком общечеловеческого. Образование Человека, человекообразование, т.е. результат его социального воспроизводства, и есть творение и самотворение его социальности.
Процесс социального воспроизводства поколений характеризуется рядом противоречий:
• на уровне общества – между традиционными представлениями и новыми явлениями, между идеалом социальности и реальным ее состоянием, между целесообразными для общественного развития темпами и глубиной социальности различных слоев населения и действительной ее динамикой, в ряде случаев отрицательной, и т.д.;
• на уровне отдельного человека – между общественными нормами и их личным осознанием и следованием им, между духовными потребностями и возможностями и способами их удовлетворения, между реальными внешними (идущими от общества и государства) влияниями на развитие социальности и ограниченностью внутренних установок, усилий самого человека на такое развитие и др.
Однако, хотя социальность – явление, социально-исторически обусловленное, хотя ему присущи самые острые противоречия, ничто не может ни прервать, ни остановить вечные процессы социального воспроизводства поколений и образования Человека. Можно и нужно лишь адекватно их стимулировать. Ведь сущность процесса совсем не кажется сложной: он сводится к накоплению опыта социального существования. Такой опыт, сочетая некие характерные черты, всегда своеобразен, неповторим у любого из нас, причем не только с точки зрения его содержательной наполненности, но и с позиции путей и способов его обретения. Среди главных черт процесса накопления социального опыта необходимо выделить по крайней мере две равно значимых: во-первых, его непрерывность и динамичность в течение всей жизни человека; во-вторых, то, что сам человек сознательно или стихийно выступает не только объектом жизненных обстоятельств, внешних влияний, формирующих его опыт, но и субъектом такого формирования, активным участником процесса. Более того, именно стремлению людей упорядочить внутреннюю и внешнюю составляющие этого процесса и обязаны своим существованием и психология, и педагогика – всегда социально ориентированные и в то же время обращенные к каждому из нас.
Социальность включает в себя культуру, воспитанность, образованность человека. У каждого из нас их уровень и сочетание различны: любой человек индивидуально сочетает общее и особенное в физическом строении (мужском или женском), психических свойствах и процессах, духовном облике. Тем не менее неповторимость каждого нс исключает, но предполагает схожесть с другими по самым различным признакам: социальному положению и национальной принадлежности, параметрам физическим и нравственным, возрастным и профессиональным и т.д. В этом – истоки и основы типичного, т.е. того общего, своеобразного, что объединяет ту или иную группу индивидуально разных людей, скажем, военных, рабочих, студентов, а внутри такой группы – бригаду, отдел, класс и т.п. Так любой из нас становится (должен становиться) носителем тройственности общего, особенного и единичного: избыток или дефицит одного из них, нарушение целесообразного сочетания в триаде – в числе главных причин общественных бед и личных драм.