Человеческий капитал
Человек воспринимается сегодня как главный ресурс организации, от которого в решающей мере зависит ее благополучие, т.е. в современном производстве изменилась роль человека благодаря:
– обострению глобальной конкуренции, существенно поднявшей "планку требований" к работникам и качеству их труда;
– опыту передовых компаний и Японии, добившейся значительных экономических успехов за счет персонала;
– повышению уровня образования и квалификации, профессиональной зрелости работников;
– изменению содержания труда, связанному с появлением принципиально новых технологий;
– развитию демократии на производстве и в обществе;
– росту стоимости рабочей силы.
Человеческий капитал представляет собой совокупность социокультурных и личностно-психологических свойств работников: знаний, навыков и способностей к осознанным действиям, постоянному совершенствованию и развитию [3].
Человеческий капитал неоднороден. Он подразделяется на общий (перемещаемый) и специальный (неперемещаемый).
Общий человеческий капитал включает в себя теоретические и другие достаточно универсальные знания, имеющие широкую область применения, а также общие профессиональные (специализированные) знания. Это могут быть, например, знания, полученные при изучении обычных учебных предметов: математики, физики, информатики, иностранных языков и т.п. Важной формой наращивания общего человеческого капитала является самообучение.
Специальный человеческий капитал можно соотнести лишь с конкретной организацией. Он включает в себя знания особенностей рабочего места, руководства, коллег по работе, их возможностей, достоинств и недостатков, клиентов, специфики предприятия, региона и т.п., а также практические навыки по использованию этого рода знаний. Специальный человеческий капитал накапливается в процессе трудовой деятельности, приобретения практического опыта.
Одна из наиболее эффективных моделей накапливания и использования человеческого капитала, особенно специального капитала, – японская система пожизненного найма работников, в более мягких формах широко используемая также рядом транснациональных американских и западноевропейских корпораций, например, компанией IBM. Данная система обеспечивает максимальное наращивание и закрепление знаний, умений и навыков работников на определенных предприятиях.
Человеческий капитал имеет ту особенность, что он сохраняется и увеличивается по мере использования (за счет приобретения нового опыта и знаний).
Накапливание общего и специального человеческого капитала служит одной из важнейших предпосылок наиболее эффективного использования персонала. Оно обеспечивает высокую компетентность и неформальную вовлеченность работника в дела коллектива, позволяет ему максимально проявить инициативу, раскрыть свои способности и дарования. В современном производстве многие передовые фирмы сделали наращивание человеческого капитала непрерывным процессом. Наличие персонала высочайшей квалификации делает их практически недосягаемыми для менее богатых человеческим капиталом конкурентов, которые, даже обладая такой же передовой техникой и технологией, обычно не в состоянии использовать их с такой высокой отдачей.
Важно при этом отметить высокую экономическую отдачу от инвестиций в человека. Исследования показали, что экономическая отдача затрат на обучение сотрудников намного превышает инвестиции в новую технику и оборудование.
Основные характеристики человеческого капитала:
– численность и структура персонала организации;
– духовное и телесное здоровье его носителей, которое обеспечивает их нормальную работоспособность;
– знания, опыт и квалификация.